Электронная библиотекаМолодежь России

«О воспитании девиц»: из истории женского образования в России

Женское образование в России берет свое начало в XI веке, когда Великая княжна Анна Всеволодовна — дочь князя Всеволода Ярославовича и сестра знаменитого Владимира Мономаха, организовала в 1086 году в монастыре при церкви Св. Андрея в Киеве первое в Европе женское училище, в котором обучала девушек письму, пению и швейному делу.

С начала XVII века домашнее образование получали царские дочери и девушки из высокородных боярских семей. Официально же, то есть по инициативе государства, получать образование девочки в России начали при Петре I. В 1724 году он издал указ, предписывавший монахиням воспитывать сирот и обучать их грамоте, а девочек — «еще и шитью и прочему рукоделию». Через 30 лет, по указу императрицы Елизаветы, были открыты специальные школы для девочек — правда, с очень узкой специализацией — акушерские. В это же время в столице появились частные пансионы, где молодых барышень воспитывали в рамках, принятых в то время правил светского этикета. Но в основном, было распространено домашнее воспитание, с приглашением гувернеров и учителей разного качества и подготовленности.

Задача создания системы образования (в том числе, женского), как дела «государственной важности», была поставлена Екатериной II практически сразу после вступления ее на российский престол. Реализация проекта была возложена на И.И. Бецкого, личного секретаря императрицы. Бецкий был хорошо образован, много путешествовал, как по делам службы (при императрице Елизавете служил в Коллегии иностранных дел), так и по собственной надобности (находясь в отставке, еще до вступления Екатерины на престол). Прожил 15 лет в Париже, был лично знаком с Вольтером, Дидро и другими энциклопедистами, чьи взгляды, в том числе на воспитание, произвели на него глубокое впечатление. Наблюдая окружающую действительность, Бецкий пришел к убеждению, что

«добрые или худые нравы каждого человека на всю его жизнь зависят от его доброго или худого воспитания».

Поэтому, следует воспитывать детей вне влияния семьи, тщательно укоренять все истинное, доброе, прекрасное, высокое, «образовав из них людей честных, правдивых, трудолюбивых». Выросши, они вступали бы между собою в брак, и таким образом, была бы создана идеальная семья, родоначальница идеального общества.

Екатерина II, также была увлечена идеей усовершенствования человеческой личности путем правильного воспитания. Императрица любила Россию, но была не в восторге от «зверообразного и неистового в словах и поступках русского человека», потому и задалась мыслью создать посредством школы, новое общество. Конечным результатом ее педагогической реформы должно было стать «дарование ее подданным нового бытия» и даже создание «новой породы» русских людей — «благоразумных, справедливых и счастливых». Для этого требовалось создать на отечественной почве учебное заведение нового типа, наподобие французского Сен-Сирского института благородных девиц (Королевский дом Святого Людовика) — первого в Европе светского женского учебного заведения.

Воспитательная система Сен-Сирской школы базировалась на идеях известного французского просветителя 17 в. — священнослужителя, писателя и педагога Франсуа де Салиньяк де Ла Мот-Фенелона, изложенных им в трактате «О воспитании девиц» (1687 г.). В нашей ЭБ есть эта книга, так что можно ознакомиться с деталями самой распространенной в то время системы образования из первых рук, а не в пересказе авторов Википедии, а также оценить уровень гендерной дискриминации в Европе в конце 17— начале 18 вв.

Фенелон Ф.О. О воспитании девиц
Фенелон, Ф.О. О воспитании девиц : С портретом Фенелона и краткой его биографией. Перевод с фр. В.Недачина / Фенелон Ф.О. — Москва, 1896 г. — 113 с.

Читать

В каталоге

Книга из серии «Педагогическая библиотека, издаваемая К. Тихомировым и А. Адольфом». Цель — сделать доступными для русских читателей важнейшие произведения иностранной педагогической литературы. Кстати и сегодня книги этой серии достаточно широко представлены и в библиотеках и книжных магазинах, как букинистические и репринтные издания. К.И. Тихомиров в этом дуэте был издатель, а А.В. Адольф, педагог-новатор, выпускник историко-филологического факультета Московского университета, — редактор и переводчик.

Как отмечено в предисловии, — «Книга Фенелона представляет собою первую цельную и законченную систему женского воспитания, и при том настолько совершенную, что она не утратила своего значения. В течение следующего за ее появлением XVIII столетия она всегда обращала на себя взоры всех тех, кто писал о воспитании, а ближайшие последователи автора настолько внимательно ее читали, что целиком заимствовали из нее свои педагогические мысли».

В своем трактате Фенелон подверг критике, господствовавший в конце 17 века обычай ограничивать женское образование монастырскими школами, где девушек готовили к первому причастию, обучая исключительно Закону Божию. По его мнению, девушка должна обучаться тому, что соответствует ее назначению в жизни: «Она должна приобрести сведения, как воспитывать детей, как вести хозяйство, управлять домом, имением, слугами». Это — обязательная программа. Инновационная идея заключалась в том, что

«помимо этих обязательных сведений, девушки должны заниматься изучением образцовых произведений поэзии, знать важнейшие события римской, греческой и отечественной истории, учиться музыке и живописи, особенно последней, так как она развивает вкус к изящному».

Свои советы автор заключает таким, вполне разумным выводом: чему бы ни училась девушка, необходимо обращать внимание на ее общественное положение, происхождение и тот род жизни, какой ей предстоит; при этом нужно заботиться о том, чтобы уберечь девушку от надежд, стремлений и вкусов, превышающих ее состояние.

Предваряет текст подробная статья о жизни деятельности просветителя (с портретом).

Но к середине 18 века подобные школы и институты действовали уже не только во Франции, а Екатерина мечтала создать в России образцовое учебное заведение. Для этого осенью 1763 года она постановила послать русским дипломатическим представителям в Вене, Копенгагене, Гааге, Берлине, Стокгольме, Гамбурге и Регенсбурге рескрипты от своего имени, в которых сообщалось о ее желании

«в пользу дворянства сделать новое учреждение, как для воспитания благородных девиц, так и для пристанища бедным дворянским вдовам, собственного пропитания не имеющим».

Послы должны были в короткие сроки собрать информацию о подобных учреждениях в странах, при правительстве которых они пребывали и доставить их как можно скорее И.И. Бецкому. Результатом стало издание первого акта, положенного в основу всего законодательства Императрицы Екатерины II в деле русского просвещения — «Генерального учреждения о воспитании обоего пола юношества», утвержденного 22 марта 1764 года.

В том же году было основано «Императорское воспитательное общество благородных девиц», более известное, как Смольный институт благородных девиц. Основное, но единственное отличие его от Сен-Сирского заведения, заключалось в том, что Людовик XIV не преследовал цели исправления нравов французского дворянства. Кстати, уже в следующем году при институте, учреждённом первоначально как закрытое привилегированное учебное заведение для дочерей дворянской знати, открылось отделение «для мещанских девиц» (недворянских сословий, кроме крепостных крестьян).

Самая полная информация о деятельности Смольного института за 150 лет, от замысла до реализации — в фундаментальном труде известного историка, литературоведа и педагога Н.П. Черепнина — трехтомной истории Императорского воспитательного общества благородных девиц.

Черепнин Н.П. Императорское воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк: 1764—1914 гг. Т.1
Черепнин Н.П., Императорское воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк: 1764—1914 гг. Т. 1 — 1914

Читать

В каталоге

Первый том начинается с предисловия, в котором автор подробно излагает предысторию образовательной/воспитательной/просветительной реформы Екатерины II; роль в ее реализации И.И. Бецкого, при участии которого был открыт не только Смольный институт, но и Воспитательные дома для сирот в Москве и Санкт-Петербурге, Императорское коммерческое училище, Училище при Академии художеств (куда тоже принимались дети разного звания), а также то самое отделение «для мещанских девиц» при Смольном институте девиц благородных.

Хронологически том первый включает время Екатерины II и период после её смерти, когда покровительницей Смольного института, а также других богоугодных заведений, стала жена Павла I Мария Федоровна, которая пребывала в этом статусе 32 года и многое изменила в организации образовательной системы института, в т.ч. повысив возраст поступления до 8 лет. При Екатерине принимали с 6-ти, и это обстоятельство вместе с категорическим требованием от родителей и родственников девочек расписки, что до истечения двенадцатилетнего срока обучения «они ни под каким видом требовать их обратно не станут», привело к тому, что первый набор был представлен, в основном, детьми из «недостаточно обеспеченных» дворянских семей (пребывание в институте оплачивалось казной). Кроме того, при Марии Федоровне открылись и новые учебные заведения для девиц разных сословий.

Черепнин Н.П., Императорское воспитательное общество благородных девиц Исторический очерк: 1764-1914 гг. Т.2
Черепнин Н.П. Императорское воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк: 1764-1914 гг : Т. 2 / Черепнин Н.П. — С.-Петербург, 1915. —663 с.

Читать

В каталоге

Том второй включает период, когда покровительницей Воспитательного общества благородных девиц и прочих заведений, была жена Николая I Александра Федоровна. Именно тогда, по общему мнению, «изменился Екатерининский взгляд на Смольный, как на заведение, имеющее целью исправление общественных нравов». Выросло значение института, как воспитательного учебного заведения, куда дворяне могли отдавать своих дочерей для получения ими «возможно лучшего в условиях того времени воспитания и образования». Число желающих учиться там возрастало с каждым новым приемом, но в то же время там по-прежнему учились и сироты, и девочки из бедных дворянских семей.

Вторая часть второго тома посвящена деятельности на данном посту государыни императрицы Марии Александровны (жена Александра II), а также государыни императрицы Марии Федоровны (жена Александра III).

В третьем томе собраны различные документы, касающиеся деятельности Смольного института.

Черепнин Н.П., Императорское воспитательное общество благородных девиц Исторический очерк: 1764—1914 гг. Т.3
Черепнин Н.П. Императорское воспитательное общество благородных девиц. Исторический очерк: 1764-1914 гг : Т. 3 / Черепнин Н.П. — С.-Петербург, 1915. —761 с.

Читать

В каталоге

Кажется, три толстые книги исторического содержания могут быть интересны исключительно педагогам или историкам. Однако, среди молодых людей, увлекающиеся ролевыми играми живого действия (Live action role-playing game), труд Н.П. Черепнина достаточно популярен, поскольку кроме необходимой исторической информации, содержит подробное описание различных занятий пансионерок, праздников, торжественных вечеров и иных видов досуга, а также большое количество бытовых деталей, подкрепленных достаточным количеством иллюстраций (портреты, жанровые картинки, фотографии).

И последнее издание, дополняющее официальную историю Смольного института благородных девиц, —

Угличанинова М.С. Воспоминания воспитанницы Смольного монастыря сороковых годов
Угличанинова, М.С. Воспоминания воспитанницы Смольного монастыря сороковых годов / Угличанинова М.С. — Москва, 1901 г. — 40 с.

Читать

В каталоге

В книге автор — воспитанница Смольного института, рассказывает о девяти годах своего пребывания в его стенах. События, описанные в книге, относятся к середине 19 в., и вполне соответствуют распространенным сведениям о простоте повседневной жизни, строгости порядков и дисциплине принятых в этом дворянском учебном заведении. Подъем в 6, умывание холодной водой, гимнастика, завтрак; затем уроки — арифметика, грамота, три иностранных языка, религиоведение, этикет, кулинарное искусство, рисование, музыка, вокал, география, история и другие предметы. Учебу дополняли различные физические упражнения и игры на свежем воздухе: лапта, мяч, крокет, теннис — летом, зимой — коньки и катанье с гор. Пища самая простая. Все носили одинаковые форменные платья (разных цветов, в зависимости от ступени обучения), гладко зачесанные волосы, никаких украшений. В дортуарах (спальнях) — по 9 человек, из мебели — жесткая кровать, и маленькая прикроватная тумбочка; температура в помещении не больше +16 градусов. Вся жизнь смолянок проходила под неусыпным надзором классных дам и воспитательниц. Правила поведения и общения друг с другом и c педагогами были закреплены в Уставе заведения:

«кротость, благопристойность, учтивость, благоразумие, справедливость, а также непритворная веселость и отсутствие лишней важности в обращении».

Телесные наказания были запрещены, но средств воздействия на провинившихся было достаточно, самое распространенное — «пристыжение» перед всем классом, «дабы стыд одной служил всегда к воздержанию других от подобных поступков». Конечно были и развлечения, но строго дозированные и исключительно благопристойные: посещение Эрмитажа, Публичной библиотеки, выставок Академии художеств, Ботанического сада, театральных представлений. Несколько раз в год (именины императора и императрицы, рождественская ёлка), устраивались балы. Иногда на них приглашали родственников–кавалеров для танцев; к началу 20 века — воспитанников дружественных мужских учебных заведений. Разрешалось устраивать концерты и спектакли силами учениц, на которые приглашались родственники. Всегда событием был приезд в институт членов императорской семьи, а также поездка лучших учениц во дворец, для встречи с августейшими попечителями.

В целом, на наш сегодняшний взгляд, строго регламентированное и достаточно тоскливое существование. Но с главной задачей, поставленной еще императрицей Екатериной Смольный справлялся:

«…мы воспитываем их так, чтобы они могли украсить семейства, в которые вступят, мы не хотим их сделать ни жеманными, ни кокетками, но любезными и способными воспитать своих собственных детей и иметь попечение о своем доме…».

Из письма Екатерины II Вольтеру.

Смольный институт благородных девиц просуществовал чуть больше 150 лет, и все это время оставался первым и самым престижным из всех подобных женских учебных заведений Российской империи (всего их было 30). Кроме того, его положительный опыт был использован в дальнейшем, при создании других женских учебных заведений — гимназий, школ, курсов и пр..

Осенью 1917 г., после того, как по распоряжению временного правительства часть здания Смольного института была передана Исполкому рабочих и солдатских депутатов, небольшая часть пансионерок (в основном сирот, которые проводили летние каникулы в институте), вместе с последней начальницей института княгиней В.В. Голицыной эвакуировались в Новочеркасск. Последний российский выпуск состоялся в 1919 году, а летом того же года преподаватели и оставшиеся воспитанницы навсегда покинули Россию.

Сегодня в здании Смольного располагается официальная резиденция губернатора Санкт-Петербурга. На ее территории есть музей, часть экспозиции которого (подлинные вещи воспитанниц, фотографии, документы) рассказывает о том времени, когда в тут находилось первое в России государственное женское учебное заведение «Смольный институт благородных девиц».