23 февраля один из самых старых советских праздников. Отмечается с 1919 года по настоящее время. Официальный статус получил в 1922 году. Назывался по-разному: День Красной армии; День Советской армии, потом День советской армии и Военно-морского флота. В начале 1990-х недолго побыл Днём Российской армии, а в 1995 году в федеральном законе «О днях воинской славы России» получил наименование «День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 году День защитников Отечества», что сразу стало поводом для бурной исторической дискуссии, поскольку 23 февраля 1918 г. никаких побед одержано не было. В 2006 г. в закон были внесены изменения, благодаря которым этот праздник стал просто «Днем защитника Отечества». В самом широком смысле.
Несмотря на отсутствие общественного запроса на исторические знания, мы решили использовать 23 февраля как повод вспомнить о событиях Гражданской войны 1917–1923 гг. По большому счету и красные, и белые защищали отечество, правда идеологический и эмоциональный подтекст был у каждой стороны свой. Как большинство гражданских войн, эта отличалась невиданным ожесточением и унесла миллионы жизней. Для обзора мы отобрали три книги о событиях тех лет. Не учебники, не справочные издания, а воспоминания участников молодых людей, написанные под непосредственными впечатлениями от пережитого.
Первая книга о днях Октябрьского вооруженного восстания в Москве. Происходило оно в период с 25 октября по 2 ноября 1917 г. В нашей книге представлены воспоминания юных революционеров и вся география событий: Красная Пресня; Хамовники; Замоскворечье; Сокольники; Басманный район; уезды.
Многие историки оценивают московское восстание как первый эпизод Гражданской войны. Все началось после получения известия о победе в Петрограде. За красных примерно 25 тысяч человек солдат Московского гарнизона, примкнувших к революции ещё в феврале и красногвардейцы революционно настроенные штатские, в том числе, молодежь. Во главе Военный революционный комитет (ВРК). С другой стороны юнкера Александровского и Алексеевского военных училищ (на момент 1917 года в Москве насчитывалось 7000 юнкеров), к которым присоединились около 700 офицеров (в основном преподаватели военных училищ) и около 3000 человек добровольцев, в громадном большинстве несовершеннолетних (кадеты, гимназисты-старшеклассники). Во главе Комитет общественной безопасности. Называли они себя Белая гвардия. Пытались договориться, не получилось, начались военные действия. В самом центре древней столицы: баррикады, уличные бои, которые шли с переменным успехом. Сначала Кремль был в руках красных, затем его заняли юнкера. Закончилось все печально. Красные получили подкрепление из Петрограда и Комитет общественной безопасности вынужден был принять условия ВРК. Юнкера были разоружены и покинули Кремль.
«Железное кольцо рабочих постепенно сжимало Кремль. Вот бежит член Ревкома. Он приказывает прекратить огонь. Почему? Враг ведь еще не добит!.. Белые сдаются. Москва наша. Это сообщение несется по рядам красногвардейцев. Да, белые сдались и благодаря самоотверженной борьбе московских пролетариев Москва стала столицей социалистического государства».
Сколько людей, включая мирных жителей, погибло, точно неизвестно. Что можно утверждать наверняка: у Кремлевской стены в двух братских могилах было торжественно похоронено 237 красных героев. С них началась история знаменитого советского некрополя. Белую гвардию отпели в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот. В том числе юнкеров, которые обрели покой на Братском кладбище. Тех самых, про которых А. Вертинский написал: «Я не знаю, зачем и кому это нужно, кто послал их на смерть недрожавшей рукой…». Кто послал, вопрос непростой. Согласно данным статистики к 1917 году состав военных учебных заведений воспроизводил картину социального среза всей России. Свыше 80 процентов юнкеров происходило из крестьян и мещан. Остальные были детьми священников, интеллигенции. Дворян менее 10 процентов. И среди красных тоже были не одни пролетарии. Поэтому о сословном противостоянии говорить не приходится.
Вот два мнения свидетелей.
«…Помню тяжелую картину этого отпевания… в гробах покоятся, словно срезанные цветы, молодые, красивые, только что расцветающие жизни: юнкера, студенты... У дорогих останков толпятся матери, сестры, невесты… много венков, много цветов… Невиданная, трагическая картина… В надгробном слове я указал на злую иронию судьбы: молодёжь, которая домогалась политической свободы, так горячо и жертвенно за неё боролась, готова была даже на акты террора, пала жертвой осуществившейся мечты»,
А это великого пролетарского писателя Максима Горького:
«В сущности своей Московская бойня была кошмарным кровавым избиением младенцев. С одной стороны юноши красногвардейцы, не умеющие держать ружья в руках, и солдаты, почти не отдающие себе отчета кого ради они идут на смерть, чего ради убивают? С другой ничтожная количественно кучка юнкеров, мужественно исполняющих свой долг, как это было внушено им».
Следующая книга тоже «красная»:
Тут действие происходит в основном на юге: Украина (Киев, Харьков, Одесса) и Крым. Примерно в 1918–1920 гг., когда время иллюзий, если у кого были, уже прошло. Рассказы разной степени художественности не писатели писали, литературная обработка минимальная. Есть в духе «Приключений неуловимых мстителей». Вот из описания комсомольского съезда на занятой врагами территории: «...Для того, чтобы обмануть бдительность шпиков в последний момент съезд был перенесен за город, в маленький дачный поселок Коктебель… К вечеру съехались все депутаты, выбрали президиум… На папиросной бумаге вели протокол условными знаками… В это время в комнату входит татарин Эмер. Взволнованно шепчет: Товарищи, в Коктебель приехали белые на трех линейках человек 20 и трое верховых. Быстро складываем всю нелегальщину, уходим» .
Второй день съезда, несмотря на принятые меры, закончился провалом:
« Желание скорее обсудить важные вопросы окончательно убило нашу осторожность. Мы поработали всего полчаса, как вдруг увидели в пятидесяти шагах, на склоне горы человек 15 с винтовками в руках… Пули со свистом жужжали вокруг нас, взрывая столбики земли… Оборачиваемся, стреляем и опять несемся вперед. Вдруг Илья делает огромный прыжок и с раздробленным черепом падает у моих ног. Капли крови и мозга обдают мне лицо» .
Есть совсем трагические, такие как рассказ «Памяти девяти». О суде над 14 молодыми коммунарами, некоторым из которых не было 16 лет 9 были приговорены к смертной казни через повешенье, остальные к бессрочной каторге. Охраняли здание военно-полевого суда в Симферополе юнкера военного училища ген. Алексеева. Самая тяжелая ночь перед казнью. Смертники передали товарищам «целый ряд земных поручений, и самое важное задание построить крепкий Комсомол» . Одну из задержанных, девушку, которой уже было 18, после суда снова отправили в контрразведку: «Пьяная орда всю ночь глумилась над ней. Ей отрезали груди, изрубили на куски руки. После этих страшных, нечеловеческих мучений она умерла» . А наутро 8 оставшихся смертников повели на казнь. Вешали на фонарных столбах, на одной из центральных улиц Симферополя. «И тут дело не обошлось без мучений, уже умирающих, с веревкой на шее товарищей опять опускали вниз, давали возможность передохнуть и потом опять дергали веревку… Все мольбы товарищей о том, чтобы их скорее прикончили, не трогали маменькиных сынков, славных врангелевских юнкеров» .
Есть рассказы с хорошим концом («Ислям»). Про комсомольца, которого в последнюю момент спасли товарищи, проникнув в тюрьму переодетыми в офицерскую форму, «достали бланк контрразведки и сварганили требование на допрос, текст и подписи подделали так, что и сам следователь не отличил бы, взяли трех боевиков, нарочно тебе не знакомых, чтобы ты себя чем-нибудь не выдал, и пришли в тюрьму» .
И другие рассказы в которых есть и трагические, и героические, а местами и трогательные эпизоды.
Третья книга взгляд с другой стороны.
«Цель этой книги воскресить истинный образ рядовых белых бойцов, безвестных русских офицеров и солдат, и дать почувствовать ту правду и то дыхание жизни, что воодушевляли их в борьбе за Россию… Настоящая книга не является историей Дроздовской стрелковой дивизии… Историю я тогда не имел времени писать. Боевые документы и дневники помещались у меня в одной сумке, ее я потерял в огне. Все архивы тоже погибли. Зимой 1933 года я начал рассказывать писателю И.С. Лукашу, также участнику белого движения, все то, что живо запечатлелось у меня в памяти о славной Дроздовской дивизии» .
Книга написана эмоционально, читается не через силу. Но, учитывая, что это все-таки не дневники, а мемуары, акценты расставлены соответственно. О красных никогда хорошо, а с оттенком некоторого пренебрежения. О своих как о героях, всегда. Есть лирические отступления, в духе «вальсов Шуберта и хруста французской булки» (рассказ о пасхальной неделе в Новочеркасске). Одну главу (Баклажки) хотелось бы отметить особо. «Баклажки» так называли самых юных дроздовцев, которые наравне с военными участвовали в боях.
«Мальчики-добровольцы, может быть, самое нежное, прекрасное и горестное, что есть в образе Белой армии… Кромешная Россия бросила в огонь и детей. Это было как жертвоприношение… Но подростки, дети русской интеллигенции, поголовно всюду отзывались на наш призыв. Они убегали к нам от матерей и отцов... Мы все были тогда очень молоды, но была невыносима эта жалость к детству, брошенному в боевой огонь, чтобы быть в нем истерзанным и сожженным. Русское юношество без сомнения отдало Белой армии всю свою любовь, и сама Добровольческая армия есть прекрасный образ русской юности, восставшей за Россию» .
Книга, кстати, тоже посвящена «русской молодежи». Какой конкретно молодежи, если учесть, что вышли «Дроздовцы…» вторым изданием в 1948 году? Грядущим бойцам против коммунизма:
«…Им, этим грядущим белым бойцам, и посвящена моя книга. В образах их предшественников, павших белых солдат да почерпнут тот порыв и ту жертвенность, что помогут им довести до конца дело борьбы за освобождение России» .
Пришло время хотя бы коротко рассказать об авторе. Антон Васильевич Туркул русский офицер, участник Первой мировой и Гражданской войн, белоэмигрант. Из тех, кто сражался не за власть «помещиков и капиталистов», а за восстановление единой и неделимой России, как он полагал, разрушенной коммунистами. В 1918 году вступил в добровольческую бригаду генерал-майора М.Г. Дроздовского, одного из видных организаторов белого движения. Генералу Дроздовскому единственному из многих удалось сформировать добровольческий отряд и привести его организованной группой из Ясс (Румыния) в Новочеркасск на соединение с Добровольческой армией. Сначала Туркул служил под началом генерала, а после его смерти (Дроздовский был не тяжело ранен, но заражение крови привело к смерти) спустя некоторое время возглавил уже дивизию дроздовцев, в 28 лет став генерал-майором. В конце 1920 г. покинул Россию вместе с врангелевскими войсками. Белоэмигранты, особенно военные, практически все не любили коммунистов, но Туркул отличался особой непримиримостью. Борьбы не прекращал никогда и был готов на любые альянсы, включая контакты с разведками разных стран, даже с немцами. Доподлинно известно, что он получал какие-то финансовые средства от Японии, что было замечено французской контрразведкой, и в 1938 году Туркула без объяснения причин из Франции выслали. Уехал, между прочим, в Берлин. В декабре 1944 года, когда победа Антигитлеровской коалиции была очевидна, совершил странный поступок: принял участие в создании власовского Комитета освобождения народов России (КОНР). В марте 1945 г. при его непосредственном участии в Словении был сформирован Отдельный корпус Вооруженных Сил КОНР. На комплектование корпуса немцы направили более 5 тыс. мобилизованных русских эмигрантов, преимущественно бывших участников белого движения. Но сведений о каких-либо столкновениях частей корпуса с Советской армией или союзными партизанами нет. В последние дни Великой Отечественной Отдельный корпус вместе с Русским корпусом полковника Рогожина, также сформированным из эмигрантов, был отведен в Италию, где и сложил оружие. Белоэмигранты советскими гражданами не являлись и, поступив на немецкую службу, государственной измены в отношении СССР не совершили. Поэтому солдаты и офицеры Отдельного корпуса, в отличие от личного состава власовских частей, не были выданы американцами и англичанами Советскому Союзу. Тем не менее, в мае 1945 г. Туркул был арестован союзниками и до 1947 г. находился в заключении. Был отпущен, поселился в Мюнхене. В начале 1950 г. возвратился к политической деятельности: организовал съезд ветеранов РОА, где был избран председателем Комитета объединенных власовцев (КОВ), его он возглавлял до конца жизни. Возглавлял также Комитет русских невозвращенцев. Умер 19 августа 1957 г. в Мюнхене в возрасте 66 лет. Похоронен во Франции на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа. Его могила находится рядом с памятником генералу Дроздовскому и дроздовцам.
Справочно считаем необходимым сообщить, что военным преступником А.В. Туркул признан не был, и книга его в Федеральный список экстремистских материалов не включена.
Вот собственно и все, о чем хотелось рассказать. Выводов не делаем, кроме очевидного в гражданских войнах победителей нет.
По традиции пара цитат в качестве информации к размышлению.
Первая:
«Лучше погибнуть в отечестве, нежели повергнуть отечество, спасая его».
И вторая:
«В гражданских войнах все является несчастьем... Но нет ничего несчастнее, чем сама победа… Победителю, уступая тем, с чьей помощью он победил, многое приходится делать даже против своего желания» .
Обе принадлежат Марку Туллию Цицерону, римскому политическому деятелю и философу. Человеку непредвзятому и компетентному, поскольку жил он еще до н. э. и был непосредственным участником нескольких римских гражданских войн.