Электронная библиотекаМолодежь России

Абитуриенты, первокурсники, студенты. Как поступали в вузы 100 лет назад

В начале прошлого века так же, как и сегодня, самым горячим месяцем для поступающих был июль. В это время молодёжь устремлялась в большие и малые города империи, в которых действовали высшие учебные заведения. Возглавлял список лучших вузов Петербургский университет. Его диплом высоко котировался и обеспечивал неплохую карьеру. После окончания учёбы молодой специалист получал чин от 14-го до 10-го класса государственной службы согласно «Табели о рангах». Но и Московский, старейший отечественный университет, практически ни в чём ему не уступал.

Оставим в стороне образовательную политику самодержавия, в основе которой лежала достаточно жёсткая фильтрация будущих специалистов по социальному происхождению, а также сложности затянувшейся реформы высшей школы, и рассмотрим тему с точки зрения выпускника. Заглянем в источники, с которыми был знаком почти каждый абитуриент того времени.

На первом месте, с большим отрывом справочник Д. Марголина:

Марголин Д.С. Справочник по высшему образованию. Руководство для поступающих во все высшие учебные заведения России
Марголин Д.С. Справочник по высшему образованию. Руководство для поступающих во все высшие учебные заведения России. — Петроград; Киев, 1915.

Читать

В каталоге

«Справочник имеет целью служить практическим руководством и справочным указателем для всех, собирающихся поступать в высшие учебные заведения. В него вошёл, по возможности, полный список существующих в России высших учебных заведений различных типов и специальностей, как правительственных, так и общественных, и частных, не исключая и тех образовательных учреждений, хотя и принадлежащих к общепринятому типу высших школ, но, для поступления в которые требуется знание курса средней школы».

Чтобы поступающие взвешенно и сознательно могли выбрать вуз и факультет — в соответствии со своими личными склонностями, призванием и подготовкой, автор-составитель, кроме сведений об условиях приёма, правил проведения вступительных экзаменов и т.п., включил в справочник краткие сведения, «характеризующие учебные заведения с их внутренней стороны»: программы и учебный план каждого заведения, их основные задачи и цели, а также права окончивших курс.

Справочник делится на три раздела: в первом представлены краткие очерки обо всех вузах России (университетах, институтах, курсах, лицеях, консерваториях и т.д.); во втором собраны необходимые сведения для тех, кто собирается поступать в высшие школы, куда приём проводится по состязательным испытаниям; в третьем — сведения и справки общего характера: законы и правила, льготы и права, общие для всех учащихся в высших русских учебных заведениях, формы деловых бумаг, подача которых бывает необходима «в студенческом быту» и, наконец, перечень учебно-вспомогательных учреждений (музеев, библиотек, картинных галерей) в главных университетских центрах и разные другие сведения, которые могут представлять интерес для будущих студентов. О системе классификации учебных заведений: все они разбиты на три большие группы: высшие учебные заведения мужские; женские; смешанные. Затем каждая группа делится на подгруппы по роду и характеру образования, которое ими предоставляется. Как отмечает сам Марголин, это разделение может и не совсем научно, но зато удобно, кроме того, очерки об учебных заведениях различаются полнотой, что также составителем сделано специально. Учебные заведения, привлекающие большое число выпускников, представлены более подробно.

«Предлагаемый сборник представляет собою самый полный из всех справочных изданий такого рода, появившихся доселе, и в настоящем своём виде может служить полезным практическим путеводителем по высшим учебным заведениям России».

И это сущая правда. Справочник выдержал три издания, и все, начиная с первого (1909 г.), шли нарасхват.

Нельзя не сказать хоть немного об авторе-составителе этого и других пособий для поступающих в вузы (всего их было четыре, и об одном из них, «Справочнике-руководстве для поступающих в высшие учебные заведения за границей» мы уже рассказывали). Давид Семёнович Марголин жил в Киеве, и был он не преподаватель гимназии, не профессор университета, а в буквальном смысле «владелец заводов, газет, пароходов». Крупный судовладелец, сахарозаводчик, основатель и участник многих успешных промышленно-торговых предприятий. При его непосредственном участии в Киеве появились первая трамвайная линия (между прочим, вторая в Европе), фуникулёр, артезианское водоснабжение, газоснабжение. Он был человеком уникальных способностей. Еврей из бедной семьи, не имеющий высшего образования, всего достиг сам, не только благодаря деловым качествам — по отзывам современников он был талантливым управленцем, но и благодаря своей увлечённости достижениями научно-технического прогресса (обратите внимание на псевдоним, под которым выпущены справочники — Инж. Д. Марголин). При всём этом он был общественным деятелем и меценатом. Жертвовал много денег на различные социальные и гуманитарные проекты, в том числе образовательные. Марголин был инициатором создания в Киеве профессиональной еврейской ремесленной школы, объединил в одну систему курсы коммерческого образования, школы и училища; спонсировал Киевский коммерческий институт и добился открытия там двух отделений — экономического и коммерческо-технического. Любил театр: жертвовал деньги на новые постановки и приглашение столичных и зарубежных знаменитостей. Его связывали дружеские отношения с писателем А. Куприным и другими известными деятелями искусства. Благодаря отмечаемой многими политкорректности, его заслуги были признаны империей — он был кавалером ордена Святого Станислава 2-й степени, Святой Анны 1-й степени, награждён рядом иностранных орденов. А вот с советской властью у Д.С. Марголина отношения не сложились, он эмигрировал и закончил свою жизнь в Берлине в 1925 году.

Но, вернёмся к нашим абитуриентам. Следующее издание:

Фортунатов А. Зачем люди идут в высшую школу
Фортунатов А. Зачем люди идут в высшую школу: оттиск из журн. «Вестн. воспитания» (1910, № 7. — Москва, 1910. — 19 с.

Читать

В каталоге

«Зачем люди идут в высшую школу? Главные группы мотивов — это мотивы материальные, нравственные и умственные. Желание увеличить свои материальные средства, полнее удовлетворять свои материальные потребности — вот мотив, вследствие которого многие лица делаются студентами».

При этом, как отмечает автор, нередко некоторые виды дипломов, с первого взгляда привлекательные «по валовому итогу ожидаемых заработков», впоследствии отвергаются в связи со сложностью обучения, и будущие студенты сознательно избирают невысоко оплачиваемое учительское ремесло, отказываются от карьеры инженера, адвоката, вольнопрактикующего врача, считая этот вид заработка «менее подверженным риску», и надеются по окончании курса получить «какое-нибудь место» преимущественно на государственной службе, с вознаграждением большим, чем то, которое предоставляется лицам без высшего образования. Нравственные соображения также присутствуют в стремлении поступить в высшую школу: такие, как желание стать полезным членом общества. Встречаются и случаи настоящей готовности жертвовать собой ради общего блага:

«Один надеется служить народу, другой искренне верует в необходимость ускорить неизбежный процесс дифференциации и классовую борьбу; иные устремляются в сферу благотворительности, в область помощи страждущему человечеству или в область широкого распространения образования в народных массах».

Кто-то из молодых людей просто любит учиться и поступает в вуз, чтобы приобрести навыки научного исследования (умственные мотивы). Но с вопросом «зачем» тесно связан вопрос «почему»? Если будущий студент связывает причины и цели поступления, это свидетельствует об осознанном выборе профессии. Как отмечает А. Фортунатов, между прочим известный профессор, преподававший в вузах сельскохозяйственного профиля,

«многие поступают в университеты и высшие специальные школы только потому, что это делают другие, потому что так принято, потому что этого желают родные, потому что „куда же деваться, когда кончишь курс средней школы“».

А чтобы избежать разочарований и последствий легкомысленно принятого решения, молодые люди должны уделять больше внимания процессу сознательного самоопределения.

В решении этой проблемы поможет следующая брошюра —

Новоземов А.М. Университет и студенты. Практические указания студентам при занятиях и сдаче экзаменов и абитуриентам при выборе ими своей будущей профессии
Новоземов А.М. Университет и студенты. Практические указания студентам при занятиях и сдаче экзаменов и абитуриентам при выборе ими своей будущей профессии. — Санкт-Петербург, 1911. — 52 с.

Читать

В каталоге

«Поступая в высшее учебное заведение, молодёжь <…> идёт туда с жаждой науки, с желанием учиться, в самом высоком значении этого слова и, затем, применять полученное высшее образование на практике, чтобы заработать кусок хлеба… Но не проходит и года — двух лет, как та же молодёжь уже стонет под бременем экзаменов и охладевает к науке».

Брошюра написана недавним студентом-юристом для того, чтобы облегчить молодым людям жизнь в новых для них условиях. Типа — всё, что вы хотели знать об учёбе, но стеснялись спросить.

«Безусловно, если бы каждый студент мог разобраться в том, как и сколько он должен заниматься, что изучить и что опустить в курсе, как он должен готовиться к экзаменам <…> то много времени, бесполезно проведенного за книгой, не было бы так безжалостно убито, многие стремления и желания были бы правильно направлены и дали бы соответствующие результаты».

Адресовано издание самому широкому кругу — от неопытных первокурсников до «вечных» студентов, застрявших в стенах высшей школы по причине хронической академической неуспеваемости и бедности, а также студенткам-женщинам, которые особо требовательно относятся к своим обязанностям, но при этом часто бросают высшую школу, «признав себя несостоятельными для усвоения преподаваемых в ней знаний». Очень любопытная книжка, особенно для первокурсников (может какой совет пригодится и сегодня).

И наконец, как всегда, немного живых впечатлений. Многие студенты (выпускники) того времени любили писать мемуары разной художественной ценности (чаще издаваемые малыми тиражами за собственный счёт). В них они излагали подробности своей студенческой жизни, вспоминали преподавателей и бывших сокурсников. Такая была мода.

Первая книга — образец литературных мемуаров. Автор её — К.С. Аксаков, литературный критик, философ, поэт, один из основоположников славянофильства; старший сын знаменитого писателя С. Т. Аксакова, автора «Семейной хроники» (самая известная часть — «Детские годы Багрова-внука»), а также сказки «Аленький цветочек». Воспоминания К.С. Аксакова о пребывании в стенах Московского университета относятся к первой половине 19 в. — 1832-1835 гг. (одновременно с ним в это время там учились В. Белинский и А. Герцен).

Аксаков К.С. Воспоминания студентства
Аксаков К.С. Воспоминания студентства. — Спб, 1911

Читать

В каталоге

«В эпоху студентства, о которой я говорю, первое, что обхватывало молодых людей, это общее веселие молодой жизни, чувство общей связи товарищества… Спасительны эти товарищеские отношения, в которых только слышна молодость человека, и этот человек здесь не аристократ, не плебей, не богатый, не бедный, а просто человек. Такое чувство равенства давалось университетом и званием студента».

Воспоминания эти написаны к дате — празднованию 100-летия Московского университета, человеком более чем взрослым, потому оценочные суждения преобладают над живыми впечатлениями.

Гораздо ближе к жизни книга П.К. Иванова, написанная выпускником историко-филологического факультета Московского университета на основе личных наблюдений, в отличие от Аксакова — по свежим следам.

Иванов П.К. Студенты в Москве. Быт. Нравы. Типы
Иванов П.К. Студенты в Москве. Быт. Нравы. Типы. — М., 1903. — 304 с.

Читать

В каталоге

У нас представлено первое издание. Книга пользовалась популярностью — было ещё два переиздания (1907 и 1918 гг.). В 1903 г. сам Иванов, при личной встрече, подарил её Л. Н. Толстому с дарственной надписью. Сейчас этот экземпляр находится в музее Льва Николаевича в его библиотеке. Упоминал «Студентов в Москве…» в своих письмах и М. Горький.

Подробности студенческого быта переданы здесь во всех деталях, манера изложения несколько напоминает В.А. Гиляровского. Начинает автор с бюджета: как можно прожить на средний бюджет (25 р. в месяц) — получающим из дома субсидию в большинстве случаев присылают именно столько; минимальный (18 р. и менее) — этим приходится очень трудно, — «круто приходится всем этим беднякам»; высший бюджет (от 35 до 50 р.) — конечно, и на эти деньги не разойдёшься, но «уже есть возможность сохранять спокойствие духа, не раздражая себя каждой мелочью».

«…Студенту нельзя быть бедным человеком, иначе заест его голод и холод. Замёрзнут, отупеют лучшие порывы. Смрадный туман выест энергию, бодрость, стремление вверх… И в конце университетского курса останется только одно маленькое стремление — поскорее бы диплом. Тёплое местечко. Отогреться бы поскорее! И больше ничего».

Квартирный вопрос: много подробностей и деталей, подробная география студенческих поселений — читайте сами (стр. 12-40). Студенческое питание — «…московский студент всегда немножко голоден… И, кажется, никогда студент не может сказать, положа руку на сердце: „Я сыт“».

«…издревле сыр и колбаса считались студенческим блюдом. Колбаса стоит 20-25 коп. фунт. Фунт делят на четыре части, чтобы хватило на 4 дня. Русский сыр есть по 20 коп. фунт, его легче разделить на части, поэтому покупают охотнее. Пятачок — средняя норма студенческого ужина. Конечно, сюда надо прибавить стоимость хлеба (основного продукта). Есть сыр особого сорта „тильзитский“ за 7 копеек фунт. Некоторые покупали и хвастались, что ужин обходится очень дёшево. Впрочем, один из них как-то сознался по секрету, что купил этот сыр, разделил на 4 дня, но успел съесть только первую порцию. Остальное пришлось выкинуть. В комнате запахло покойником».

Конечно, поесть можно было бесплатно, или за символическую плату в столовых Общества для пособия нуждающимся студентам (хлеб и квас в неограниченном количестве!), но желающих попасть туда было больше, чем обедов. В исторической заметке о деятельности московского общества говорилось: «Всякий студент имеет право потребовать себе вторую порцию того же блюда, но сколь так сытен, что случаются таковые требования чрезвычайно редко». Это было не совсем так, требования вторых порций первого блюда были редки, потому что студенты стеснялись просить, а второй порции второго блюда не полагалось, — «Приходится идти к горничной, просить, — все смотрят. Лучше уж наедаться хлебом, чем исполнять процедуру получения второй порции». Для сравнения — информация о столовой Общества вспоможения студентам Санкт-петербургского университета. Там система была несколько другая: цены не на обеды, а на отдельные порции. В столовой есть касса, где студент, сделав свой выбор, покупает марки на соответствующую сумму (хлеб и тут бесплатно). Некоторые блюда из меню: борщ малороссийский — 6 коп., ½ порции (1 тарелка) — 3 коп.; суп перловый — 5 коп., ½ — 3 коп; варёное мясо — 3 коп.; антрекот — 22 коп.; лангет — 22 коп.; котлеты 2 шт. — 12 коп. (1 — 6 коп.); гречневая каша без масла —1 коп., с маслом — 4 коп; горошек — 3 коп.; картофель — 3 коп. Таким образом, имея в кармане всего даже 3 коп., «студент может съесть тарелку горячего с хлебом». Десятикопеечный бюджет давал возможность пообедать уже как следует. Далее об организациях помощи недостаточным студентам: выдача пособий и стипендий, места в общежитиях (подробно о Ляпинском общежитии — Ляпинке и общежитии имени Николая II). Затем о поисках заработка (основной источник — частные уроки); о студенческих браках — большая была редкость: во-первых, надо было получить заверенное разрешение от родителей, во-вторых, дать университетской администрации подписку о состоятельности — что не будешь просить материальной помощи и имеешь средства содержать жену (рассказ о студенческой свадьбе на стр. 111). Далее идут рассказы о праздновании Татьяниного дня (стр. 284), и уже исторический (о времени до запрета свободной продажи спиртных напитков) рассказ о легендарной студенческой пивной у Никитских ворот. «Седан», под такой «кличкой» была она известна корпорантам. Редкий студент не побывал там хотя бы раз (стр. 289).

Любопытный раздел «Типы»: Первокурсник; Неуравновешенный; Философ с Козихи; Декадент; Деятель; Бонвиван; Просветитель барышень; Юрист 4-го курса; Голубая подкладка. Читается книга легко, жаль, что нет иллюстраций.

Кстати, сам автор, П.К. Иванов (ударение на втором слоге), относился к немногочисленной группе студентов, не имеющих материальных проблем. Сын генерал-майора, из состоятельной семьи, первую половину жизни прожил легко. Удачно женился на дочери одного из знаменитых промышленников Морозовых. Не служил, занимался литературным трудом. Увлёкся цирковой актрисой-испанкой, поехал за ней в Мадрид. Потом, когда деньги и роман закончились, вернулся в Москву. Всё изменилось после 1917 года. От тифа умерли жена и дочь, имущество реквизировали. Тут начинается вторая, праведная часть жизни Иванова. Он, бравировавший своим атеизмом, вспомнил о Боге и начал искать спасения в религии. В 1923 году Иванов покинул Россию. Сначала жил в Берлине, затем перебрался во Францию. Очень нуждался, перебивался случайными заработками: давал уроки русского языка, торговал вразнос фруктами, служил моделью в школах живописи и снимался в массовке в кино (у него была фактурная внешность, такой «серебряный старик»), был таксистом, но в то же время писал книги, читал лекции на религиозные темы; принимал участие в религиозно-философской академии Н.А. Бердяева. А в свободное время, которого у него было много больше, чем рабочего, посвящал себя милосердному служению. Разыскивал по госпиталям русских больных (во Франции русские туберкулезные больные содержались в больнице за государственный счёт) и поддерживал их: снабжал книгами, гостинцами, утешал беседами, умерших поминал в молитвах. Жил впроголодь, но не стыдился просить у богатых деньги на нужды своих подопечных. Несмотря на тяжёлые жизненные обстоятельства, прожил Пётр Константинович до 80 лет (скончался в 1956 г.). Такая непростая история.

Другие студенческие мемуары той поры вы можете найти в нашей электробиблиотеке под рубрикой «Положение учащейся молодёжи в высших учебных заведениях».

Кстати, в царской России абитуриентами называли молодых людей, заканчивающих среднее учебное заведение, или получивших аттестат зрелости (абитур). А в СССР с начала 1950-х годов и до сегодняшнего дня абитуриентами считают поступающих в средние специальные или высшие учебные заведения.