Еще не отгремела гражданская война, а партия взяла уже курс на культурный подъем масс. На первом месте была ликвидация неграмотности и повышение культурно-технического уровня трудящихся. Но и делу организации досуга уделялось не меньшее внимание. В 1920 г. для руководства этой работой в системе Наркомпроса был создан Главполитпросвет, к задачам которого относилось руководство политической, просветительской, агитпроп работой, а также организация сети просвет учреждений и проведение массовых мероприятий. Молодежи уделялось особое внимание тут ответственность ложилась на комсомол.
НЭП, усиление влияния мелкобуржуазной стихии, доступные развлечения (пиво-водка, кино, бульварная литература и пр.) все это действовало на рабочий молодняк деморализующе: «Сейчас объектом массовой работы РКСМ является совершенно новый слой пролетарской молодежи, выросший в эпоху революции, не испытавший на себе гнета капиталистического строя, подвергающийся сейчас, в связи с новой экономической политикой, деклассированию, распылению и переживающий резкое ухудшение своего экономического положения». А между тем, согласно партийным планам, именно этому поколению предстояло стать носителем новых ценностей, активно участвовать в общественно-политической жизни и ответственно трудиться на благо первого в мире государства рабочих и крестьян. С этого времени на долгие десятилетия главными учреждениями, отвечающими за организацию правильного досуга, стали клубы место обучения, отдыха и «распространения основных начал нового социалистического понимания жизни и социалистического строительства».
«Улица и клуб вот две силы, которые борются за овладение отдыхом молодого рабочего. Кино, летние сады, пивные и другие заманчивые места посещаются обычно лишь в первые дни после получки. Средства иссякают, и улица, и бульвар становятся единственным местом отдыха. Убивают время удивительно однообразно... Но, если в районе создается клуб, улица быстро пустеет. Остаются на ней выбитые из колеи безработные, да темные личности обоего пола. Вся рабочая молодежь перекочевывает в клуб».
Конечно, клубы придумали не коммунисты. Оставляя за скобками историю клубов для высших слоев общества типа первого в России Английского клуба в Москве, считаем необходимым сообщить, что первые клубные учреждения для народа народные дома, в которых обычно размещались: библиотека-читальня, театрально-лекционный зал, воскресная школа, чайная (без алкоголя!), иногда книготорговая лавка, появились в конце 19 в. Народные дома создавались на средства земств, организаций городского самоуправления, общественных организаций, частных лиц. После революции содержание работы просветительских учреждений было переосмыслено и, по ленинскому определению, «одной из важнейших позиций для просвещения рабочих» стал клуб (основным, поскольку применительно к местным условиям были еще и красные юрты, и красные яранги, агитпоезда, агитпароходы, и просто избы-читальни). Правда средств, необходимых для строительства новых клубов или реконструкцию существующих, у государства не было, поэтому часто деньги для этих целей выделялись профсоюзными организациями предприятий, а иногда (особенно в маленьких населенных пунктах и на селе) средства для организации клуба собирались членами местной ячейки комсомола и сочувствующими кто сколько мог дать. Зато и Наркомпросом, и Главполитпросветом, и РКСМ выпускалось большое количество брошюр агитационно-пропагандистского, просветительского содержания, а также пособий с методическими указаниями и рекомендациями для организаторов клубов на местах.
Издана в г. Вятка в 1920 году. Это трогательная в своем неподдельном энтузиазме брошюра о том, как своими силами создать молодежный клуб с нуля. Потому что именно клуб является средством организации духовной жизни масс и одним из самых важных средств просвещения, главным достоинством которого является «близость к жизни и быту населения». А что до молодежи, то ей клубы открывают самые широкие возможности в приобретении знаний и расширении кругозора. Клуб молодежи, убеждает автор, это прообраз будущего коммунистического общества. Товарищеская среда, разумное использование своего досуга, источник знаний, самостоятельная работа по пополнению духовного багажа вот те стороны клубной жизни, которые делают ее столь привлекательной.
«…В тех странах, где клубы существуют уже давно, например в Англии, посещение клуба в определенные дни стало для многих сотен тысяч людей такой же насущной потребностью, какой в царской России было, например, пьянство. Клуб это место отдыха, встречи с приятелями, беседы со знакомыми, в клубе можно почитать газеты, узнать последние новости, провести с пользой пару часов своего досуга, следуя своим наклонностям… Для борющегося рабочего класса клуб имеет еще большее значение: в своей борьбе с буржуазией пролетариат должен быть вооружен знанием, для успешного завершения этой борьбы необходима классовая сознательность рабочих масс, которая создается только путем классового просвещения».
Справочно: конечно, тут автор имеет в виду не английские клубы для джентльменов, а именно рабочие клубы, которые возникли в Англии в середине 19 века при поддержке представителей среднего класса в целях сдерживания социальной напряженности. Это были клубы рабочей аристократии (образованных и квалифицированных рабочих). Революционной борьбе за экономические права там противопоставлялась возможность повысить уровень жизни благодаря получаемой в клубе квалификации, а трудовые споры решались в рамках действующего законодательства или путем обращения к представителям правящих партий, особенно накануне выборов (в нашем 21 веке их осталось мало, но еще есть).
Вернемся к нашей брошюре. В ней подробнейшим образом расписано, как при совсем скромных средствах и даже при их полном отсутствии можно организовать клуб при самой мелкой ячейке РКСМ. Что надо: любое помещение, простая, но крепкая мебель, которую, если нельзя достать, можно сделать своими руками (особенно в деревне):
«…вовсе не стоит стремиться к получению роскошной мягкой или кожаной мебели... Опыт показал, что многие юношеские клубы в городах, и в особенности в столицах, получив в свое распоряжение барские особняки, стали пользоваться их богатой обстановкой, но большинство чувствовало себя в этой обстановке стеснительно, а несознательная часть молодежи всячески разрушала мебель на том основании, что она буржуазная».
Не должно быть голых стен «со вкусом развешанные» портреты пролетарских вождей, великих людей, картины и фотографии из жизни молодежи, плакаты и, наконец, рисунки членов клуба, их стихи и другие произведения, должны «придать помещению уютный вид». И главное чистота, «бросание окурков на пол, плевание на пол все эти привычки горькой, безрадостной жизни необходимо молодежи искоренить путем строгой товарищеской дисциплины». В остальном о непосредственной организации работы: распределение обязанностей (избрание комитета, назначение руководителей кружков, библиотекарей и пр.). О необходимости привлечения в клуб беспартийных масс и внесоюзной молодежи, особенно на селе; о клубных развлечениях и общественных мероприятиях. Приложением даны «Программа занятий в политическом кружке низшего типа (кружке политграмоты)» и Руководство по ведению политико-просветительной работы в деревенских организациях РКСМ.
Следующая книга уже полноценное методическое пособие, не про то, как создать клубное объединение, а о том, как правильно организовать работу уже действующего клуба молодежи.
Главная задача привлечь молодежь на правильные, полезные мероприятия, особенно в условиях большого города, когда рядом с молодежным клубом находятся другие, при этом не столь разборчивые в методах привлечения публики (ежедневные концерты, спектакли, оканчивающиеся всегда танцами, «причем программа концерта часто носит самый разнузданный и возбуждающий сексуальные чувства характер»). Молодежный клуб должен противопоставить этому что-то не менее острое: лекцию «О гипнозе с сеансом гипноза» или лекцию на тему «Будет ли конец мира?». И молодежь пошла! Отсюда вывод без учета условий окружающей обстановки ни один клуб работать не имеет права. При этом следует постоянно анализировать состав посетителей, чтобы понять их предпочтения. Приложением к разделу дана примерная программа лекционного цикла, составленная Политпросветом ЦК РЛКСМ с подробными пояснениями и списком литературы. Первый цикл о международном положении («Прогулка по хозяйственной карте мира», «В борьбе за нефть, уголь и железо», «Страна доллара Америка»), второй о Советском Союзе. Задачей второго цикла было противопоставить картине разложения капитализма картину постепенного восстановления пролетарского государства и обрисовать его возможности и перспективы («О перспективах НЭПа», «Лампочка Ильича», «Мастера земельного цеха»). И последний, не менее важный цикл «Как жить молодежи», который рекомендуется проводить в интерактивном режиме, в форме бесед на основе поданных аудиторией записок с вопросами. Дальше также подробно про кружки (поскольку лекции семь раз в неделю устраивать нельзя) и организацию их работы от содержания до руководства. Большой раздел об общих организационных вопросах (подробно, со схемами и примерами из реальной жизни). И самый интересный раздел «Работа молодежи над молодежью» о массовой работе. Тут как раз о том, как превратить тех, кто приходит в клуб без всякой определенной цели, в настоящих «клубистов», участников всех общих дел. Особенно интересен раздел, посвященный организации экскурсий маршруты-прогулки по районам Москвы (с. 105). И конечно, такие специфические мероприятия, как «Суд над кубистом», «Литературный суд» (особенно важные для «оттачивания классового чувства молодежи»), «Суд над ребятами, не вступившими в комсомол», а также живое кино, живая газета, шарады, революционная импровизация (с. 184), практика организации вечеров и многое другое, включая рекомендательный список «Что необходимо прочесть каждому активному члену клуба». В книге нет ничего о политико-образовательной работе. Это сделано сознательно:
«…практика показала, что там, где не было ни одного политического кружка, и работа началась с художественных кружков, после известного промежутка времени, клуб выпускал несколько групп по политграмоте, а вслед организовывались новые группы, и вышедшие из них ребята сами, добровольным порядком, без всяких политпроверок шли в марксистский кружок».
Потому что главное «окомсомолить» всю работу клуба: и вечера, и праздники, и кружки. Тем более, что по данным опроса, проведенного руководством клуба, только 30 молодых людей пришли, чтобы специально заниматься в кружке политграмоты.
Самой нерешенной задачей была организация досуга молодежи в деревне. О клубах речь не шла. Основным политпросвет центром в то время была изба-читальня.
Борьбе комсомола за правильный досуг на селе в этом информационном обзоре посвящен отдельный раздел «Завоевываем улицу и посиделки» (с. 11). «Посиделки» традиционная форма проведения досуга у крестьян в осенне-зимний период, когда урожай уже собран. Ничего плохого там никогда не происходило: молодые люди (обоего пола) собирались, в основном чтобы присмотреться друг к другу, выбрать себе пару. Пели, танцевали, рассказывали истории. Девушки занимались рукоделием. Посиделки не были закрытым мероприятием и всегда проходили в присутствии старших. Чтобы оценить, что такое посиделки образца середины 1920-х гг., приведем пример из брошюры. Сначала положительный. В деревне Алёшино Бронницкого уезда, посиделки изжиты. Молодежь коротает вечера в избе-читальне, занимается в кружках, играет в шашки и читает книги. А вот в деревне Щелыпино посиделки есть. Проходят они так:
«…у какой-либо девицы собирается группа девчат и ребят, некоторые под хмельком, поют песни, танцуют, ругаются матом. Комсомольцы бывают на таких вечерах, но сидят, как воды в рот набрали».
Посиделки охватывают не всех. Девушки делятся на «хороводы»: «малинки» 14–16 лет; «канарейки» 17–18 лет; «орлы» 19–21 год; «кошки» 22–23 года; «вихорь» 23–25 лет; «редьки» 26–30 лет. Первые два «хоровода» в посиделках участия не принимают. Самая активная часть «орлы» успевают и на посиделки сходить, и принять участие в работе избы-читальни. Комсомол с Политпросветом рекомендуют заменять посиделки вечерами молодежи с политбеседой, хоровым пением, играми и другими разумными развлечениями. Такие положительные примеры есть. Но стоит отъехать от волостного центра, картина резко меняется. Там по-прежнему процветают и «посиделки» и «полежалки», «с матом, с похабными песнями, с пьянством и картами». Что такое «полежалки» и чем они отличались от посиделок, сказать трудно, а фантазировать не хочется (в интернете ничего найти не удалось). В отчете Можайского уезда сказано только, что это один из видов развлечения молодежи. И что после проведения разъяснительной кампании о вредности «полежалок», в Можайском уезде они были полностью изжиты. В целом же, если верить отчетам, члены сельских ячеек комсомола старались исправить ситуацию. Придет комсомолец на посиделки с рекомендованными Политпросветом и РКСМ материалами задачами, загадками, ребусами, шарадами и пр., «и забываются карты, и вечер использован, принося пользу». А где-то организуют в избе-читальне альтернативные увеселительные вечера с песнями, играми, танцами, где «не разрешают появляться в пьяном виде, не разрешают поцелуи и изгоняют хулиганство». Основной вывод: «…Всякое дело требует уменья. А массовая работа, где, как показывает само название, надо иметь дело с массами, требует подготовки, умения влиять на других, использовать актив молодежи».
Какие именно досуговые развлечения были рекомендованы сельской молодежи, можно узнать из нашего следующего издания.
Издание политпросвета ЦК РЛКСМ, одно из первых подобного рода.
«Перед комсомольскими ячейками в деревне стоит задача связаться с массами крестьянской молодежи и втянуть эти массы в строительство новой деревни… На этом пути первое задание овладеть посиделками и вечеринками. Комсомол пытался бороться с самой формой, пытался уничтожить посиделки, но ничего хорошего из этого не вышло. Задача заключается в том, чтобы наши ячейки взяли на себя инициативу создания новой посиделки… только это развлечение должно быть культурным, разумным, толкающим к серьезной работе».
Для комсомольской посиделки нужны были другие песни, частушки, игры, пляски, рассказы. «Выдумать из головы» новую посиделку было нельзя, давать городской материал тоже. Поэтому Политпросвет ЦК РЛКСМ начал целенаправленный сбор материалов: что-то присылали с мест комсомольцы, что-то придумывали сами политпросветчики. Очень любопытен раздел песен. Тут наряду с оригинальными произведениями типа известной революционной песни «Вперед, заре навстречу…» про молодую гвардию рабочих и крестьян, есть много песен «на мотив». Мотив популярной песни, а слова на злобу дня. Например, «Дубинушка», только вместо «Эй, дубинушка, ухнем!», пели «Эй, винтовочка, ухнем, эй, заветная, сама пальнёт…». И такого креатива в сборнике много. Частушки о новом быте в деревне: «Эх, ребята-комсомольцы жизнь веселую ведут: в воскресенье, как посмотришь, на собрание идут»; и антирелигиозные, и про электрификацию, и даже о международном положении: «Эх, яблочко, да итальянское, а Италии власть хулиганская!» (намек на пришедшую к власти в Италии партию Муссолини). Это на мотив «Яблочка». Много стихов для декламации, типа «Нет для крестьянского дома друга лучше агронома» неизвестного автора, но есть и Маяковский, и Д. Бедный. Идеологически выдержанные шарады:
Или:«Слог первый снегу глыба. Второй большая рыба. Слог третий буквы ол. А в целом это тоже защитник молодежи». Ответ: Ком-сом-ол.
«Возьмите скорее одну из планет, и букву согласную вставьте сюда: пред вами теперь той планеты уж нет пред вами великая мира звезда». Ответ: Маркс, (который Карл).
Загадки так себе, а головоломки нужно смотреть самостоятельно (с. 59). Игры тоже в основном традиционные (наподобие игр в слоги или фанты), но с новым содержанием политфанты, научные фанты (с. 63). Какой успех это имело, сказать трудно, но сборники, посвященные организации досуга и развлечений деревенской молодежи, издавались еще достаточно долго.
Все эти книги были изданы в период 1920–1930 гг. В сложное десятилетие и для страны, и для культурного строительства. Организационные споры между Главполитпросветом, Пролеткультом и профсоюзами о том, что такое рабочий клуб: очаг просвещения, место пропаганды классовой борьбы или место отдыха. И острая нехватка государственных средств в 1922 г. культпросвет учреждения были сняты с государственного обеспечения и переведены на самоокупаемость (сохранились, в основном, профсоюзные клубы при промышленных предприятиях). Именно тогда произошла реорганизация и частичная ликвидация клубов молодежи, вместо которых в рабочих клубах были организованы юнсекции. И в то же время, в 1924–1927 гг., было проведено несколько Всесоюзных конкурсов на клубное здание, объявленных профсоюзами. По их результатам в разных городах были построены клубы, которые сохранились до нашего времени как образцы архитектурного стиля (самые известные по проектам К. Мельникова, но не только его). Примерно к середине 1930-х, когда «жить стало лучше, жить стало веселее», клубное строительство получило новый импульс. В СССР клубы были построены везде: в больших городах, городских поселениях, в сельской местности; разной ведомственной принадлежности государственные (Минкульта), профсоюзов, колхозов, других ведомств, а основными целями их деятельности было содействие политическому просвещению масс, развитию многонациональной социалистической культуры и народного творчества.
Сегодня клубы тоже есть. Теперь это, по большей части, культурные центры многопрофильные культурно-досуговые учреждения со своими современными целями и задачами (далекими от задач коммунистического воспитания). И молодежь для них, как и раньше, одна из целевых групп, поскольку тема «организация досуга молодежи» актуальности не теряет.
Но это уже другая история.