Электронная библиотекаМолодежь России

«Автомат мы разбирали, про медпомощь изучали»

НВП вернулась в школы. И не только в школы, во все образовательные организации основного общего и среднего общего образования. Вернуть курс начальной военной подготовки было решено по нескольким причинам. Одна из них — рост количества стереотипов и заблуждений, касающихся военной службы, и что не менее важно сегодня — необходимость обучить граждан правильно вести себя в экстренных ситуациях. Курс начальной военной подготовки (НВП) ушел из учебной программы в 1990 году, и чтобы сегодня решение Минпроса не воспринималось молодёжью как нововведение (что в принципе не удивительно, поскольку и миллениалов и зуммеров этот опыт миновал, автомат Калашникова на уроках они точно не разбирали), мы решили посвятить этот обзор начальной военной подготовке. Немного заглянуть в прошлое и сравнить содержание программ НВП в разные периоды.

Сначала о предмете. Начальная военная подготовка — составная часть системы мероприятий, осуществляемых государством, по подготовке молодежи к военной службе. Она предусматривает получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования; военно-патриотическое воспитание.

У кого-то может сложиться впечатление, что начальная военная подготовка в общеобразовательных учебных заведениях появилась во времена СССР. Это не так. Начало было положено ещё в Российской империи, больше ста лет тому назад.

В начале 20 в. государственный запрос на патриотическое воспитание и организацию соответствующей подготовки молодёжи к защите отечества был крайне актуален. Причин тому было достаточно: поражение России в войне с Японией, рост революционных настроений, сложная международная обстановка, введение всеобщей воинской повинности и др. Необходимо было сблизить армию и общество, поднять престиж армии, объединить будущих защитников отечества «во имя блага и мощи России», подготовить их к прохождению военной службы.

И вот, по инициативе ряда педагогов, армейских офицеров, с одобрения Министерства народного просвещения, военного министерства, Святейшего Синода и при личном участии императора (который впоследствии стал «Августейшим Шефом» движения), в начале 1908 г., в России было организованно первое отечественное детско-юношеское военно-патриотическое движение — «Потешные войска» (названные так в память «потешных полков» Петра I).

8 января 1908 г. Николай II отдал высочайшее указание об организации обучения детей строю и гимнастике во всех школах под руководством запасных и отставных унтер офицеров: «Завести в деревнях обучение детей в школах строю и гимнастике запасными и отставными унтер-офицерами за малую плату». Чуть позже вышел Всемилостивейший рескрипт на имя министра народного просвещения о необходимости обратить должное внимание на физическое развитие учащихся, улучшение преподавания гимнастики, сбережение физического здоровья в средних учебных заведениях.

Нашим российским Баден-Пауэлом (Р. Баден-Пауэл, основатель скаутского движения, британский генерал) стал инспектор народных училищ Бахмутского уезда Екатеринославской губернии А.А. Луцкевич, откликнувшийся на призыв, и организовавший весной 1909 г. (по собственному почину) первую в стране роту «потешных» или «класс военного строя и гимнастики» из детей в возрасте от 8 до 14 лет. Император инициативу одобрил, и с высочайшего позволения, рота Луцкевича стала называться «Первый народный класс военного строя и гимнастики Его Императорского Величества Наследника Цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича». В следующем году «Первый народный класс», включая организатора, удостоился приглашения августейшего шефа на смотр в столицу (сост. 22 мая 1910 г.). Визит и аудиенция прошли с успехом, после чего «потешные» отряды стали организовываться по всей стране, с использованием разработанной Луцкевичем «системы народного воспитания на патриотических началах». Идеологией движения был патриотизм, понимаемый в самодержавном духе как служение царю и правящей династии, символам Отечества (сам Луцкевич был правых взглядов). Целью обучения — подготовка учащихся к прохождению военной службы. В «потешных» классах мальчики занимались военным строем, хоровым пением военных песен, гимнастикой, изучали ружейные приёмы и другие специальные военные дисциплины под руководством отставных офицеров. С 1910 г., в качестве информационной поддержки, начал издаваться детский журнал «Потешный» (правда, выходил не долго, всего два года).

Для визуализации можно заглянуть в брошюру «Добрые заветы русскому юношеству. на память о царском смотре воен. строя гимнаст. дружин гражд. учеб. заведений и пребывании их в Спб. с 22 по 30 июля 1911 г.».

Правда она посвящена смотру 1911 года, но это не так уж важно. Много фотографий (сам смотр, экскурсионная программа для участников, торжественный обед).

В том же 1910 г. Министерством народного просвещения был издан циркуляр, оповестивший все учебные округа о введении в школах обучения военному строю и гимнастике. С этого времени подготовка к военной службе стала обязательным предметом в начальных и средних учебных заведениях всех ведомств. На нее отводилось не менее 2 часов в неделю. Учителя выбирались из действующих военнослужащих или состоящих в запасе и в отставке. Но в виду отсутствия достаточного количества специально подготовленных педагогов, утвержденной программы, учебных пособий, а главное финансовых средств, начальная военная подготовка проводилась, в основном, в отрядах «потешных».

Поскольку Министерство народного просвещения без особого энтузиазма отнеслось к новому предмету, вскоре дело было передано Военному министерству. В феврале 1911 г. при Главном штабе была создана Особая межведомственная комиссия, которая начала разработку «Положение о подготовке молодежи к военной службе в учебных заведениях и вне их» (целиком принято не было). Но часть документа была утверждена:

Положение о внешкольной подготовке русской молодежи к военной службе
Положение о внешкольной подготовке русской молодежи к военной службе. — Новгород, 1911. — 5 с.

Читать

В каталоге

Основной заявленной целью было «укрепление в подрастающем поколении веры в Бога, беззаветной любви к Царю и отечеству, добрых нравственных правил и уважения к законности и добропорядку; ознакомление будущих воинов с доблестным духом русской армии и коренными началами воинской дисциплины; обучение военному строю, физическое развитие и привитие с юных лет духовных и физических качеств, необходимых рядовому бойцу во время военных действий».

Отмечалось, что образование дружин и отрядов допускается только с разрешения местного губернатора или градоначальника. Также определялся круг лиц и организаций, которые имели право создавать отряды: это военные, состоящие на действительной службе, в отставке или запасе, от штаб-офицера и выше; спортивные или военные общества; добровольные пожарные дружины. В отряды принимались молодые люди не старше 15 лет, с согласия родителей. Допускалось учреждение смешанных отрядов, состоящих как из школьной, так и внешкольной молодежи:

«Цель сформирования этих рот — развитие в юношестве, детях бодрого национального духа, веры и гордости к своей матери России и преданности Государю Императору».

Вторая важная цель — «воспитание духа, а так как „Здоровый дух — в здоровом теле“, то и всестороннее развитие последнего».

Военное ведомство объявило конкурс на составление учебника по начальной военной подготовке. В результате подобных изданий появилось множество, и учебников, и пособий. Мы выбрали этот. Автор — Павел Карлович фон Герих (1873–1950) — офицер лейб-гвардии Егерского полка, участник первой мировой войны, Георгиевский кавалер; его учебные пособия (по отзывам современников), «отличались в лучшую сторону систематичностью и подробностью изложения при сжатом тексте».

Фон-Герих П. Допризывная подготовка. Нравственное и физическое воспитание нашей молодёжи и ознакомление ея с основами военного дела
Фон-Герих П. Допризывная подготовка : Нравственное и физическое воспитание нашей молодёжи и ознакомление ея с основами военного дела / Фон-Герих П. — Петроград, 1917. — 406 с.

Читать

В каталоге

Самое интересное в старых учебниках по этой дисциплине сегодня, главы, посвященные воспитанию патриотизма, «моральной подготовке» молодых граждан и будущих воинов, потому что содержание практической части менялось не слишком (сведения об устройстве вооружённых сил; тактическая подготовка, огневая подготовка, физическое воспитание и строевая подготовка, военная топография).

«Защищать Родину, её счастье, независимость и свободу от посягательств врагов — обязанность и право каждого гражданина, потому говорить раздельно о моральной подготовке воина и гражданина отнюдь не приходится…Это сознали давно многие государства, за плечами коих стоят такие вооруженные силы, с которыми вступить в единоборство тяжело странам и более богатым, и более населенным, но моральной подготовке народа коих не придается надлежащего значения».

Как говорили древние римляне — «Хочешь мира — готовься к войне». Но для того, чтобы противостоять любым вражеским посягательствам, кроме крепкой армии, необходимо «сочувствие» всего населения страны. Народ должен гордиться своей армией и «долг школы и печати воспитывать на таких началах массы населения». Что для этого нужно? Некоторое знание народом истории, «причем курсы её отнюдь не должны заключать в себе только изложение голых фактов, но должны быть освещены с точки зрения влияния состояния вооруженных сил на успешность разрешения исторических задач и того значения, какое при неудаче сыграла неудовлетворительность постановки дела государственной обороны». Кроме того, необходимо «пробудить в народе воинственный пыл», поднять его моральные силы, поскольку народ — это и есть будущая армия.

Достигнуть этого можно двумя путями.

Во-первых:

«Воспитывать народ в духе здорового шовинизма, т.е. в некоторой враждебности к тем государствам, кои заведомо препятствуют либо разрешению назревших жизненных вопросов страны, либо вообще благосостоянию населения».

Во-вторых:

«Мерами, служащими к развитию народного самосознания в смысле подъема веры в свои преимущественные качества, права на благополучие, уверенность в своей народной силе и праве на господствующее положение среди окружающих нас стран».

Необходимы также меры к «развитию здорового патриотизма» — привязанности к своей стране, при обязательном отсутствии «эгоистических забот лишь о собственном благополучии».

Далее идет раздел, который называется «Нравственное воспитание» (чистое заимствование из законов русских скаутов). «Рыцарский устав»: защищай бедных; не причиняй вреда или обиды товарищу; держись своего слова; будь четным — честность, вид чести, которую нельзя ронять ни при каких обстоятельствах. И конечно дисциплина и повиновение, которые необходимы будущему воину также, как мужество; трезвость, бережливость, скромность, настойчивость и гражданственность.

Гражданственность — очень важное качество:

«Если бы каждый гражданин нашей Родины стал в действительности добрым и полезным человеком, то Россия стала бы такою благодатью для всего цивилизованного мира, что никто бы не пожелал допустить, чтобы такую благодатную страну разрушил какой-нибудь другой народ».

Для достижения этой высокой цели представители всех состояний должны избегать любых противопоставлений (богач-бедняк и пр.), потому что «дом, где нет единогласия, и где граждане восстановлены один против другого, не сможет устоять». И враг непременно этим воспользуется:

«Вот почему нужна допризывная подготовка, которую должны пройти все ученики высших классов гимназий, реальных училищ, учительских институтов, семинарий и всех вообще средних и низших учебных заведений, в коих имеются ученики старше 16-летнего возраста. Эта мера служит как бы звеном, связывающим армию и народ, и может повести к возвращению утраченной в последнее время любви к армии и военному делу».

Остальная часть учебника посвящена практической части. Общие сведения об устройстве вооружённых сил; вооружении (холодное оружие, огнестрельное оружие —винтовки, пулеметы, все в сопровождении рисунков). Подробно о физическом развитии: гимнастика, лёгкая атлетика, плавание и ходьба на лыжах; игры (включая футбол, баскетбол и крикет). Способы оказания первой помощи; строевая подготовка; полевая служба (возведение укреплений, переправы и полевые мосты); топография и много других полезных сведений и упражнений.

Так (или примерно так) выглядела модель начальной военной подготовки во времена российской империи. Учебник замечательный во всех отношениях. По-военному прямолинейный в части, посвященной патриотическому воспитанию, и вполне актуальный, даже сегодня, в части, посвященной воспитанию физическому.

Несколько слов о движении «потешных» (чтобы закончить тему). В отличие от появившихся в России практически одновременно с «потешными» скаутов, движение не было столь популярно и тихо прекратило свое существование в 1917 году. С самого начала оно было через чур казённым и политизированным (в смысле концепции патриотического воспитания), что отталкивало определённую часть молодёжи и вызывало неоднозначное отношение в обществе. Активную поддержку «потешным» оказывали в основном монархисты (включая членов Союза Русского Народа, одной из крупнейших национально-монархических организаций консервативного толка). Либерально настроенная часть общества, относились к движению критически. А при отсутствии государственной финансовой поддержки, общественное одобрение имело большое значение, поскольку на местах «потешные» существовали, в основном, за счет земств и городского самоуправления. Критики утверждали, что создание военизированных отрядов молодёжи, особенно в учебных заведениях создает в них казарменную обстановку, вносит дух солдафонства и причиняет ущерб преподаванию общеобразовательных дисциплин. Претензии высказывались также к преподавателям из числа унтер-офицеров, к уровню их подготовки и общей культуры, в том смысле, что жёсткая муштра приводит к развитию в детях грубых замашек и привычек. С критикой «потешных» выступали даже некоторые военные, утверждая, что организация служит больше карьерным целям основателей, чем делу серьезной подготовки молодёжи к защите своей Родины.

Как видится сейчас, основная причина неуспеха «потешных», была в том, что государство несколько опоздало с организацией военно-патриотического движения монархической направленности. Но определённый опыт в деле организации физической и моральной подготовки молодёжи к военной службе был получен.

После октябрьской революции 1917 г. военная подготовка молодежи была введена декретом ВЦИК от 22 апреля 1918 года «Об обязательном обучении военному искусству». (Положение о допризывной подготовке молодёжи — 1919 г.)

Система подготовки боевых резервов Красной армии предполагала обучение молодёжи допризывного возраста (16—17 лет) на курсах Всевобуча. В школы НВП пришла много позже, в 1939 г. (после принятия закона «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 г.). Уроки проводились во всех средних школах с 5-го по 7-й класс, а с учащимися старших классов (с 8-го по 10-й) — допризывная подготовка (2 часа в неделю). Организацией занимались военные руководители («военруки»), на должность которых назначались служащие гарнизонов, работники военкоматов, многие из которых не имели педагогического опыта. К преподаванию допускались также и учителя физкультуры, обладающие необходимыми знаниями и навыками.

Начальная военная подготовка. Учебник по военной подготовке для учащихся 5, 6, 7-х классов неполных средних и средних школ
Начальная военная подготовка : Учебник по военной подготовке для учащихся 5, 6, 7-х классов неполных средних и средних школ. — М. : Воениздат Наркомата обороны СССР, 1940. — 103 с. : ил.

Читать

В каталоге

«Нет ни одной страны в мире, кроме нашей Родины, где бы труд был делом чести, доблести геройства и славы…Нет более счастливых детей, юношей и девушек, чем в нашей стране. С момента возникновения советской власти империалисты вели борьбу против молодой Советской Республики. Все эти попытки были разбиты. Однако и сейчас мы не гарантированы от новых нападений капиталистических государств. Смелость и отвага, это только одна сторона героизма, другая, не менее важная — это умение…Поэтому учащаяся молодёжь должна изучить военное дело, чтобы прийти в ряды Красной Армии уже знающей его основы».

Начинается учебник с краткого курса истории советского государства и его Красной армии, где основной упор сделан её победы в годы гражданской войны, героизм красноармейцев, как рядовых, так и новых советских полководцев (здравствующих и героически погибших). Далее глава о необходимости защиты границ (со схемами и диаграммами). Подробный разбор содержания «Закона о всеобщей воинской обязанности» — «Защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР»; глава о задачах молодёжи в укреплении обороны страны, поскольку Красная Армия «больше чем наполовину состоит из коммунистов и комсомольцев», а подавляющее большинство младших командиров — комсомольцы.

И практическая часть: краткие сведения об организации Красной Армии (состав вооружённых сил: сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы); физическое воспитание и строевая подготовка — «полноценным бойцом не может быть тот, кто физически не закалён и не натренирован»; военная топография — «чтобы хорошо использовать те выгоды, которые дает местность, вовремя и основательно подготовиться к преодолению неудобных участков, нужно хорошо знать, какое военное значение имеет та или иная местность и находящиеся на ней предметы, уметь различать их и оценивать»; противохимическая оборона (ПВХО) — «для борьбы с противником, нападающим с воздуха и защиты от бомб и отравляющих веществ на всей территории Советского Союза организована противовоздушная и противохимическая оборона», но если врагу удастся прорваться, «то для защиты населения необходимо укреплять местную, гражданскую противовоздушную оборону». Учебник хорошо иллюстрирован (карты, схемы, рисунки и пр.).

Удивительно, но структура этого советского учебника очень напоминает тезисы, изложенные в учебнике 1917 года (в части воспитания патриотизма). Краткий курс истории, где «события освещены с точки зрения влияния состояния вооруженных сил на успешность разрешения исторических задач». Немного шовинизма, т.е. «некоторой враждебности к тем государствам, кои заведомо препятствуют либо разрешению назревших жизненных вопросов страны, либо вообще благосостоянию населения» — с одной стороны, победы Красной Армии одержаны, в том числе, благодаря поддержке мирового пролетариата (Англии, Германии, Польши, Японии, США, Франции и др. стран), но в то же время, «правящие круги» тех же Англии и Франции и других государств «входящих в кланы войны», продолжают организовывать войну против СССР. А про необходимость «пробудить в народе воинственный пыл», и говорить нечего: поскольку этот учебник издан в 1940 г., в нем приведены самые актуальные примеры героизма и военных успехов (события на озере Хасан и Халхин-Голе; финская «зимняя» война 1939—1940 гг.).

Вообще в предвоенное время большая часть молодежи (включая детей и подростков), проявляла искренний интерес к военной тематике. Многие, занимались в кружках, секциях и клубах Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), основной задачей которого было оказание содействия укреплению обороноспособности и военно-патриотическому воспитанию молодежи. Многие мечтали о военной карьере (особенно увлекала авиация).

Важной формой военной подготовки молодежи являлось выполнение комплекса и сдачи норм ГТО («Готов к труду и обороне»), БГТО («Будь готов к труду и обороне» — для школьников 13–16 лет) и Готов к ПВХО (Готов к противовоздушной и противохимической обороне» — для школьников в возрасте 12–16 лет).

Серьёзную работу по подготовке военно-санитарных кадров (при активной поддержке комсомола) проводило Российское общество Красного Креста и Красного полумесяца — тут, в основном, занимались девушки. В 1934 году для содействия лучшему усвоению военно-санитарных знаний был введен комплекс испытаний «Готов к санитарной обороне СССР» (ГСО СССР). Школьники выполняли комплекс БГСО («Будь готов к санитарной обороне СССР»). Дополнительно для них был учреждён знак «Юные друзья КК и КП».

После начала Великой Отечественной войны программа НВП была пересмотрена.

Программа начальной военной подготовки учащихся 5, 6, 7-х классов неполных средних и средних школ
Программа начальной военной подготовки учащихся 5, 6, 7-х классов неполных средних и средних школ. — Л. : Ленгаз-жур. и кн. изд-во, 1942. — 62 с.

Читать

В каталоге

24 октября 1942 г. Совнарком Союза ССР принял постановление «О начальной и допризывной подготовке учащихся 5—10 классов неполных средних и средних школ и техникумов». Теперь она была больше ориентирована на получение практических навыков. На занятиях школьники учились рыть окопы, стрелять из винтовки, тушить зажигательные снаряды, использовать противогазы и ручные гранаты, оказывать первую медицинскую помощь. Ученики старших классов улучшали свои навыки одиночного бойца, осваивали приемы необходимые для успешных действий в составе группы. В период летних каникул (при возможности), проводились лагерные сборы, где школьники практиковались в искусстве маскировки, учились преодолевать полосу препятствий, ориентироваться на местности. В брошюру включены текст постановления, общие и методические указания по видам подготовки (тактическая, огневая, строевая), перечень тем и расчёт часов по ним для каждого класса (с пятого по седьмой). Приложением даны темы бесед и чтений о Красной Армии и важнейших событиях из военного прошлого русского народа, и не только давнего. Среди предложенных тем: «Герои великой отечественной войны (Гастелло, Талалихин, Зоя Космодемьянская, Лиза Чайкина, подвиг героев-панфиловцев); «Юные патриоты в Великой Отечественной войне»; «Советские партизаны в Великой отечественной войне»; «Гвардия Красной Армии» — это для 1—4 классов. Для тех, кто постарше, о военном прошлом русского народа, включая Суворова с его «наукой побеждать», военное искусство Кутузова, героические страницы из прошлого русского флота. И, конечно в каждом блоке о победах Красной Армии в гражданской войне и советских военачальниках.

После окончания Великой Отечественной войны НВП для девушек была отменена, осталась только допризывная военная подготовка для юношей 8-10 классов. Затем, в виду того, что в 1950—1960-е годы, происходило постепенное сокращение Вооруженных сил СССР, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 февраля 1962 г. допризывная военная подготовка для учащихся средних школ и средних специальных учебных заведений была отменена, а военно-патриотическое воспитание перевели в систему внеклассной работы.

Правда перерыв был не большим. В 1967 г. была принята новая редакция закона о всеобщей воинской обязанности, которая вернула НВП в общеобразовательные и средние специальные учебные заведения:

«До призыва на действительную военную службу с юношами допризывного и призывного возрастов повсеместно без отрыва от производства и учебы проводится начальная военная подготовка.

С учащейся молодежью начальная военная подготовка, включая подготовку по гражданской обороне, проводится в общеобразовательных школах (начиная с 9 класса), в средних специальных учебных заведениях и в учебных заведениях системы профессионально-технического образования штатными военными руководителями».

Статья 17 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 12 октября 1967 года

Молодые люди (юноши), не обучающиеся в очных учебных заведениях, начальную военную подготовку проходили на учебных пунктах, которые создавались на предприятиях, в учреждениях, колхозах, и конечно в организациях ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту — преемник Осоавиахима). Классы делились на группы юношей и девушек, последние проходили подготовку по программе санитарных дружинниц. Всего на НВП в учебной программе отводилось 140 часов.

С этого же года в пионерских лагерях начали проводить всесоюзную пионерскую военно-спортивную игру «Зарница» (для учащихся с 4-го по 7-й классы, еще не охваченных программой НВП).

Начальная военная подготовка. Учебное пособие
Начальная военная подготовка : Учебное пособие. — М. : Изд-во ДОСААФ, 1971. — 326 с. : ил.

Читать

В каталоге

Это издание не учебник — учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений, училищ профессионально-технического образования и молодёжи, работающей на предприятиях, в учреждениях, организациях, совхозах и колхозах, но это не так уж и важно. Поскольку структура пособия и объем — больше 300 страниц не так уж отличается от учебника.

«Советский Союз — миролюбивое государство. Странам социалистического лагеря по их природе чужды агрессивные, захватнические войны…Но реакционные силы империалистических государств пытаются найти выход из экономических трудностей и социально-политических потрясений в развязывании новой войны…В современных условиях, когда империалистические круги, и в первую очередь США, нагнетают международную обстановку, возросли и требования к обеспечению безопасности Советского государства, к подготовке всего населения, в том числе молодёжи нашей страны, для вооружённой защиты социалистического Отечества. Поэтому каждый юноша ещё до призыва его в Вооружённые Силы должен готовить себя к защите социалистической Родины».

Что касается практической части, принципиально ничего не изменилось: тактическая подготовка; огневая подготовка; строевая подготовка и военная топография. А первая глава, «Советские вооружённые силы, их характер и основные особенности», помимо военно-исторической части, посвященной победам советской армии, щедро украшена вставками, посвященными руководящей роли КПСС (типа «КПСС о задачах советских вооруженных сил в период строительства коммунизма», «Ленин и КПСС о значении воинской дисциплины» и т.п.), что было характерно для всех общественно-политических изданий периода «застоя».

У школьников той поры большого энтузиазма уроки НВП не вызывали. За исключением практических занятий по огневой подготовке, это когда на время разбирали и собирали винтовку или автомат Калашникова, а потом шли в тир, сдавать норматив по стрельбе из малокалиберной винтовки (но это было не везде).

Меры для изменения ситуации принимались постоянно — «в целях усиления работы по военно-патриотическому воспитанию, формированию у школьников необходимых морально-политических качеств, позволяющих выдержать суровые испытания войны и совершенствования подготовки учащейся молодёжи к военной службе в армии и на флоте». Но качество обучения росло медленно (как указывалось в соответствующих документах той поры), в основном по причине отсутствия у военруков необходимого педагогического опыта и слабой учебно-материальной базы. Хотя делалось немало: издавалась учебно-методическая литература; в вузах была организована подготовка преподавателей по специальности «Начальное военное обучение и физическое воспитание».

В сентябре 1980 г. было принято очередное постановление о начальной военной подготовке молодежи, которое отменяло все предыдущие и возлагало общее руководство и контроль за НВП учащейся молодёжи на Министерство обороны СССР, а общее учебно-методическое руководство НВП и военно-патриотическое воспитание — на Министерство просвещения.

И один из последних учебников по НВП, изданных в СССР:

Начальная военная подготовка. Учебник
Начальная военная подготовка : Учебник. — М. : Воениздат, 1985. — 255 с. : ил.

Читать

В каталоге

Внешне очень отличается от предыдущих, всё в цвете — и обложка, и рисунки, и схемы. Что касается военно-исторической части, в целом порядок изложения тот же, но идеологические акценты усилены:

«Начальная военная подготовка молодежи проводится на основании Закона СССР „О всеобщей воинской обязанности“, решений партии и правительства. Ее программа предусматривает изучение военного дела в объеме подготовки молодого солдата, с тем чтобы юноши, будучи призванными в Вооруженные Силы СССР, смогли в короткие сроки овладеть современным оружием и военной тех никой. В процессе начальной военной подготовки молодежь усваивает положение ленинского учения, Конституции СССР и решений КПСС о защите социалистического Отечества, историческое назначение Советских Вооруженных Сил, основные требования военной присяги».

Практическая часть дополнена разделом «Гражданская оборона»: сведения о ядерном, химическом и бактериологическом оружии, способах зашиты от него (средства индивидуальной и коллективной защиты, пользование приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, правила проведения спасательных работ, и пр.).

Вопросам реформирования НВП в школах уделялось постоянное внимание на всех уровнях власти, принимались различные решения, но с реализацией всегда возникали проблемы. Время СССР подходило к концу и в государственной повестке на первом месте стояли совсем другие проблемы.

Летом 1990 г. вышел совместный приказ Министерства обороны и Министерства просвещения СССР «Об улучшении допризывной подготовки юношей — учащихся». Педагогическим коллективам средних общеобразовательных школ было рекомендовано активнее внедрять новые формы и методы организации подготовки юношей к действительной военной службе. А главное, им предоставлялась самостоятельность в решении этой важной государственной задачи (при этом источники финансирования определены не были). Потому естественным результатом стало решение Министерства просвещения СССР, которое в этом же году (чуть позже, 17 октября) своим приказом фактически отменило начальную военную подготовку (допризывную подготовку) в средних общеобразовательных школах. Было определено, что впредь до отмены статьи 17 Закона СССР о всеобщей воинской обязанности допризывную подготовку осуществлять на учебно-полевых сборах в оборонно-спортивных оздоровительных лагерях. Указывалось, что оценка по допризывной подготовке не влияет на документ об образовании, а также предлагалось возложить на военного руководителя дополнительные обязанности, связанные с организацией физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, организацией коллективных творческих дел, культурномассовых и досуговых мероприятий. Оплату труда учителя допризывной подготовки предлагалось производить за счет средств экономии фонда заработной платы. С этого момента НВП как школьный предмет перестала существовать, чему конечно поспособствовали не только проблемы материального плана, но в большей степени смена политического курса в стране, а затем распад СССР.

На этом наш исторический обзор закончен. Если отбросить детали, то вывод на поверхности остается один — древняя римская максима «Хочешь мира, готовься к войне», актуальности не теряет.

И о дне сегодняшнем. Решением Министерства просвещения РФ, НВП вернулась в школы. Но не отдельным предметом, а как модуль (тематическая линия) программы учебного предмета «Основы безопасности и защита Родины» (с 1 сентября 2024 года заменил «Основы безопасной жизнедеятельности» (ОБЖ).

Называется новый модуль — «Военная подготовка. Основы военных знаний». Согласно Методическому письму, разосланному Институтом стратегии развития образования Министерства просвещения РФ, «включение данного модуля обусловлено настоятельной необходимостью приведения содержания учебного предмета ОБЗР в соответствие с его названием, целевыми установками и возникшими актуальными угрозами военной безопасности нашей Родины». И ориентирован на достижение следующих результатов:

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности и защиты Родины;
  • понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
  • сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга — защите Отечества;
  • овладение знаниями об истории возникновения и развития военной организации России, структуре, функциях и задачах современных Вооруженных сил Российской Федерации, военных символах видов и родов войск Вооруженных сил Российской Федерации;
  • освоение знаний о правах и обязанностях граждан Российской Федерации в области обороны;
  • сформированность представлений о назначении, боевых свойствах и общем устройстве стрелкового оружия;
  • овладение основными положениями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и умение их применять при выполнении обязанностей воинской службы.