Электронная библиотекаМолодежь России

Международный женский день: от «марша пустых кастрюль» до #MakeHerSmile

Сейчас 8-е марта милый конфетно-букетный праздник, без какой-либо политической окраски. По крайней мере так отмечают его в большинстве стран, где традиция празднования Международного женского дня сохранилась. Но в начале XX века это был политический праздник — единый день солидарности женщин, которые боролись за равноправие — равные оплату и условия труда, избирательные и социальные права.

Началось все в Соединенных Штатах. Первая масштабная женская манифестация прошла 8 марта 1857 г. в Нью-Йорке. В этот день работницы ткацких и обувных фабрик вышли с требованиями сокращения рабочего дня (с 16 до 10 часов) и установления равной с мужчинами оплаты труда. 8 марта 1901 г. в Чикаго прошла первая в истории социал-демократического движения демонстрация женщин-домохозяек — «марш пустых кастрюль». Женщины шли по улицам, гремя посудой (для привлечения внимания), с требованиями уважения к себе и своему труду; возможности работать на производстве без гендерных ограничений; равных с мужчинами политических прав, а также права служить в армии и полиции. Через семь лет, 8 марта 1908 года 15000 женщин снова прошли по Нью-Йорку с лозунгами о равноправии. После этого события Социалистическая партия Америки предложила установить Национальный женский день и отмечать его ежегодно (и праздновали, до 1914 г., потом постепенно перестали. Зато сейчас в США официально установлен целый Месяц женской истории (с 1988 г.). Весь март читаются лекции, проводятся семинары, дискуссии, организуются выставки, посвящённые вкладу американок в развитие своей страны).

В августе 1910 года во время проведения Второй Международной социалистической женской конференции известная немецкая революционерка и активная участница международного женского движения Клара Цеткин, вдохновившись достижениями американских соратниц, внесла предложение учредить международный женский день (без привязки к определённой дате). В этот единый день женщины всех стран, демонстрируя своё единение, будут проводить массовые акции в рамках борьбы за свои права — политические, экономические, социальные. Инициатива была поддержана, и уже в марте следующего года массовые митинги состоялись в Германии, Швейцарии, Австрии и Дании. Единой датой 8 марта стало в 1914 году, когда акции прошли одновременно в максимальном числе стран (в России тоже). Помимо избирательных прав, участницы требовали предоставления женщинам права на труд и профессиональную подготовку; прекращения дискриминации на рабочем месте; право занимать государственные должности.

В Российской Империи Международный день тоже отмечался, хоть и не с таким размахом, как в Америке:

«17 февраля состоялся впервые организованный по иностранным примерам женский день. Как и за границей, день был устроен главным образом представителями рабочих организаций. Никаких выступлений на улицах не было... в большом зале Калашниковской хлебной биржи... собралось более тысячи представительниц рабочих слоев столицы... Было оглашено заявление... о необходимости предоставления женщине политических и социальных прав».

«Петербургский листок», февраль 1913 г.

Но и у наших женщин был свой звёздный час. 23 февраля 1917 г. (8 марта по новому стилю) в Петрограде состоялась массовая манифестация женщин, с которой и началась Февральская революция. Большевики воспользовались женским маршем для организации митингов и собраний против войны и тяжелого положения работниц (участвовало более 128 тыс. рабочих). В результате монархия рухнула, Николай II отрекся от престола, а что было дальше, мы все знаем.

В советской России этот день отмечался с 1919 г. и сначала назывался Международный день работниц. Но в 1921 г. на Второй Коммунистической женской конференции было решено ежегодно праздновать Международный женский день именно 8 марта в память о той самой женской забастовке в Петрограде. Официальным государственным праздником и нерабочим днем 8 марта стало в 1966 году по указу Президиума Верховного Совета СССР. И сейчас в Российской Федерации Международный женский день этот день празднуется и входит в число девяти официальных государственных праздников.

Теперь — книги. Первая:

Волкова А.И. Женское движение в разных странах
Волкова А.И. Женское движение в разных странах. — СПб., 1900. — 40 с.

Читать

В каталоге

Это сборник очерков, посвященных зарождению и национальным особенностям развития женского движения в различных странах мира. Список достаточно обширный, кроме европейских стран представлены Соединенные штаты Америки и Австралия. Даются краткие сведения о территории, народонаселении (сколько всего жителей, сколько женщин), о том, когда впервые возник женский вопрос, какие требования выдвигались (в основном — избирательные права). Представлена информация о женщинах, которые приняли самое активное участие борьбе, о действующих женских организациях; о гражданских правах, которые есть у женщин в каждой конкретной стране. Есть подробные статьи — о Соединенных штатах, Франции, Англии. Есть не очень — о Дании, Голландии, Бельгии, Германии, Швейцарии, странах южной Европы. В статье об Австралии отмечено, что с 1893 г. в Новой Зеландии и в 1896 г. в Южной Австралии женщинам было предоставлено избирательное право. Книга издана в 1900 г., и по ней вполне можно судить о том, что предшествовало появлению международного движения женщин. Особо хочется отметить, что справочник этот был издан в пользу Общества доставления средств Высшим Женским курсам.

Поскольку в справочнике А. Волковой ничего не сказано о Российской Империи, следующее издание — о женском движении в России.

Мирович Н. Из истории женского движения в России
Мирович Н. Из истории женского движения в России. — М., 1908. — 59 с.

Читать

В каталоге

Несмотря на серьезность темы, книга написана без занудства, читается достаточно легко. В самом начале автор справедливо отмечает, что в России борьба за права женщин приняла несколько иной характер сравнительно с другими странами.

«В России женщина всегда была почти равна с мужчиной — равна в бесправии. И в России женщина долгие мучительные годы шла рука об руку с мужчиной, наряду с ним боролась с чудовищной тиранией правительства — за просвещение и свободу… Этим в значительной степени объясняется отношение к так называемому женскому вопросу всей молодой, новой России».

Поскольку книга издана в 1908 году, тут автор дает намек (говоря о новой, молодой России) на результаты Революции 1905 г. — Манифест от 17 октября 1905 г., даровавший гражданские свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и несколько огранивший монархию, — был учрежден парламент, состоявший из Государственного совета и Государственной Думы. Далее идет рассказ о создании Всероссийского союза равноправия женщин (ВСРЖ) — первой отечественной организации, которая боролась за предоставление женщинам избирательных прав и права принимать участие в решении социальных вопросов. В мае 1905 г. в Москве состоялось Учредительное собрание ВСРЖ, на котором была представлена идейная платформа и задачи организации.

«…Сейчас нет такой сферы научного и практического труда — педагогической, врачебной, литературной, общественной, где бы женщина не доказала своей работоспособности и политического самосознания».

В съезде участвовали делегаты от групп, действовавших к тому времени в 28 городах. Был утвержден устав союза. Благодаря активной деятельности в конце 1905 г. отделения союза работали уже в 64 городах Российской Империи. Члены ВСРЖ не только занимались пропагандой своих взглядов, но и организовывали подачу петиций, распространяли листовки, устраивали женские клубы и кружки. Кроме Устава союза в книгу включены тексты воззваний и обращений к различным группам граждан (сторонникам женского равноправия, крестьянам, народным представителям в Думе и пр.).

Следующие две книги посвящены не столь серьезной теме. Сегодня мы сказали бы, что две эти брошюры написаны сторонницами бодипозитива. В том смысле, что и в те времена реформа женской одежды была направлена против стремления любой ценой соответствовать установленным стандартам, особенно при физической невозможности достичь навязываемого идеала. И, в основном, в ущерб здоровью.

Волкова М.М. Гигиена, красота и реформа женской одежды
Волкова М.М. Гигиена, красота и реформа женской одежды. — СПб., 1899. — 108 с.

Читать

В каталоге

Автор — женщина-врач, что уже говорит само за себя — эмансипированная дама, сумевшая получить высшее образование, тем более — медицинское. М.М. Волкова была не только практикующим врачом. Ее усилиями было создано Общество охранения здоровья женщины. Доктор считала, что «мужчины могут не опасаться успеха женской самостоятельности до тех пор, пока женщина не изменит своего костюма», и действовала в этом направлении. Целью Общества была не только реформа женского костюма, который в существующем виде ничего, кроме вреда женскому организму, не приносил (особенно — корсеты), но и вовлечение женщин в занятия физическими упражнениями: гимнастика, игры, катание на коньках, лыжах, велосипеде и т.д.

«Некоторые люди говорят, что мы всеми силами должны исправлять природу, культивируя красоту человеческого тела, как мы культивируем ту или другую породу животных или какое-либо растение. Но эти люди предлагают исправлять природу негодными средствами: корсетом, белилами, румянами и т.п. … Но ведь это будет все равно, если бы, например, мы захотели украсить породу лошадей не тем, что ввели бы среди них известное питание, уход, образ жизни, а тем, что стали бы одевать в нарядные попоны».

Еще доктор Волкова была знаменита тем, что открыла в 1909 г. в окрестностях Петербурга «санаторию для толстяков», в которой применялась ее собственная методика похудения. Склонная к полноте Волкова, когда ее вес приблизился к 90 килограммам, разработала собственную систему гимнастики, дополненную специальной диетой, и за два года сбросила 17 кг. Этот наглядный пример убедил пациентов, которые с успехом принялись худеть по этой методике (под руководством доктора), и вот — санаторий. Широкую известность этот проект М. Волковой принес (о санатории написала почти вся российская пресса), а коммерческий успех — нет. Возможно, потому, что и в те дальние времена большинство девушек и дам предпочитали диете и физическим упражнениям чудодейственные пилюли, реклама которых обещала с легкостью избавить от «опасности и бремени полноты и вернуть изящную стройность молодости».

Книга интересная, много иллюстраций, особенно во второй части, посвященной выставке одежды, устроенной в Берлине Всеобщим германским союзом для улучшения женской одежды. В основном — про обувь и белье (с рисунками). Про платья даны только словесные описания, вероятнее всего, потому что автор была не слишком высокого мнения об эстетическом вкусе немок:

«Никто не будет отрицать высокий уровень культурности немецкого народа, притом в высшей степени обстоятельного и серьезного, одаренного значительной способностью к изучению данного предмета во всех деталях. Правда, у него есть один немалый недостаток, для нас имеющий особенно важное значение, а именно — отсутствие вкуса у немецких женщин».

Впрочем, это не беда, поскольку каждая женщина, руководствуясь выставленными образцами, может создать себе платье по своему вкусу. Адресована книга «учащейся женской молодежи».

Следующая книга похожа на эту, но там основное внимание уделено необходимости занятий физической культурой: «В трудной задаче уравновешивания физических и умственных сил при воспитании юношества одинаково и женского, медицина должна вступить в свои права».

Михайлова Е.А. Физическое воспитание женской молодежи
Михайлова Е.А. Физическое воспитание женской молодежи: лекции, читаные автором в Историческом музее в янв. 1904 г.: С прил. О правилах гимнастики, некоторых игр и замечания о костюме женщин. — М., 1905. — 160 с.

Читать

В каталоге

«С очень молодых лет, когда еще девочек разряживают, как кукол, женщина в погоне за красотой, довольно сомнительной, теряет наверняка свое здоровье и сокращает свою жизнь… Следует еще в средних школах настойчиво прививать женской молодежи здравые понятия об одежде и вести борьбу против слепого подражания моде… заинтересовывать в этом периоде играми, гимнастикой, прогулками, посещениями музеев и ботанического сада и пр.».

Эта книга тоже написана женщиной-врачом. Поскольку большинство потенциальных читателей (и тогда и сейчас) не осведомлены достаточно в вопросах физиологии и анатомии, большое внимание уделено «изложению сухих анатомических фактов», без которых невозможно объяснить «суть и необходимость предлагаемых физических упражнений». В целом смахивает на учебник анатомии: текст, схемы, рисунки (практически на каждой странице). Про все: и про искривление позвоночника, и про зрение, и про кровообращение с пищеварением, даже про репродуктивную систему (книга предназначена для педагогов).

Программа гимнастики начинается со стр. 111. С подробным описанием упражнений и тоже с большим количеством рисунков. Собственно, иллюстрации о том, что такое хорошо, а что такое плохо, начинаются уже с обложки, где изображены два типа женщин. Первый тип — классической женщины, костяк которой развился без стесняющих костюмов. И второй тип, где грудная клетка под влиянием стягивающего действия корсета приобрела форму усеченного конуса, оставляющего мало места для легких и сердца, а также деформированный костяк таза (подробный комментарий к обложке на стр. VIII предисловия). Очень длинная книжка с иллюстрациями.

И последняя книга:

Русаков В. Знаменитые русские девушки
Русаков В. Знаменитые русские девушки : биогр. очерки / В. Русаков. — СПб., 1909. — 94 с.

Читать

В каталоге

Международный женский день — это не только цветы и конфеты, но и повод вспомнить и оценить выдающийся вклад женщин в историю своей страны и в мировую историю. Книга В. Русакова — первая среди подобных, поскольку предыдущие издания были посвящены жизнеописаниям исключительно юношей (мужчин), а книг о девушках не было.

«Изучение жизни великих людей убеждает, что задатки их гениальности, их талантливости, равно как и других личных достоинств, доставивших им славу, известность или признательность общества, проявляются уже в юности, а иногда и в раннем детстве».

Конечно, рассказы не ограничиваются описанием детских лет героинь, показан и дальнейший ход их жизни, заслуги, «создавшие им славу и известность на самых разнообразных поприщах и в различные эпохи». Разброс большой: тут и Софья Ковалевская («Соня-математичка»), и княгиня Дашкова («Крестница императрицы Елисаветы»), и Надежда Дурова («Кавалерист-девица»), и графиня Растопчина («Поэтесса Додо»), и почему-то Мария Башкирцева — рано умершая художница, больше известная не своими картинами, а посмертно изданным дневником (который, впрочем, читают до сих пор).

В сборник, как указывает автор, включены и такие русские девушки, которые, прославившись только одним подвигом в юные годы, в дальнейшей жизни ничем более себя не проявляли (героиня Крымской войны Даша Севастопольская). Добавим от себя: в книге есть также очерки и о таких девушках, которые, вероятно, были знамениты в начале XX века, но сегодня забыты или известны очень немногим. Все очерки снабжены портретами.

И еще она знаменательная дата марта, которую хотелось бы отметить. 150-летие Розы Люксембург. Подруга Клары Цеткин родилась 5 марта 1871 года. Пламенная революционерка, прекрасный оратор, одна из наиболее влиятельных представителей европейской левой социал-демократии; лидер немецкой компартии. Отдельно за права женщин не боролась, но была феминисткой по жизни. Убита политическими противниками в январе 1919 г. после подавления Берлинского восстания. Случилось то, что и сама она предполагала: «Умереть я надеюсь на посту — на улице или в тюрьме».

«Узнай меня, откpой на стук. Моя сказка Роза Люксембуpг...»