Электронная библиотекаМолодежь России

«Чтобы тело и душа были молоды…» О физической культуре и спорте в СССР

Физическая культура и спорт в Советском союзе всегда были частью коммунистического воспитания граждан. Воспитание «нового человека», которое советское государство считало одной из основных своих целей, предполагало формирование новой бытовой культуры, «правильного» досуга, важным элементом которого была физкультура. Она сразу стала частью идеологии и государственным делом «исключительной важности, обеспечивающим физическое и культурное возрождение страны». В первые годы советской власти задачи физического воспитания в основном определялись необходимостью защиты революционных завоеваний — шла гражданская война.

Декретом ВЦИК «Об обязательном обучении военному искусству», изданном в апреле 1918 г. при Главном военно-учебном управлении Революционного военного совета республики, был организован Центральный отдел Всеобщего военного обучения (Всевобуч), на который, помимо организации военной подготовки, была возложена задача как можно шире внедрить физическое воспитание и спорт среди трудящихся (вместе с Наркомздравом и Наркомпросом, которые занимались вопросами здоровья и физического воспитания школьников). Но основным направлением работы, кроме военной подготовки (создания сети городских, фабрично-заводских и сельских площадок Всевобуча), была организация воспитательной работы. Партия стремилась максимально контролировать процесс, обращая внимание низовых партийных организаций на необходимость постоянного идейного влияния, чтобы физкультура «не приобретала формы обособленного движения, а входила бы как составная часть в общий план культурной работы».

Еще пристальнее следовало контролировать самостоятельные физкультурные и тем более спортивные объединения, которые незаметно могли попасть под влияние буржуазной идеологии. Н.И. Подвойский, возглавивший Всевобуч, образно называл их «клубы с „душком“, где группируются спортсмены в лайковых перчатках». В 1920 г. по его инициативе был создан Высший совет физической культуры, который объединил деятельность всех ведомств, учреждений по организации допризывной подготовки и физического воспитания молодежи. Совет разрабатывал программы, уставы «красных» физкультурных и спортивных организаций, методические руководства и занимался организацией и проведением физкультурных мероприятий и спортивных соревнований при неусыпном партийном руководстве.

Обо всем этом было бы скучно рассказывать, если бы не содержание общественных дискуссий, посвященных задачам и методам развития физкультуры и спорта в первом в мире государстве рабочих и крестьян. С классовым подходом было все ясно, но что следовало считать буржуазным наследием, а что допустимо было принять? Одни считали спорт нездоровым пережитком буржуазной культуры, развивающим индивидуализм, враждебный «коллективистским принципам пролетарской культуры» . А если какие-то виды спорта допустимо культивировать исходя из требований новой, коммунистической морали, то нужны ли спортивные рекорды и индивидуальные состязания? Следует ли проводить встречи с зарубежными «буржуазными» спортсменами? А может быть лучше сосредоточиться только на развитии физкультуры? И главный вопрос — как обеспечить массовость физкультурного движения? Споры продолжались почти 10 лет, примерно с начала 1920-х до начала 1930-х гг. Самыми одиозными были представители Пролеткульта, которые требовали отказаться не только от использования в советской практике прошлых «буржуазных» достижений, но и от некоторых видов спорта в принципе, поскольку они возникли и развивались в буржуазном обществе. Покушались даже на футбол как изобретение английской буржуазии. «Долой спорт!», «Долой брусья!», «Создадим свои пролетарские упражнения и снаряды!» — вот некоторые из пролеткультовских лозунгов. А новая трудовая гимнастика по их версии должна была включать «подражательные формы рабочих движений»: месим хлеб, загребаем уголь, пилим, строгаем, размахиваем кувалдой и т.п.

Отдельные представители Наркомздрава и некоторые деятели физкультурного движения периодически запрещали молодежи заниматься определенными видами спорта — борьбой, боксом, спортивной гимнастикой на снарядах, тяжелой атлетикой и даже футболом по причине отрицательного влияния чрезмерных физических нагрузок на молодой, растущий организм. Например, в 1925 г. решением Ленинградского губернского совета физкультуры были запрещены занятия боксом (правда, через несколько лет решение было отменено). А борьбой разрешалось заниматься по достижении возраста 21–23 лет.

«Футбол вызывает сильное напряжение сердца и легко приводит к азарту, а сердце у пионера слабое, управлять собой пионер не сразу научается и в увлечении может вместо получаса проиграть 3 часа, что очень вредно... Высший совет физической культуры запрещает играть в футбол раньше 17 лет. Точно так же нельзя пионерам заниматься французской борьбой... Вместо французской борьбы можно рекомендовать сопротивление в виде перетягивания друг друга на палке».

Представители педологии, очень популярного в то время направления педагогики, тоже считали, что физические нагрузки, а тем более занятия спортом вредны детям трудящихся с отягченной наследственностью, а также молодым труженикам производства, детство которых прошло в суровых условиях свергнутого революцией режима. Для них были допустимы занятия гигиенической и лечебной гимнастикой, а также игры и прогулки на свежем воздухе.

Примерно такой комплекс физических упражнений предлагался научно-методической комиссией объединенного бюро «Спартак», которое руководило физкультурным движением в Северо-Западной области. Очень популярное в то время издание.

Крадман Д.А. Физическое оздоровление и воспитание молодежи (от 12—14, 15—18 и 19-23 лет). Ч. 1
Крадман Д.А. Физическое оздоровление и воспитание молодежи (от 12-14, 15-18 и 19-23 лет) / Д.А. Крадман, В.Н. Песков, М.Г. Собецкий ; под общ. ред. Г. Собецкого, ч.1. — Ленинград, 1924. — 171 с.

Читать

В каталоге

Как обозначено в предисловии, авторами широко использованы как современная практика физического воспитания, так и программно-методические выводы Г. Эбера и Г. Демени, а также представителей шведской системы.

«Пролетариат Советской России целями методического физического воспитания ставят: достичь максимума производительности человеческой машины, иными словами, достичь здорового состояния организма, полного физического развития и высшей работоспособности каждого органа, выражающихся в приобретении здоровья, силы, ловкости, выносливости, активности характера и способности к естественным и полезным трудовым движениям и действиям».

Первая часть охватывает общее содержание научно-естественного метода физического воспитания, с распределенной программой работы на определенные периоды: годовой, по периодам года, по месяцам, неделям, дням, часам; методику воспитания и сохранения в нормальном состоянии сердца; методику нормального развития дыхания; методику ухода и воспитания кожи; практическую гигиену сна, питания и отдыха; программу и методику подготовительного отдела физического воспитания; описание элементарно-воспитательных упражнений, гигиенических и коррективных. Восемь основных групп упражнений, составляющих естественный метод физического воспитания и развития, — это упражнения в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании, поднятии тяжестей, плавании и защите.

Справочно сообщаем о том, кто такие Г. Эбер и Г. Демени, упомянутые в предисловии к двухтомнику. Жорж Демени — французский физиолог и педагог венгерского происхождения, гимнастическая система которого признавалась одной из лучших в Европе в начале ХХ в. Главной целью Демени было научить воспитанников экономить энергию при выполнении любой работы, что могло быть достигнуто путем упражнений в ловкости и координации движений. К основным средствам своей системы он относил семь видов естественных упражнений: ходьба, бег, прыжки, лазанье, поднятие и ношение тяжестей. Жорж Эбер — французский морской офицер, инструктор физической культуры и автор «натуральной гимнастики» или «естественного метода». Один из основоположников нормативной системы физического воспитания. Он также использовал восемь групп естественных упражнений с применением различных игр и закаливания. Занятия проводились на местности с преодолением канав, заборов, водоемов и прочих препятствий; снарядами служил подручный материал — лопаты, колья, веревки, камни. Считается также первым идеологом паркура. Все три упомянутые методистами «Спартака» системы (включая шведскую) не нуждались в специальных сооружениях и снарядах, что делало их доступными в условиях советской России при отсутствии спортивных объектов и достаточного государственного финансирования.

Вторая часть содержит программу и методику основного и вспомогательного отделов физического воспитания.

Крадман Д.А. Физическое оздоровление и воспитание молодежи (от 12-14, 15-18 и 19-23 лет). Ч. 2
Крадман Д.А. Физическое оздоровление и воспитание молодежи (от 12-14, 15-18 и 19-23 лет) / Д.А. Крадман, В.Н. Песков, М.Г. Собецкий ; под общ. ред. Г. Собецкого, ч.2. — Ленинград, 1924. — 232 с.

Читать

В каталоге

В книге приведены массовые, порядковые упражнения, построения, перестроения, групповые движения, фигурные марши и пирамиды; техника и методика основного отдела программы: ходьба, бег, прыжки, лазание, поднятие, метание, плавание, а также программно-методические материалы, задания и таблицы, дополняющие первую часть «Физического оздоровления и воспитания».

Немного об одном из авторов. Д.А. Крадман — один из участников последней для Российской Империи Олимпиады. Предвоенные Летние Олимпийские игры в 1912 году в Стокгольме стали для России самыми масштабными по численности участников (181 спортсмен). Возглавлял российскую сборную великий князь Дмитрий Павлович, кузен царствующего императора Николая II. Он тоже принимал участие в соревнованиях по конному спорту. Тогда результаты нашей сборной никого не обрадовали, газеты назвали их «спортивной Цусимой». Что было, конечно, обидно и не вполне заслуженно, поскольку во многом были виноваты члены российского олимпийского комитета, созданного годом ранее. Подготовка была проведена плохо, начиная от отбора спортсменов до организации условий пребывания. Вот как вспоминал об этом Д.А. Крадман:

«Нас разместили в неудобных, плохо приспособленных для жилья каютах, в каждой по шесть человек. Все лучшие места были отданы офицерам и членам Олимпийского комитета. Едва на горизонте показались шведские берега, к „Бирме“ подошла королевская яхта, которая забрала на свой борт высокопоставленных особ. Олимпийцев ждал другой прием. Дело в том, что нам перед отъездом не успели оформить заграничных паспортов. Мы вынуждены были жить на той же „Бирме“ далеко от спортивных баз».

Чем запомнилась эта Олимпиада. Первое — серебряная медаль российского атлета Мартина Клейна в греко-римской борьбе. Его полуфинальный бой с финном Асикайненом вошел в историю как самый долгий поединок (несмотря на то, Финляндия была частью Российской империи, финны всегда выступали отдельной командой). Он длился более 10 часов. Когда бой совсем затянулся, судьи даже перестали давать спортсменам время на передышку, надеясь, что они скорее лишатся сил, и поединок наконец закончится. В результате победу одержал Клейн, однако получил травму руки и из-за усталости был неспособен побороться на следующий день со своим шведским соперником. В результате золотая медаль без боя досталась шведу, но в последствии в правила борьбы были внесены изменения, ограничившие длительность поединка. И второе — счет футбольного матча утешительного турнира против сборной Германии, который Россия проиграла со счетом 0:16. На этом история участия в Олимпийских играх для царской России закончилось. Следующая Олимпиада, которая должна была состояться в 1916 году, не проводилась из-за Первой мировой войны, потом в России произошла революция. Советская же команда дебютировала на Олимпийских играх только через 40 лет, в 1952 году.

Следующая книга обзора — и самая интересная — дает повод вспомнить о двух забытых сегодня событиях, имеющих отношение к нашей теме.

Массовое действо. Сценические игры: Всемирный Октябрь поставленный на 1-й Всесоюзной Спартакиаде и другие сценические игры
Массовое действо. Сценические игры [Всемирный Октябрь поставленный на 1-й Всесоюзной Спартакиаде и другие сценические игры] / под. ред. Н.И. Подвойского. — Москва : Теакинопечать, 1929. — 172 с.

Читать

В каталоге

Издание подготовлено силами коллектива Общества строителей Международного Красного Стадиона. Был такой фантастический проект. Автор идеи — неутомимый председатель Всевобуча Н.И. Подвойский. Он предложил построить в Москве стадион для всероссийских и международных состязаний, которые утвердили бы статус столицы молодой советской республики как центра мирового пролетариата. 2 февраля 1921 года на заседании Комиссии по сооружению стадиона Н.И. Подвойский представил слушателями грандиозные перспективы реализации проекта:

«В результате этой работы, я уверен, на Россию будут действительно смотреть как на страну невероятных возможностей, ибо эта страна сумела в столь необычайном предприятии, идущем в разрез со всеми реальными условиями, в этом фантастическом и необычном предприятии сконцентрировать такое множество богатейших идей, которое дает возможность этому предприятию сыграть величайшую роль высоко революционного порядка… Этот стадион будет являться тем гигантским мировым памятником революции и свободного духа человеческого, о котором будут говорить не только в наш век, но через сотни, тысячи лет».

22 апреля 1920 года, в день двухлетия Всевобуча, на будущей строительной площадке были организованы парад допризывников и показательные выступления небольшой группы физкультурников. А после того, как третьим Конгрессом Коминтерна (1921 г.), по предложению Подвойского, был создан Красный спортивный интернационал — международная спортивная организация рабочего класса, будущий стадион переименовали в Международный Красный стадион. Было создано Товарищество строителей Международного Красного стадиона, которому в аренду на 49 лет был передан огромный участок в районе Воробьевых гор. Предполагалось возведение собственно главного стадиона (60 тыс. зрительских мест), водного стадиона (10 тыс. мест), горнолыжной трассы, футбольных полей. Велотрек и корты. Собственная электростанция, система общепита, баня с дезинфекционной камерой. А еще гостиницы, аттракционы, «театр массового действа», агиттеатр, пристань, купальни, музей физической культуры, спортивная академия и многое другое. Самый грандиозный в мире комплекс сооружений «спортивного, агитационно-зрелищного и увеселительного характера», который продемонстрирует всем преимущества коммунистического спортивно-физкультурного движения над «буржуазным олимпийским». Как нам сегодня понятно, проект реализован не был, но символическая стройплощадка будущего стадиона и часть территории в течение10 лет (до самой ликвидации ОСМКС в 1931 г.) активно использовались для проведения различных мероприятий. Массовость физкультурного движения, по версии Подвойского, должна была обеспечиваться массовыми праздниками, демонстрациями, рабоче-крестьянскими гуляниями, прогулками и экскурсиями, поскольку физическая культура, близость к природе и массовое театральное действо — основные условия «создания нового коллективистского человечества».

«Система самооздоровления, воспитания и образования должна быть построена так, чтобы народ не нуждался в медицине, во врачевании, чтобы он мог довольствоваться теми обиходными медицинскими знаниями, которыми он должен уметь владеть умело, применяя их и теоретически и практически. Каждый должен быть хорошим механиком, монтером или ремонтером своей живой машины... Этому рабочего и крестьянина должна научить система массового самооздоровления и массового самовоспитания. На врачей останется 10%».

Тем более основные «рычаги самооздоровления» — солнце, воздух и вода — доступны всем одинаково. А лучшей формой массового самооздоровления трудящихся «является рабочее гуляние, устраиваемое по типу, организуемому обществом строителей Международного Красного Стадиона». И такие гуляния проводились регулярно. Подвойский нашел единомышленника в лице режиссера Всеволода Мейерхольда (бывшего в то время одновременно и руководителем театрального отдела Главполитпросвета), который, в свою очередь, считал, что театр должен выйти из замкнутого пространства к людям, на природу и соединиться с физкультурой. Нарком А.В. Луначарский этот альянс одобрил, и осенью 1920 г. было принято решение об объединении Главполитпросвета и Всевобуча «на началах взаимного обслуживания и слияния параллельных учреждений». Кто только не принимал участие в организации массовых действ на Воробьевых горах! Кроме режиссеров Мейерхольда и Таирова в постановках принимали участие художники и поэты С.Т. Коненков, Г.Б. Якулов, Д. Бедный, В.В. Маяковский. Массовые ритмические спортивные танцы ставила Айседора Дункан. Как эти массовые действа и сценические игры выглядели в натуре, можно узнать из предлагаемой книги. А прочитав, еще и увидеть реальные фотографии участников сценических игр и некоторых сцен, чтобы убедиться, что все это было на самом деле.

«Как указано на чертеже, колонна Англии двигается первой и только когда она дойдет до Индии, Индия трогается и идет рядом с интервалом в 5 шагов. Подойдя к оркестру у трибун, каждый инструктор поворачивается к своей колонне и громко кричит: „Салют!“ Пройдя трибуну опять поворачивается и кричит: „руки вниз!“ Колонну инструктор приводит к месту склада инвентаря, но не вплотную, а останавливается не ближе 10 шагов, чтобы группа не набросилась на инвентарь. Приведя группу нужно следить, чтобы она не нарушала порядок и главное, чтобы никто не выходил из строя…после отдыха и переодевания, прибывшие рассыпались по всей территории Ленинских гор. По территории были разбросаны всевозможные аттракционы, игры и забавы. Всех встречали инструктора и вводили в общий ход развлечений. Оркестр играл увертюру».

Если читать сначала и по порядку, становится понятно, что сценические игры были интерактивным действом с фантастическим числом участников. В книге даны подробные методические указания относительно организации мероприятия (таблицы, схемы), а кроме того, четыре сценария, или, как называют их авторы, партитуры сценических игр: «Индейцы, англичане, красные»; «Англичане, американцы, китайцы, красные»; «Англичане, красные, китайцы, американцы». И, конечно, «Всемирный Октябрь» — сценическая игра, показанная во время проведения Всесоюзной Спартакиады 1928 г. — самого грандиозного спортивного мероприятия, прошедшего в СССР в довоенный период. Посвящена она была 10-летию Советской власти и первой пятилетке. Но не только. Спартакиада проводилась в Москве с 12 по 24 августа 1928 г., практически в то же время, что и IX Олимпиада в Амстердаме (день торжественного открытия Спартакиады — 12 августа — совпал с закрытием Олимпиады). И никто и не скрывал, что наше мероприятие является демонстрацией мировой рабочей спортивной солидарности против буржуазной Олимпиады в Амстердаме.

«А ну, посторонись,
олимпийцы,
Когда идет
Рабочий спорт!»
, — пели наши на церемонии открытия, проходя торжественным парадом по Красной площади (гимн Спартакиады на стихи Н. Асеева).

Соревнования проводились по олимпийской системе. Участвовало в Спартакиаде 4040 советских спортсменов, из них 850 — женщины, и более 600 представителей других стран. Состязания проводились по 17 видам спорта — гимнастике, легкой атлетике, плаванию, тяжелой атлетике, велоспорту, гребле, спортивным играм, боксу, борьбе и даже по национальным танцам. Кстати, проход на соревнования был платным. Билет стоил от 10 до 50 копеек; были выпущены также 3300 абонементов на сумму 4300 рублей; распространялись и 15 тысяч бесплатных билетов среди рабочих коллективов, строевых и воинских частей. Членам партии — бесплатно, по предъявлению партбилета.

Сценическая игра «Всемирный Октябрь», в которой приняли участие 10 тысяч физкультурников, состоялась в день открытия Спартакиады.

«12 августа 1928 года. Широкие просторы Ленинских гор залиты ярким солнцем. Трамваи ежеминутно выбрасывают новые группы радостных, смеющихся людей. Новые толпы прибывают и с Москвы-реки, заполненной шлюпками и моторами…Здесь сегодня откроется рабочее гуляние, посвященное Всесоюзной Спартакиаде».

В книге вы найдёте в том числе сам сценарий со всеми подробностями и фотографиями (С. 44) и рассказ о том, как был поставлен «Всемирный Октябрь» (С. 116).

«В своей работе мы не стремимся дать точных рецептов и готовых схем проведения игр. Наша задача дать материал, который творчески может быть использован. Наша работа — не евангелие для рутинера. Именно поэтому не предписываем, а описываем. Дав картину осуществленной постановки, мы тем самым даем основу для творчества и изобретательности других».

Было бы неправильно не показать ни одной книжки на тему комсомола и физической культуры.

Розенко Д. Кружок физкультуры и ячейка комсомола
Розенко, Д. Кружок физкультуры и ячейка комсомола / Д. Розенко, В. Ревакин ; под ред. А. Мильчакова ; Гор. ячейка ВЛКСМ. — М. ; Л. : Молодая гвардия, 1927. . — 35 с.

Читать

В каталоге

Очень типичная книжечка, изданная «Молодой гвардией» в помощь работе городской ячейки ВЛКСМ. Для формирования идеологических основ советской системы физического воспитания большое значение имело решение III съезда комсомола «О милиционной армии и физическом воспитании молодежи» (1920 г.). В нем отмечалось, что «Физическое воспитание подрастающего поколения является одним из необходимых элементов общей системы коммунистического воспитания, направленной к созданию гармонически развитого человека, творца — гражданина коммунистического общества». Практическими целями физического воспитания были подготовка молодежи к трудовой деятельности и к защите социалистического Отечества. Массовая физкультурная работа велась в это время в основном в кружках физической культуры.

«Борьба трудящихся за свое освобождение, за новое общество будет упорной и длительной. Рабочему классу нужны физически сильные, здоровые, крепкие, выносливые борцы за коммунизм, поэтому каждый комсомолец занимается спортом и физической культурой».

Тут не столько про физкультуру, и уж совсем не про спорт, сколько про задачи коммунистического воспитания: как привлечь массы к физкультуре, как строить отношения с профсоюзами, которые тоже участвовали в этой работе; о шефской работе над деревней, где «часто отрицательно относятся к физкультурным затеям», и о работе комсомольской ячейки со школьниками и пионерами. Но таковы были реалии. В целом физкультурные кружки в данном виде молодежь увлекали слабо. Позже стали организовывать секции, уже по отдельным видам спорта, что было полезно и несколько оживило низовую физкультурную работу на местах.


Ещин Б. Национальный вопрос в физкультурном движении
Ещин, Б. Национальный вопрос в физкультурном движении /Д. Ещин. — Москва-Ленинград : Огиз — Физкультура и туризм, 1932. — 64 с..

Читать

В каталоге

В 30-е гг. в СССР наметились определенные успехи в развитии физкультурного движения и спортивной работе в союзных и автономных республиках. Появились даже женщины-спортсменки. Но проблем было гораздо больше, особенно в среднеазиатских республиках. Было очевидно, что если Узбекистане, Туркмении, Северном и отчасти центральном Таджикистане женщина не сняла чадру, то переодеть ее в спортивные трусы и майку и увлечь занятиями физической культурой будет непросто.

«Практика механического перенесения в условиях отсталых национальных республик Советского Востока форм и методов более культурных национальностей средней полосы Союза, вне учета социально-культурных и конституционно-биологических особенностей, при системе игнорирования родного языка, национальных форм и видов физупражнений, тормозит внедрение физкультуры в массы коренного населения, отображает собой великодержавный шовинизм и порождает местные националистические тенденции».

Как каждый хороший советский доклад (а эта книга — текст доклада, прочитанного автором на 2-м Пленуме Всесоюзного совета физической культуры), он начинается с критики национальной политики царской России. Затем речь в нем идет о том, как решается национальный вопрос в стране победившего пролетариата. В целом по-разному. Не все национальные республики воспринимают новые идеи одинаково. Но тут, по мнению автора, и могут помочь занятия физической культурой и спортом, особенно построенные на базе комплекса «Готов к труду и обороне» (книга 1932 г., комплекс ГТО уже принят). Никакой критики не выдерживает механический перенос методов и практических навыков, полученных инструкторами физкультуры в центре на национальную почву без учета «конституционально-биологических и социально-бытовых особенностей местного населения». Нет и учета местных климатических и географических условий. Например, игра в футбол или баскетбол при 50-ти градусной жаре в условиях пустыни не только вредна любому организму, но и дает повод классовым врагам дискредитировать советскую власть. Автор описывает случай, когда баи и муллы повели агитацию против футбола и советской физкультуры в одном из кишлаков Средней Азии. Муллы говорили населению: «Смотрите, вот русские принесли вам голову шайтана, она прыгает и принесет вам несчастье». Приводит и много других примеров использования классовым врагом неправильного поведения работников физкультурного фронта не коренных национальностей.

«Между тем, почти каждая национальная республика, вернее — коренное население ее, имеет свои, существующие столетиями физические упражнения, виды спорта и игр, прочно вошедшие в быт и пользующиеся большой популярностью как среди молодежи, так и взрослых».

Об этом в главе «Пути развития физкультурного движения»: какие национальные виды спорта имеют распространение в разных республиках, какие есть национальные праздники, содержащие спортивный элемент (соревнования, игры). В целом вывод такой: вовлечь в физкультурное движение мужчин поможет комплекс ГТО, а женщин вряд ли, но надо стараться.

Система физического воспитания советских граждан была построена в основном к началу 1930-х. Время общественных дискуссий закончилось, международная обстановка не располагала. Это всем известный спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», который объединил все три основные задачи: защиту социалистического отечества; готовность к трудовым свершениям и, конечно, здоровьесбережение, о чем не уставал говорить все это время нарком здравоохранения и одновременно председатель Высшего совета физической культуры при ЦИК РСФСР Н.А. Семашко, поскольку «физическая культура не может исчерпываться только физическими упражнениями, а должна включать в себя общественную и личную гигиену, гигиену труда и быта, правильный режим труда и отдых, и т.д.». Комплекс ГТО был утвержден президиумом Всесоюзного совета физической культуры в марте 1931 г.; его вторая ступень, в которой значительно повышались спортивные нормативы, была принята через год. В 1934 г. введен комплекс для детей школьного возраста «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). Молодежь с энтузиазмом сдавала нормы на значки «Ворошиловский стрелок», «Готов к санитарной обороне», «Готов к противовоздушной и противохимической обороне» и записывалась в аэроклубы. А спартакиады стали проводить профсоюзы, поскольку партийным решением первичным звеном физкультдвижения стали трудовые коллективы.