Электронная библиотекаМолодежь России

Все лучшее — детям. О становлении института защиты семьи и детей в России

Действительно, ни одно государство, заботясь о благополучии и развитии, не может пренебрегать заботой о будущих поколениях. Сегодня это осознается всеми и не требует доказательств. Тем удивительнее, что от постулата «бог дал, бог взял…» к принятию «Конвенции о правах ребенка» (1959 г.) цивилизованный мир шел несколько столетий. Права ребенка — широкое понятие. В нашем обзоре мы не будем рассматривать педагогический аспект (это отдельная тема), а сосредоточимся на правовой защите детей: гражданских и социальных правах, а также охране материнства и детства в Советской России.

Уже в первые годы советской власти государство стало проводить целенаправленную политику по укреплению институтов семьи и брака: Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 г., который впервые на законодательном уровне приравнял внебрачных детей к рожденным в браке (если отец ребенка незамужней женщины не желает подать с ней совместное заявление о признании отцовства, то мать имеет право «доказать отцовство судебным порядком» — такие процессы имели место); Декрет «О расторжении брака» от 19 декабря 1917 г., в котором была продемонстрирована свобода «для бракоразводных супругов» выбирать фамилию при расторжении брака как для самих супругов, так и для их детей; родительская свобода в определении места проживания несовершеннолетних детей; обозначено право разводящихся на определение размера «содержания на пропитание» — в случае недостаточности средств на содержание было возможно их увеличение — «в общеисковом порядке в местном суде независимо от цены иска». Документом, свидетельствующим о повышенной заботе государства о материнстве и детстве, стал Декрет СНК РСФСР «Положение о социальном обеспечении трудящихся» от 31 октября 1918 г., который впервые в истории страны ввел правила о выплате пособий по беременности и родам, а также в период кормления грудью, а также закрепил «право женщин на сохранение рабочего места и оплачиваемый отпуск по беременности и родам на 112 дней (8 недель до родов и 8 недель после), и «выплату пособия в размере заработка беременным женщинам, занимающимся физическим трудом, в течение 8 недель, остальным — 6 недель до родов; кормящим матерям, занимающимся физическим трудом, в течение 7 месяцев, прочим — в течение 7 1/2 месяцев со дня прекращения выплаты пособий как роженице, при условии, если роженица сама кормит грудью ребенка и при этом ей сокращен рабочий день». По желанию декретный отпуск мог быть продлен до годичного срока (вне зависимости от того, живым или мертвым родился ребенок). Несмотря на непродолжительность данного отпуска, и размеры пособий, их введение было серьезным достижением в сфере охраны прав матери и грудного ребенка. Принятый чуть позже Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР (1918 г.) подтвердил проводимую советской властью политику по охране детства и укреплению семьи.

У нас в ЭБ уникальный экземпляр этого Кодекса — издание 1918 г., с предисловием А.Г. Гойхбарга — профессионального юриста и советского государственного деятеля, принимавшего непосредственное участие в написании всех советских кодексов, включая этот. Гойхбарг придерживался крайне левых взглядов, считая, что «право есть ещё более отравляющий и дурманящий опиум для народа», чем даже религия. Но чтобы не получилось, как с кухаркой и государством, а также другими, выхваченными из текста двусмысленными кусками цитат, гуляющими в сети, следует пояснить, что автор в данном случае имел в виду буржуазное право, которое, по его мнению, и являлось наиболее опасным пережитком капиталистического прошлого:

«…Я должен, однако, с самого начала устранить одно возможное недоразумение. Говоря о необходимости вести антиправовую пропаганду, я, само собою разумеется, и в мыслях не имею поощрять к несоблюдению правил, установленных советской властью, к неподчинению тому, что мы называем советским правом. Конечно, было бы очень хорошо, если бы мы могли обойтись без этого слова, если бы могли заменить его другим».

Кстати, на рабочем столе Ленина, в кремлевском кабинете, всегда лежало несколько экземпляров брошюры «Исполняйте законы Советской республики», написанной Гойхбаргом по просьбе вождя, для раздачи ходокам из провинции.

I-й кодекс законов РСФСР. Об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве
I-й кодекс законов РСФСР. Об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. — Москва, 1918. — 66 с.

Читать

В каталоге

«Пролетарская власть строит свои кодексы, как и все свои законы, диалектически, чтобы каждый день их существования подрывал необходимость их существования в виде законов власти; ставит целью своих законов сделать излишними законы…Так, например, советская конституция, построенная на началах политического единовластия, политической диктатуры пролетариата, построенная так, что каждый день ее существования, каждый день ее применения, разбивая сопротивление и организацию классов прежних угнетателей и сплачивая бывший угнетенный класс, уменьшает необходимость существования этой конституции, уменьшает необходимость принудительного единовластия пролетариата и самой принудительной политической власти вообще».

Главной целью первого кодекса было вывести законы об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве из ведения церкви. Запрещение церковного брака — все браки, за исключением зарегистрированных до 20 декабря 1917 г., считались «не порождающими правовых последствий». Легитимным признавался только брак — зарегистрированный в отделе ЗАГСа.

«Брачное право кодекса — не только орудие борьбы с религиозно-церковными влияниями на население. Оно устраняет все патриархально-феодальные помехи к браку и устанавливает полное равноправие мужчины и женщины».

Что касается детей, то здесь кодекс устранил все различия между детьми, рожденными в браке и детьми внебрачными — «никакого различия между родством внебрачным и брачным не устанавливается». Было отменено положение о недействительности брака, если он имел последствием рождение детей или беременность жены. Отцом и матерью ребенка признавались лица, записанные родителями в книге записей рождений. При этом и мать, и отец имели право «заявлять свои притязания на детей, включая право доказывать материнство и отцовство в судебном порядке». Вся вторая глава кодекса «Личные права и обязанности родителей и детей» содержала, в основном, обязанности родителей: забота о личности несовершеннолетнего, его воспитании, которое рассматривалось, не как частное дело родителей, а как их долг перед обществом и государством. Родители, плохо исполняющие свои обязанности могли быть лишены родительских прав. При этом, даже в этом случае, за ними оставалась обязанность содержать своих детей, переданных под опеку государства. Кодекс защищал и права еще не родившихся детей, особенно, в случае «непризнания ребенка со стороны отца». Забеременевшая и не состоящая в браке женщина (или состоящая в браке, в случае, «если зачатый ею ребенок происходит не от зарегистрированного мужа»), не позднее, чем за три месяца до родов должна была подать заявление в местный отдел ЗАГС по своему местожительству, «указывая время зачатия, имя и местожительство отца». ЗАГС извещал потенциального отца о поданном заявлении и последний должен был в двухнедельный срок со дня получения извещения, возбудить судебный спор против матери о неправильности ее заявления. Невозбуждение спора в указанный срок, приравнивалось к признанию ребенка своим, со всеми вытекающими последствиями: участие в расходах, связанных с беременностью, родами, рождением и содержанием ребенка. Но бывали сложные ситуации. Например, когда в ходе заседания, было установлено, что ответчик хотя и был в близких отношениях с будущей матерью, но был не одинок, тогда суд давал постановление о привлечении других партнеров в качестве ответчиков, возлагая и на них обязанность участвовать в расходах на ребенка.

Кодекс отменил институт усыновления, из-за риска эксплуатации усыновленных детей, причем не допускалось усыновление ни чужих, ни своих родных детей. Осталось опекунство, которое было провозглашено общественной повинностью, поэтому исполнение опекунских обязанностей было безвозмездным.

«Постановление о безвозмездном отправлении опекунских обязанностей имеет целью превратить опекунство из выгодного предприятия, из доходной должности, какой оно являлось в нашем старом праве, в общественный долг — почетный и бескорыстный».

Каждый гражданин Российской Республики, назначенный Отделом социального обеспечения опекуном, был обязан принять опеку. В случае несогласия он мог обжаловать постановление о назначении в суде. Просто отказаться, подав заявление в органы опеки, мог тот, кому исполнилось 60 лет; кто «в следствие телесного недостатка, мог лишь с трудом исполнять должность опекуна», или тот, у кого на иждивении есть четверо или больше собственных детей, а также лицо, которое уже является опекуном. В целом кодекс регулировал практически все вопросы семейных отношений (владение имуществом, право на получение алиментов, имущественные права и пр.). Кроме того, он стал основой для принятия других нормативных актов, направленных на защиту детства.

Подробнее о том, как складывалось советское законодательство о детях в книге —

Никольский П.А. Советское законодательство о детях
Никольский, П.А. Советское законодательство о детях / П.А. Никольский. — Москва-Ленинград : Молодая гвардия, 1926. — 70 с.

Читать

В каталоге

В сборник включены все законы, «путем которых Советская Республика охраняет интересы наименее защищенных, наименее вооруженных в борьбе с жизнью — малолетних и несовершеннолетних граждан». В сборнике несколько разделов: Происхождение; Личные права и обязанности детей и родителей; Охрана материнства и младенчества; Опека; Несовершеннолетние и уголовные нормы; Охрана труда несовершеннолетних; Школьное дело. Первые четыре главы посвящены семейному праву.

«Правовое положение детей наиболее ярко, наиболее полно проявляется в области так называемого семейного права…В переходную к коммунизму эпоху, пока еще невозможно осуществить общественного воспитания детей за счет государства, семья является той ячейкой, в которой складывается и создается личность ребенка — будущего гражданина».

Это — подробный авторский комментарий к кодексу «Об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» 1918 г. Изложен доступным языком, а главное содержит сравнительный анализ с нормами дореволюционного законодательства. В главе «Несовершеннолетние и уголовные нормы» подробно рассказывается о том, как применяются к несовершеннолетним нормы уголовного законодательства, а также сообщается о новой статье УК, охраняющей детей в их праве на получение средств на содержание от родителей — злостное уклонение от уплаты алиментов карается принудительными работами или лишением свободы на срок до 6 месяцев, или штрафом 500 руб. Это очень много — в 1926 г. средний заработок промышленного рабочего был 55,4 руб., зарплата специалистов– 165 руб., служащих — 101 руб.; работники искусства получали в среднем 73 руб., работники просвещения — 42 руб. в месяц. Также очень подробно разбираются трудовые права несовершеннолетних (глава «Охрана труда несовершеннолетних»), и организация дошкольного, начального школьного и профессионального образования.

Как было справедливо замечено, «новейшим исследователем брачного, семейного и опекунского права Советской республики», А.Г. Гойхбаргом, «пролетарская власть строит свои кодексы, как и все свои законы, диалектически», и в 1923 году началась работа над созданием нового кодекса, а в 1925 проект был вынесен на всенародное обсуждение. Как писали тогдашние газеты, — «доклады, диспуты, статьи о брачном и семейном праве стали повсеместным явлением». Стенографический отчет об одном из таких диспутов (выдающимся по составу участников, как отмечено в предисловии) изложен в следующей книге.

Семья и новый быт. Споры о проекте нового кодекса законов о семье
Семья и новый быт : Споры о проекте нового кодекса законов о семье / предисл. Д.И. Курского. — Москва-Ленинград : Гос. изд., 1926. — 30 с.

Читать

В каталоге

Претензии к действующему кодексу, сложившиеся в ходе десятилетней правоприменительной практики, были следующие: кодекс, защищая права внебрачных детей, не давал в то же время прав на алименты лицам, состоящим в незарегистрированном (фактическом) браке; принцип раздельности имущества членов семьи, актуальный десять лет назад, не соответствовал современной практике, когда имущество наживается обоими супругами. Далее, старый кодекс возлагал ответственность по алиментам в случае несостоятельности обязанного супруга на его боковых родственников (родителей, братьев сестер и т.д.), что вызывало естественное недовольство последних.

«Мне присудили платить 20 рублей в месяц на содержание ребенка, происшедшего от незарегистрированного брака моего сына, потерявшего службу. Оно было обжаловано в кассационном порядке в губсуд, но жалоба была оставлена без последствий, и с меня удерживают 30 рублей в месяц: 20 — теперь, а 10, потому что раньше не платил, в то время как мать этого ребенка имеет службу и работает».

Из письма одного деда

Всеобщее недовольство также вызывало признание ответственности по алиментам нескольких ответчиков, в случае ссылки на «многих сожителей». Кроме того, практически всеми участниками диспута, было отмечено, что «народные судьи не всегда умеют разобраться в вопросе о том, где случайная связь, а где фактические брачные отношения». И, наконец — запрет усыновления и неудовлетворительные для текущего периода, правила опеки.

Несмотря на то, что вопрос об алиментном праве не был главным при обсуждении проекта, жизнь, к сожалению, указывала, что он был самым острым. Следующая книга —

Познышев С.В. Преступники из-за алиментов: типы их и меры борьбы с ними
Познышев, С.В. Преступники из-за алиментов: типы их и меры борьбы с ними / С.В. Познышев. — М.-Л.: Госиздат, 1928. — 165 с.

Читать

В каталоге

Автор, С.В. Позднышев (1870—1943), известный русский юрист, психолог, сделавший много для становления отечественной криминологии. Автор этико-социологического направления криминальной психологии. Книга написана в 1927 г. и это полноценное подробное исследование, которое достойно упоминания в любой дипломной или диссертационной работе и сегодня.

«…Ручьями льющейся из-за алиментов крови нужно положить конец. Этого нельзя сделать без внимательного изучения особенностей данной группы преступников и без учета этих особенностей как при разработке плана целесообразного социально-педагогического воздействия на все общество в целом, для противодействия росту этой преступности, так и при организации правильно поставленного исправительно-трудового воздействия на виновников этих преступлений в местах заключения».

Согласно данным исследования, преступления из-за алиментов совершаются в основном лицами, предрасположенными к преступной деятельности. Причиной чего, в большинстве случаев является алкоголизм (часто потомственный), малоразвитость, малограмотность и отсутствие нравственного начала. По мнению Позднышева, убийство из стремления избавиться от обязанности платить алименты, или из-за опасения алиментов, как многолетней обузы, должно рассматриваться судами, при отсутствии особых условий, вызывающих снисхождение к преступнику, как совершенное из «низменных» побуждений». Преступления, которые автор приводит в качестве примеров и иллюстраций (расправа или с женщиной, или с ребенком, а чаще с обоими сразу) так ужасны в своей простоте, что трудно представить, какие особые условия могли бы стать смягчающими обстоятельствами. Справедливости ради следует отметить, что преступники не всегда мужчины. Отказ в алиментах, в содействии производству аборта приводят такому же тяжелому результату и женщин.

«Так, одна крестьянка задушила новорожденного ребенка, закрыв ему рот рукой, из-за того, что отец этого ребенка отказался на ней жениться и давать алименты. В другом случае, некто Г., будучи прислугой, забеременела от хозяина. Брат и мать горько ее упрекали. Решили втроем убить ребенка и, когда он родился, бросили его в горящую печь».

Все другие преступления в таком же роде. Отдельная глава посвящена злостным неплательщикам алиментов (для сравнения с преступниками из-за алиментов «учинившими кровавую, насильственную расправу»). В отличие от первых, у которых обыкновенно нет ясного осознания своей родительской обязанности по отношению к ребенку, вторые обыкновенно более или менее осознают свои обязанности и часто изъявляют полное согласие взять ребенка к себе на воспитание. Признавая себя виновными в обязанности платить алименты, они ссылаются обычно на материальные затруднения. Учинить тяжкое насилие неспособны; только уклоняются от платежа и часто скрываются, — «В их психологии ярко выделяются недостаток честности в имущественных отношениях, имущественная недобросовестность с примесью безучастного, равнодушного отношения к судьбе женщины и ребенка, иногда, кроме того, и с примесью скаредности, нежелания ослаблять такими платежами свое хозяйство». Примеров опять масса. Из рекомендаций: «для целей педагогического воздействия для этих субъектов, осознание своей обязанности представляет ценную точку опоры».

И, наконец о новом семейном кодексе, принятом в 1926 году «В целях урегулирования правовых отношений, вытекающих из брака, семьи и опеки на основе нового революционного быта, для обеспечения интересов матери и особенно детей». В нашей ЭБ конечно есть издание с текстом и комментариями (тоже очень любопытное: Гидулянов, П.В Кодекс законов о браке, семье и опеке : с постат. коммент. / П.В. Гидулянов ; под ред. П.А. Красикова. — Ленинград : Рабочий суд, 1927. — 308 с.). Но для обзора мы выбрали брошюру:

Ростовский И.А. О браке, семье и опеке
Ростовский, И.А. О браке, семье и опеке / И.А. Ростовский. —Москва: Сов. законодательство, 1933. — 71 с.

Читать

В каталоге

Тут нет постатейного разбора, все изложено простым доступным языком. Есть и статистика, в том числе, зарубежная (в основном — германская: издание 1933 г., Гитлер стал рейхсканцлером), так что тут и правовое просвещение, и политинформация под одной обложкой. Брошюра издана специально ко Второму Всесоюзному съезду колхозников-ударников. А если серьезно, принятый в 1926 году Кодекс законов о браке и семье определил базовые основы в брачно-семейной сфере, которые применяются и в настоящее время. Установил единый минимальный брачный возраст — 18 лет; определил основания, препятствующие вступлению в брак; закрепил режим общей совместной собственности, включая возможность заключения имущественных гражданско-правовых сделок, а также раздельность добрачного имущества; восстановил усыновление; упорядочил алиментные права и опеку; значительно расширил обязанности родителей по отношению к детям, в том числе в области воспитания и подготовке к общественно-полезной деятельности и еще многое другое, что позволяет сделать вывод о целенаправленной государственной политике по укреплению семьи. Действовал этот кодекс (дополняемый по мере необходимости, различными подзаконными актами), вплоть до 1969 года, когда был принят новый Кодекс законов о браке и семье. И уже после распада СССР, в 1995 году был принят «Семейный кодекс Российской Федерации», который вместе с другими нормативными актами, включая федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которому государственная политика в интересах детей является приоритетной, составляет сегодня основу государственной семейной политики Российской Федерации. А принятые в прошлом году поправки в Конституцию РФ — наш основной закон, закрепили норму о том, что дети — приоритет государственной политики России, а государство создает условия, способствующие их всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию (ч. 4 ст.67.1).

Все лучшее — детям.