Электронная библиотекаМолодежь России

Снова солнышко весеннее на реке ломает лед, снова день рожденья Ленина в день апрельский настает…

22 апреля в СССР — одна из главных дат. День рождения В.И. Ленина — главного революционера, создателя партии большевиков и советского государства. Почти 75 лет Ленин оставался таким же символом советского государства, как гимн, герб и флаг. Тем, кто родился после 1991 года, сложно представить, что семьдесят лет вождь присутствовал в жизни каждого гражданина СССР, практически повседневно и с самых ранних лет.

«Однажды семилетнего мальчика спросили: когда ты впервые узнал о Ленине? Я всегда знал о Ленине, — ответил он… И это верно. Едва ребенок начинает познавать мир — и мать показывает ему портрет Ленина, учит узнавать черты дорогого лица… Проходят годы, ребенок идет в школу, и книги о Ленине раскрывают перед ним новые страницы великой жизни».

Города, переименованные или названные в его честь, и практически в каждом — улица Ленина. Плакаты, портреты, почтовые марки, открытки; значки, включая октябрятский, с юным кудрявым Володей Ульяновым и медальным профилем вождя на значке комсомольском. На денежных купюрах (начиная с 1937 г.). Главная государственная награда — Орден Ленина; самая почетная премия — Ленинская; Ленинские стипендии у студентов. Памятники, музеи, ленинские уголки — в школах, вузах, театрах и кинотеатрах, библиотеках, клубах и на производстве. Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, а еще история КПСС и диалектический материализм во всех высших учебных заведениях с бесконечным конспектированием работ основоположников. Конечно, лениниана — книги, фильмы, спектакли, песни «о жизни и деятельности В.И. Ленина, о многообразных связях ленинских идей с жизнью современного общества, с прошлым и будущим человечества» и много еще чего. «Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой…» Вездесущий и многоликий. Миф, символ, главная фигура современной отечественной истории. Каким он был на самом деле, теперь уже не узнать. Мемуары — источник ненадежный, поскольку правда у каждого своя.

Культовый образ вождя мирового пролетариата складывался постепенно. Уже осенью 1917 года появились первые биографии Ленина. Не только в России. За рубежом первая биография Владимира Ильича была опубликована в ноябре 1917 г. в немецком журнале «Bote der russischen Revolution» («Вестник русской революции») — органе Заграничного представительства ЦК РСДРП(б). Она была переведена и перепечатана газетами и журналами многих европейских стран.

Несколько слов о международной известности Владимира Ильича. В ноябре 1917 г. норвежская социал-демократическая партия внесла в Комитет по Нобелевским премиям предложение присудить Премию мира за 1917 г. председателю Совета народных комиссаров Советской Республики В.И. Ленину. «До настоящего времени, — говорилось в обосновании, — для торжества идеи мира больше всего сделал Ленин, который не только всеми словами пропагандирует мир, но и принимает конкретные меры к его достижению». Предложение было отклонено по формальному поводу — норвежские товарищи пропустили срок подачи. Но в решении Комитета было написано, что если существующему русскому правительству удастся установить мир и спокойствие в стране, то Комитет не будет иметь ничего против присуждения Ленину Премии мира на будущий год… Премия 1917 года ушла Международному комитету Красного Креста за деятельность по улучшению положения военнопленных. А в 1918 году уже полыхала гражданская война, и тема закрылась.

Сразу скажем, не Ленин был инициатором кампании по продвижению себя в символы новой России. Такова была политическая обстановка. Сложная и неоднозначная.

«Ввиду того, что между солдатами батареи происходит много трений относительно Ленина, просим не отказать нам дать скорейший, по возможности, ответ. Какого он происхождения, где он был, если он был сослан, то за что? Каким образом он вернулся в Россию и какие действия он проявляет в настоящий момент, т. е. полезны ли они нам или вредны? Одним словом, просим убедить нас своим письмом так, чтобы после этого у нас не было никаких споров, не теряли бы напрасно время и другим товарищам могли бы в состоянии доказать»,

из письма 8-й конно-артиллерийской батареи в Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

Необходима была объединяющая фигура, не вызывающая сомнений ни у солдата, ни у матроса, ни у крестьянина. И такой фигурой стал Ленин — главный человек в партии, которая дала всё: мир народам, хлеб голодным, фабрики рабочим, землю крестьянам и власть — Советам.

После покушения на вождя осенью 1918 года число публикаций, посвященных исторической роли Ленина, резко увеличилось (первая из серии подобных брошюра «Великий вождь рабочей революции Владимир Ильич Ульянов-Ленин» вышла на второй день после ранения). По свидетельству В.Д. Бонч-Бруевича (ближайшего помощника, фактического секретаря Ленина), когда Владимир Ильич пришел в себя, то «пришел в ужас» от того, что написали о нем газеты, и приказал прекратить и «спустить все на тормозах». Однако весной 1920 года история повторилась (в 1920-м Ленину исполнилось 50 лет). Центральная печать была переполнена приветствиями, хвалебными статьями, посланиями и стихами в честь юбиляра: «Говорить о Ленине — значит говорить о нашей партии»; «Ленин для Коммунистической партии — то же самое, что Дарвин для естествознания и Маркс для политической экономии», — все в таком духе. Ленин отреагировал соответственно. На торжественную часть заседания ЦК, где произносились речи, не пришел; появился после перерыва и встреченный дружными аплодисментами, сдержанно поблагодарил присутствующих, выразив надежду, что со временем будут созданы более подходящие способы отмечать юбилейные даты. Затем перешел к обсуждению насущных партийных проблем. Но партия осталась при своем: в этом же году по инициативе ЦК был организован Агитпроп, а Наркомпрос сформировал отдел политического просвещения — Главполитпросвет. Обе структуры в том числе занимались и оформлением образа Ленина: вождя мировой революции — гения, мыслителя, провидца и в то же время доступного, близкого и понятного всем Ильича (даже личная скромность Владимира Ильича, не приемлющего любые попытки товарищей по партии сделать его предметом поклонения, несла свою смысловую нагрузку).

Полномасштабная кампания по монументализации образа вождя началась уже после его смерти. Просьба Н.К. Крупской, которая обратилась к партии и народу через газету «Правда» прошла практически незамеченной:

«…Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т.д. — всему этому он придавал в жизни так мало значения, тяготился всем этим».

Конечно, основную роль в увековечении имени своего вождя исполняла коммунистическая партия (комиссии по увековечению памяти; Институт Ленина; мавзолей; музеи; монументальная пропаганда — памятники и пр.), но и народ принял активное участие, поскольку в то время уважение к вождю было огромным и искренним. Президиум ЦИК СССР был даже вынужден издать специальное постановление, запрещающее «производить переименования чего бы то ни было именем Ленина».

Одним из главных архитекторов ленинского культа был нарком просвещения А.В. Луначарский:

«…21 января 1924 г. умер конкретный человек — создатель партии и идеолог Советского государства, соратник, руководитель. Но родился воображаемый — „человек, друг, товарищ“».

И ещё из него же: «…Дать Лениниаду — это значит написать нечто вроде „Войны и мира“; дать эпопею на тему о борьбе, о строительстве, о революции, о культуре в великие ленинские годы, показать, как Ленин вырос из этой эпохи, а потом оплодотворил эту эпоху». Нарком был человеком увлекающимся, лично знавшим вождя и относившимся к нему неизменно с искренним уважением и восхищением. «Войны и мира» не получилось, что вышло, показало время. А вот как это происходило в реальном времени, можем показать мы, проиллюстрировав это своими книгами («изданными в первые годы после ухода Ильича»).

Начнем с мемориального справочника:

Основные вехи жизни В.И. Ульянова (Ленина)
Основные вехи жизни В.И. Ульянова (Ленина) [Краткая выдержка из календаря жизни Владимира Ильича]. — Ленинград: Гос. издательство, 1925. — 36 с.

Читать

В каталоге

Очень полезное издание, поскольку в 2021 году мало кто знал ленинскую биографию. Начинается календарь с 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1870 года, когда в городе Симбирске родился вождь мирового пролетариата. Последняя дата — 27 января 1924 года, похороны Ленина на Красной площади в Москве. Ничего личного. Как известно, венчание Ленина и Крупской состоялось 22 июля 1898 года, но в календаре из событий июля — «Ленин собирает социал-демократов Минусинского округа и организует протест против „Credo“». О революции — «1917. Окт. 25 (7 ноября), Петроград, Ленин вдохновляет и организует Октябрьский переворот и волею коммунистической партии становится во главе Советской России». Книга из серии «Ленинская библиотека». Если судить по последней странице обложки, только за один 1925 год в ней было издано больше 50 книг. «Брошюры эти, небольшого размера, печатаются крупным шрифтом, в хорошей художественной обложке, применительно к тексту брошюры. Кроме того, для ознакомления широких слоев рабочих и крестьян с некоторыми произведениями Владимира Ильича из полного собрания его сочинений взяты наиболее характерные для Ильича статьи, каковые издаются отдельными брошюрами. Для того, чтобы увековечить облик Владимира Ильича для всего мира, приступлено к изданию различных художественных портретов».

Следующая книга тоже из серии «Ленинская библиотека»:

О памятнике Ленину
О памятнике Ленину: [сборник статей]. — Ленинград: Гос. издательство, 1924. — 136 с.: с ил.

Читать

В каталоге

После смерти вождя сразу же в центре и на местах трудящиеся стали выходить с предложениями об установке памятников Ленину. Постановление II съезда Советов СССР предполагало проведение планомерной работы по развитию ленинского портрета и его воплощению в камне, но в данном случае инициатива снизу опережала партию. Собирались пожертвования, и в ряде случаев народ своими силами ваял статуи. (Достоверный факт: первый памятник был исполнен рабочим-самоучкой и установлен 22 января 1924 года, на следующий день после смерти Ленина, в Ногинске, и стоит там до сих пор.) В результате очень скоро появилось бесчисленное количество бюстов, барельефов и памятников сомнительного качества:

«…Некоторые из бюстов поистине отвратительны и представляют собой хуже, чем карикатуры. Еще хорошо, если абсолютно отсутствует всякое сходство. Тогда по крайней мере говоришь себе: ну это не имеет ничего общего с Владимиром Ильичом, и спокойно проходишь мимо. Но когда скульптору удалось схватить одну-другую черту, напоминающую Владимира Ильича, а в остальном изображение нисколько на него не походит, получается иногда непередаваемая словами пошлость и безобразие: вместо великолепного несравненного черепа Владимира Ильича, более интересного по своим линиям, чем дошедшие до нас изображения Сократа, перед нами голова какого-то рахитичного приказчика или провинциального адвоката».

Это цитата из первой статьи сборника. Автор — Л. Красин, один из членов Комиссии ЦИКа СССР по увековечению памяти Ленина. Собственно, вся статья посвящена неотложным задачам, стоящим перед комиссией, в том смысле, что пора уже прекратить неконтролируемое тиражирование образа вождя; изъять негодные образцы и утвердить «лучшие или по меньшей мере допустимые к широкому распространению». Включая и художественные портреты вождя. (Любопытно: на стр. 10 некоторые фамилии членов комиссии старательно закрашены; очевидно, это произошло уже после 1930 г., когда некоторые из достойных коммунистов оказались врагами народа.) Вторая статья (его же) уже об архитектурном увековечении памяти Ленина. Вначале подробно о проектах мавзолея (все проиллюстрировано). Потом про памятники. Сразу становится понятно, почему во многих случаях Ленин-памятник стоит «с характерно протянутой и указывающей вдаль рукой». Оказывается, всему виной скромность Ильича, который не любил фотографироваться (в наличии не более 2–3-х фотографий во весь рост), кадров киносъемки тоже мало: «…общая и непоправимая уже теперь вина всех нас состоит в том, что мы не смогли и не сумели заставить Владимира Ильича позволить написать с него хотя бы несколько хороших портретов и вылепить его голову и фигуру». Другой интересный фрагмент статьи посвящен определению ключевых мест для установки монументов (выбранные места, что предполагалось для этого снести в Москве и что построить). В частности, на Воробьевых горах предполагалось установить памятник и построить дворец имени Ленина, «заключающий в себе и музей, и библиотеку с читальней, и залы для лекций и концертов; институт Ленина, открытые площадки для всех видов спорта, купальню, яхтклуб… и вообще все для спорта и физической культуры, которыми так интересовался и так любил сам Владимир Ильич… С площадки этого сооружения будет открываться вид на всю Москву, и в этом месте будущие поколения и в особенности молодежь будущей Москвы будут проводить часть своего отдыха и праздновать свои праздники». Узнали место?

Далее статья Э. Голлербаха (искусствовед, художник-график и знаток русской графики; художественный критик и тонкий стилист, считавший своим долгом «привить классическую розу к советскому дичку»). Она посвящена обзору конкурсных работ, представленных художниками для рассмотрения Комиссии (конкурс был открытый, некоторые участники выступали под псевдонимами, все по-честному). Статья на стр. 41, прочтите, не пожалеете. Голлербах был не только блестяще образованным, но и очень остроумным человеком. Кроме анализа художественных достоинств представленных работ (включая эскизы к памятнику «Ленину на броневике»), там много неизвестной информации о разных проектах (некоторые за гранью разумного), что позволяет с позиций сегодняшнего дня оценить уровень креативности энтузиастов 1925 года.

В одном из писем, напечатанных в Известиях ВЦИКА, было высказано пожелание, чтобы на месте могилы Ленина была построена «громадная башня, наподобие Эйфелевой, и даже выше… Наверху должен вращаться земной шар, а внизу — громадные маховые колеса, воспроизводящие шум и стук фабрик и заводов. Наверху башни можно установить радиотелеграф, способный держать связь со всем миром».

В башне автор предлагал «изобразить постепенный ход революции или даже исторический путь человечества, от первобытного коммунизма к марксизму», как вариант. В сборнике есть и другие статьи, не менее любопытные (про башню Татлина тоже). И много прекрасных репродукций.

Следующая книга:

Пясковский А.В. Ленин в русской сказке и восточной легенде
Пясковский А.В. Ленин в русской сказке и восточной легенде. — М. : Молодая гвардия, 1930. — 98 с.

Читать

В каталоге

В 1924 году, сразу после смерти вождя, было решено «спешно приступить к собиранию произведений коллективного устного творчества масс о Ленине». Результаты в этом сборнике. Чего тут только нет: русские народные сказки, мусульманские легенды и песни, сибирские причитания (покойнишный вой по Ленине). Как честно признаются авторы проекта, «не все из них выдерживают народного стиля», но и в этом виде «весьма поучительны и будут прочитаны с большим интересом».

«…Эти сказки, легенды, песни почти никем не записываются, а записанные разбросаны во всевозможных журналах, провинциальных газетах и пр. А между тем они неоценимы для нас, и прежде всего с точки зрения действительного отношения широких слоев русского крестьянства и восточных народов не только к Ильичу, но и вообще к советской власти и коммунистической партии».

Авторы сборника указывают, кем была записана сказка или легенда, не отрицая, что некоторые из них (если не все), могли быть подвергнуты литературной обработке. Некоторые произведения хочется отметить особо, например вятскую сказку «Скоро проснется Ильич» (стр. 40). Про то, как Ленин притворился мертвым, а сам отправился в странствие, чтобы посмотреть, что после него будет. Украинская сказка тоже есть, даже баллада, которую харьковский студент услышал на ярмарке (исполнял кобзарь, как положено) и записал как неравнодушный молодой человек. Называется соответственно «Хто ж той сокiл, товаришi?» (стр. 46). Среди восточных легенд, кроме легенд народов восточных республик СССР, есть и китайская, записана со слов караванвожатого Фо-Тин-Куна (стр. 57), и даже африканская, записанная соратником Ленина тов. Бонч-Бруевичем со слов неизвестного англичанина-путешественника, заехавшего в Москву в 1918 г. (стр. 66). Чукотская легенда тоже есть (стр. 70). В общем, «Соберите, люди, все лучшие слова. И словами этими славьте в песнях великое имя Ленина. Пусть огонь любви высушит наши слезы, ибо было слез слишком много».

Дальше брошюра, созданная усилиями неравнодушных московских дошкольных педагогов.

Прокофьева С. Дети дошкольники о Ленине
Прокофьева С. Дети дошкольники о Ленине. — М. : Гос. изд-во, 1926. — 79 с.

Читать

В каталоге

«Партии Ленина — Российской Коммунистической Партии посвящает этот сборник группа московских дошкольников», — эпиграф к изданию.

В брошюре представлены «материалы детского творчества, разговоров, игр», собранные в различных дошкольных учреждениях Москвы в первую неделю после смерти Владимира Ильича. Текст и рисунки (к сожалению, мало и не цветные — от цветных пришлось отказаться в целях удешевления книжки) распределены по темам: смерть и похороны тов. Ленина в изображении детей; оценка тов. Ленина и отношение к нему детей; источники детских представлений о Ленине. У педагогов не было цели собирать материал на тему. Руководительницы дошкольных учреждений, записывая детские игры и разговоры, собирая рисунки и лепку (в рамках обычной, ежедневной работы), обнаружили, что интересы детей в этот период были отданы исключительно Ленину.

«Прочность и глубина детских интересов, направленных в сторону усвоения и закрепления воспринятого о Ленине, является отражением глубины и связи рабочих масс со своим вождем… Скорбь этих масс, их ненависть к врагам революции, их готовность бороться за осуществление заветов любимого вождя и товарища отражают дети».

Для примера:

«Великая скорбь охватила всех наших детей. Все мысли заняты одним: „Ленин помер“ — говорят они, тихо входя в детский сад. Нет обычного смеха, игр, пения. Дети тихо бродят по комнатам и делятся друг с другом впечатлениями».

Видны глубокие переживания, глубокая любовь к «дяде Ленину». Но от чего он умер? Первые мысли о причине смерти связываются у детей с классовым врагом рабочих. «Его буржуи убили» или «наверное, царь убил». Тут же про «тетю, которая стреляла, когда он на заводе был», «пистон вытащили, а пуля осталась». «Нет, он умер, скорей, потому, что много работал», — поясняет мальчик из старшей группы, и сразу все становится на свои места. Игра: «Ящик-гроб носят по комнате и поют „Мы жертвою пали“ и „Интернационал“. Ящик ставят на рояль. Коля встает у рояля, на руке полоска из черной бумаги, в руке ружье. Остальные становятся друг за другом и, подходя к гробу, низко кланяются. Игры в похороны имеют много вариантов, но в основе одно и то же: Дом Союзов, очереди, прощание с Лениным». Любопытна глава «Оценка тов. Ленина и отношение к нему детей». Про то, что Ленин — «вождь мирового пролетариата» дошкольники тогда знали все, начиная с трех лет. Рисунок: «Галки летят. У них слезы текут. Им Ленина жалко».

Вообще, интересных разделов много: «Ленин как идеал», «Покушение на Ленина», «Религиозные предрассудки». Опасный раздел — «Домашние впечатления». Раздел «Политические вопросы» — «Теперь другого Ленина выберут. Калинина выберут. Калининых два: один русский, другой еврей (это про Троцкого). Русского и выберут в Ленины». Что интересно, дети знают и Калинина, и Троцкого, и Каменева, и Рыкова, даже Луначарского, про Сталина — ни слова.

Последняя книжка мемуарная. В 1924—1925 гг., сразу после смерти Владимира Ильича, его ближайшие соратники, а также те, кто тесно с ним общался в разные периоды жизни, написали множество воспоминаний (без излишних приукрашиваний и умолчаний). Но публикации такого рода быстро прекратились. Многие из людей, близких Ленину, оказались в оппозиции Сталину. Воспоминания их как «врагов народа» изымались и попадали в спецхраны. Остальные переписывались, чтобы соответствовать основному курсу. Практически всё изданное после 1934 года уже было отредактировано. Мы выбрали книгу Н.К. Крупской, жены, соратницы и преданного друга.

Крупская Н.К. Воспоминания о Ленине
Крупская Н.К. Воспоминания о Ленине : ч. 1 и 2. — М. : Партиздат, 1933. — 366 с.

Читать

В каталоге

Первая часть была издана в 1930 году, вторая — в 1931-м.

«Печатаемые в данном сборнике воспоминания охватывают период с 1984 по 1917 г. со времени моей первой встречи с Владимиром Ильичом в 1894 году и до Октябрьской революции 1917 года. Мне часто говорят, что написаны мои воспоминания очень скупо. Конечно, об Ильиче всем хочется знать как можно больше… Целью моих воспоминаний было дать картину той обстановки, в которой приходилось жить и работать Владимиру Ильичу. Я писала только о том, что особенно живо осталось в памяти».

Эта книга — переиздание, вышла в 1933 году. А мае 1934 г. в газете «Правда» была опубликована статья П. Поспелова (выпускника Института красной профессуры, члена Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б)), суть которой сводилась к тому, что книга Крупской нуждается в серьезных уточнениях и исправлениях, поскольку в ней недостаточно отражена роль Сталина в создании партии, подготовке и проведении Пражской партийной конференции и Октябрьской революции. И впоследствии Надежда Константиновна неоднократно подвергалась партийной критике, суть которой сводилась к тому, что она позволяла себе «общепартийное дело составления произведений о Ленине» превращать «в частное семейное дело, выступая в роли монополиста и истолкователя общественной и личной жизни и работы Ленина и его семьи, на что ЦК никому и никогда прав не давал» (из решения Политбюро ЦК ВКП(б). 1938 г.). Наступало время великого продолжателя дела Ленина, вернейшего соратника в борьбе за партию и диктатуру пролетариата. Ленин занял в коммунистическом пантеоне первое, но не главное место. На главном был Сталин.

Но после разоблачения культа личности Ленин опять занял подобающее место, и теперь не только в СССР, но и в народных демократиях, и в борющихся за свободу странах колониализма. Вождь мирового пролетариата и великий вождь, положивший начало освобождению народов мира от власти капитала и мирового империализма.

Когда развалился Советский Союз, Ленину припомнили всё, и что было, и чего не было. Разоблачительные книги выходили тиражами, конечно, уступающими тиражам биографии вождя в СССР, но, учитывая экономические реалии суровых 90-х, не малыми. А еще газеты, телевидение, кино и интернет.

И это прошло. Сейчас все спокойно. Мавзолей стоит, Ленин в нем лежит. Памятники не сносят. Музеи работают (Центральный музей В.И. Ленина, который в Москве, правда, закрыт, но есть прекрасный интернет-ресурс, созданный Государственным историческим музеем). Горки Ленинские (с экспозицией «Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле»), шалаш в Разливе, Шушенское, Мемориальный комплекс в Ульяновске — все действует (до пандемии одним из самых популярных направлений китайских туристов были Ульяновск и Казань — красный маршрут). В 2017 году Национальная литературная премия «Большая книга» была присуждена Льву Данилкину за художественную биографию Ильича — «Ленин. Пантократор солнечных пылинок». Очень достойная книга. В прошлом году тихо, но отметили 150-летний юбилей вождя, в основном публикациями в прессе (Инессу Арманд, немецкого шпиона и смерть от сифилиса, и другие пошлости никто не поминал). Это — из высокого. Из повседневности — сувениры, майки с портретами, мемы и демотиваторы, и переодетые ленины для фотографий в туристических местах. Ленин по-прежнему с нами, не как раньше, конечно, но присутствует.

По традиции, в конце обзора информация для размышления (для тех, кто дочитал до конца). Ушедший от нас в прошлом году Иммануил Валлерстайн, всемирно известный социолог, политолог, философ, один из авторов теории мир-системного анализа, автор фундаментального труда «Мир-система модерна», в своем эссе «Ленин и ленинизм сегодня завтра и послезавтра» (2011 г.) представил следующий прогноз.

«Когда исчез Советский Союз, а с ним и КПСС, новый режим Российской Федерации столкнулся с проблемой Ленина как человека, политического символа и олицетворения исторической памяти. Похоже, легкого решения найти так и не удалось.

Главное тут не оценочные плюс или минус, которые регулярно меняются местами, а именно общий отпечаток в истории. Это едва ли не закон современной миросистемы — знаковые события и фигуры неустранимы из национальной памяти. В наши дни Ленин в России является, по меньшей мере, крайне неоднозначной политической фигурой. Убеждения настолько сильны, а мнения так глубоко разделены, что ни о каком национальном единении вокруг Ленина пока говорить не приходится. Однако остается непреложным тот факт, что национальному самосознанию требуются сильные объединяющие личности, историческая память всегда ищет героев. И тут, осмелюсь предположить, у Ленина на родине найдется мало реальных соперников… И когда ученые начнут переоценку национальной и всемирно-исторической роли Ленина, что-то обязательно просочится в массовое сознание. Народ испытает чувство гордости, и это будет иметь политические последствия, потому что, мне кажется, русским и многим из их соседей сейчас очень не хватает этого чувства, а ведь Ленин дает вполне реальный повод. Вот вам мой прогноз. Где-то к 2050 году Ленин вполне может стать основным национальным героем России. Это, заметим, абсолютно ничего не говорит нам о будущем как социальной теории марксизма, так и политической практики ленинизма в 2050 году, будь то в России или где угодно в мире. Ясно, повторяю, одно: марксизм-ленинизм исчезнет уже не только с политической арены, но и из памяти людей. Это, собственно, и сделает возможной и вероятной историческую реабилитацию Ленина».

Вот так. Миллениалы проверят.