НВП вернулась в школы. И не только в школы, во все образовательные организации основного общего и среднего общего образования. Вернуть курс начальной военной подготовки было решено по нескольким причинам. Одна из них рост количества стереотипов и заблуждений, касающихся военной службы, и что не менее важно сегодня необходимость обучить граждан правильно вести себя в экстренных ситуациях. Курс начальной военной подготовки (НВП) ушел из учебной программы в 1990 году, и чтобы сегодня решение Минпроса не воспринималось молодёжью как нововведение (что в принципе не удивительно, поскольку и миллениалов и зуммеров этот опыт миновал, автомат Калашникова на уроках они точно не разбирали), мы решили посвятить этот обзор начальной военной подготовке. Немного заглянуть в прошлое и сравнить содержание программ НВП в разные периоды.
Сначала о предмете. Начальная военная подготовка составная часть системы мероприятий, осуществляемых государством, по подготовке молодежи к военной службе. Она предусматривает получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования; военно-патриотическое воспитание.
У кого-то может сложиться впечатление, что начальная военная подготовка в общеобразовательных учебных заведениях появилась во времена СССР. Это не так. Начало было положено ещё в Российской империи, больше ста лет тому назад.
В начале 20 в. государственный запрос на патриотическое воспитание и организацию соответствующей подготовки молодёжи к защите отечества был крайне актуален. Причин тому было достаточно: поражение России в войне с Японией, рост революционных настроений, сложная международная обстановка, введение всеобщей воинской повинности и др. Необходимо было сблизить армию и общество, поднять престиж армии, объединить будущих защитников отечества «во имя блага и мощи России», подготовить их к прохождению военной службы.
И вот, по инициативе ряда педагогов, армейских офицеров, с одобрения Министерства народного просвещения, военного министерства, Святейшего Синода и при личном участии императора (который впоследствии стал «Августейшим Шефом» движения), в начале 1908 г., в России было организованно первое отечественное детско-юношеское военно-патриотическое движение «Потешные войска» (названные так в память «потешных полков» Петра I).
8 января 1908 г. Николай II отдал высочайшее указание об организации обучения детей строю и гимнастике во всех школах под руководством запасных и отставных унтер офицеров: «Завести в деревнях обучение детей в школах строю и гимнастике запасными и отставными унтер-офицерами за малую плату». Чуть позже вышел Всемилостивейший рескрипт на имя министра народного просвещения о необходимости обратить должное внимание на физическое развитие учащихся, улучшение преподавания гимнастики, сбережение физического здоровья в средних учебных заведениях.
Нашим российским Баден-Пауэлом (Р. Баден-Пауэл, основатель скаутского движения, британский генерал) стал инспектор народных училищ Бахмутского уезда Екатеринославской губернии А.А. Луцкевич, откликнувшийся на призыв, и организовавший весной 1909 г. (по собственному почину) первую в стране роту «потешных» или «класс военного строя и гимнастики» из детей в возрасте от 8 до 14 лет. Император инициативу одобрил, и с высочайшего позволения, рота Луцкевича стала называться «Первый народный класс военного строя и гимнастики Его Императорского Величества Наследника Цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича». В следующем году «Первый народный класс», включая организатора, удостоился приглашения августейшего шефа на смотр в столицу (сост. 22 мая 1910 г.). Визит и аудиенция прошли с успехом, после чего «потешные» отряды стали организовываться по всей стране, с использованием разработанной Луцкевичем «системы народного воспитания на патриотических началах». Идеологией движения был патриотизм, понимаемый в самодержавном духе как служение царю и правящей династии, символам Отечества (сам Луцкевич был правых взглядов). Целью обучения подготовка учащихся к прохождению военной службы. В «потешных» классах мальчики занимались военным строем, хоровым пением военных песен, гимнастикой, изучали ружейные приёмы и другие специальные военные дисциплины под руководством отставных офицеров. С 1910 г., в качестве информационной поддержки, начал издаваться детский журнал «Потешный» (правда, выходил не долго, всего два года).
Для визуализации можно заглянуть в брошюру «Добрые заветы русскому юношеству. на память о царском смотре воен. строя гимнаст. дружин гражд. учеб. заведений и пребывании их в Спб. с 22 по 30 июля 1911 г.».
Правда она посвящена смотру 1911 года, но это не так уж важно. Много фотографий (сам смотр, экскурсионная программа для участников, торжественный обед).
В том же 1910 г. Министерством народного просвещения был издан циркуляр, оповестивший все учебные округа о введении в школах обучения военному строю и гимнастике. С этого времени подготовка к военной службе стала обязательным предметом в начальных и средних учебных заведениях всех ведомств. На нее отводилось не менее 2 часов в неделю. Учителя выбирались из действующих военнослужащих или состоящих в запасе и в отставке. Но в виду отсутствия достаточного количества специально подготовленных педагогов, утвержденной программы, учебных пособий, а главное финансовых средств, начальная военная подготовка проводилась, в основном, в отрядах «потешных».
Поскольку Министерство народного просвещения без особого энтузиазма отнеслось к новому предмету, вскоре дело было передано Военному министерству. В феврале 1911 г. при Главном штабе была создана Особая межведомственная комиссия, которая начала разработку «Положение о подготовке молодежи к военной службе в учебных заведениях и вне их» (целиком принято не было). Но часть документа была утверждена:
Основной заявленной целью было «укрепление в подрастающем поколении веры в Бога, беззаветной любви к Царю и отечеству, добрых нравственных правил и уважения к законности и добропорядку; ознакомление будущих воинов с доблестным духом русской армии и коренными началами воинской дисциплины; обучение военному строю, физическое развитие и привитие с юных лет духовных и физических качеств, необходимых рядовому бойцу во время военных действий».
Отмечалось, что образование дружин и отрядов допускается только с разрешения местного губернатора или градоначальника. Также определялся круг лиц и организаций, которые имели право создавать отряды: это военные, состоящие на действительной службе, в отставке или запасе, от штаб-офицера и выше; спортивные или военные общества; добровольные пожарные дружины. В отряды принимались молодые люди не старше 15 лет, с согласия родителей. Допускалось учреждение смешанных отрядов, состоящих как из школьной, так и внешкольной молодежи:
«Цель сформирования этих рот развитие в юношестве, детях бодрого национального духа, веры и гордости к своей матери России и преданности Государю Императору».
Вторая важная цель «воспитание духа, а так как Здоровый дух в здоровом теле, то и всестороннее развитие последнего».
Военное ведомство объявило конкурс на составление учебника по начальной военной подготовке. В результате подобных изданий появилось множество, и учебников, и пособий. Мы выбрали этот. Автор Павел Карлович фон Герих (1873–1950) офицер лейб-гвардии Егерского полка, участник первой мировой войны, Георгиевский кавалер; его учебные пособия (по отзывам современников), «отличались в лучшую сторону систематичностью и подробностью изложения при сжатом тексте».
Самое интересное в старых учебниках по этой дисциплине сегодня, главы, посвященные воспитанию патриотизма, «моральной подготовке» молодых граждан и будущих воинов, потому что содержание практической части менялось не слишком (сведения об устройстве вооружённых сил; тактическая подготовка, огневая подготовка, физическое воспитание и строевая подготовка, военная топография).
«Защищать Родину, её счастье, независимость и свободу от посягательств врагов обязанность и право каждого гражданина, потому говорить раздельно о моральной подготовке воина и гражданина отнюдь не приходится…Это сознали давно многие государства, за плечами коих стоят такие вооруженные силы, с которыми вступить в единоборство тяжело странам и более богатым, и более населенным, но моральной подготовке народа коих не придается надлежащего значения».
Как говорили древние римляне «Хочешь мира готовься к войне». Но для того, чтобы противостоять любым вражеским посягательствам, кроме крепкой армии, необходимо «сочувствие» всего населения страны. Народ должен гордиться своей армией и «долг школы и печати воспитывать на таких началах массы населения». Что для этого нужно? Некоторое знание народом истории, «причем курсы её отнюдь не должны заключать в себе только изложение голых фактов, но должны быть освещены с точки зрения влияния состояния вооруженных сил на успешность разрешения исторических задач и того значения, какое при неудаче сыграла неудовлетворительность постановки дела государственной обороны». Кроме того, необходимо «пробудить в народе воинственный пыл», поднять его моральные силы, поскольку народ это и есть будущая армия.
Достигнуть этого можно двумя путями.
Во-первых:
«Воспитывать народ в духе здорового шовинизма, т.е. в некоторой враждебности к тем государствам, кои заведомо препятствуют либо разрешению назревших жизненных вопросов страны, либо вообще благосостоянию населения».
Во-вторых:
«Мерами, служащими к развитию народного самосознания в смысле подъема веры в свои преимущественные качества, права на благополучие, уверенность в своей народной силе и праве на господствующее положение среди окружающих нас стран».
Необходимы также меры к «развитию здорового патриотизма» привязанности к своей стране, при обязательном отсутствии «эгоистических забот лишь о собственном благополучии».
Далее идет раздел, который называется «Нравственное воспитание» (чистое заимствование из законов русских скаутов). «Рыцарский устав»: защищай бедных; не причиняй вреда или обиды товарищу; держись своего слова; будь четным честность, вид чести, которую нельзя ронять ни при каких обстоятельствах. И конечно дисциплина и повиновение, которые необходимы будущему воину также, как мужество; трезвость, бережливость, скромность, настойчивость и гражданственность.
Гражданственность очень важное качество:
«Если бы каждый гражданин нашей Родины стал в действительности добрым и полезным человеком, то Россия стала бы такою благодатью для всего цивилизованного мира, что никто бы не пожелал допустить, чтобы такую благодатную страну разрушил какой-нибудь другой народ».
Для достижения этой высокой цели представители всех состояний должны избегать любых противопоставлений (богач-бедняк и пр.), потому что «дом, где нет единогласия, и где граждане восстановлены один против другого, не сможет устоять». И враг непременно этим воспользуется:
«Вот почему нужна допризывная подготовка, которую должны пройти все ученики высших классов гимназий, реальных училищ, учительских институтов, семинарий и всех вообще средних и низших учебных заведений, в коих имеются ученики старше 16-летнего возраста. Эта мера служит как бы звеном, связывающим армию и народ, и может повести к возвращению утраченной в последнее время любви к армии и военному делу».
Остальная часть учебника посвящена практической части. Общие сведения об устройстве вооружённых сил; вооружении (холодное оружие, огнестрельное оружие винтовки, пулеметы, все в сопровождении рисунков). Подробно о физическом развитии: гимнастика, лёгкая атлетика, плавание и ходьба на лыжах; игры (включая футбол, баскетбол и крикет). Способы оказания первой помощи; строевая подготовка; полевая служба (возведение укреплений, переправы и полевые мосты); топография и много других полезных сведений и упражнений.
Так (или примерно так) выглядела модель начальной военной подготовки во времена российской империи. Учебник замечательный во всех отношениях. По-военному прямолинейный в части, посвященной патриотическому воспитанию, и вполне актуальный, даже сегодня, в части, посвященной воспитанию физическому.
Несколько слов о движении «потешных» (чтобы закончить тему). В отличие от появившихся в России практически одновременно с «потешными» скаутов, движение не было столь популярно и тихо прекратило свое существование в 1917 году. С самого начала оно было через чур казённым и политизированным (в смысле концепции патриотического воспитания), что отталкивало определённую часть молодёжи и вызывало неоднозначное отношение в обществе. Активную поддержку «потешным» оказывали в основном монархисты (включая членов Союза Русского Народа, одной из крупнейших национально-монархических организаций консервативного толка). Либерально настроенная часть общества, относились к движению критически. А при отсутствии государственной финансовой поддержки, общественное одобрение имело большое значение, поскольку на местах «потешные» существовали, в основном, за счет земств и городского самоуправления. Критики утверждали, что создание военизированных отрядов молодёжи, особенно в учебных заведениях создает в них казарменную обстановку, вносит дух солдафонства и причиняет ущерб преподаванию общеобразовательных дисциплин. Претензии высказывались также к преподавателям из числа унтер-офицеров, к уровню их подготовки и общей культуры, в том смысле, что жёсткая муштра приводит к развитию в детях грубых замашек и привычек. С критикой «потешных» выступали даже некоторые военные, утверждая, что организация служит больше карьерным целям основателей, чем делу серьезной подготовки молодёжи к защите своей Родины.
Как видится сейчас, основная причина неуспеха «потешных», была в том, что государство несколько опоздало с организацией военно-патриотического движения монархической направленности. Но определённый опыт в деле организации физической и моральной подготовки молодёжи к военной службе был получен.
После октябрьской революции 1917 г. военная подготовка молодежи была введена декретом ВЦИК от 22 апреля 1918 года «Об обязательном обучении военному искусству». (Положение о допризывной подготовке молодёжи 1919 г.)
Система подготовки боевых резервов Красной армии предполагала обучение молодёжи допризывного возраста (1617 лет) на курсах Всевобуча. В школы НВП пришла много позже, в 1939 г. (после принятия закона «О всеобщей воинской обязанности» от 1 сентября 1939 г.). Уроки проводились во всех средних школах с 5-го по 7-й класс, а с учащимися старших классов (с 8-го по 10-й) допризывная подготовка (2 часа в неделю). Организацией занимались военные руководители («военруки»), на должность которых назначались служащие гарнизонов, работники военкоматов, многие из которых не имели педагогического опыта. К преподаванию допускались также и учителя физкультуры, обладающие необходимыми знаниями и навыками.
«Нет ни одной страны в мире, кроме нашей Родины, где бы труд был делом чести, доблести геройства и славы…Нет более счастливых детей, юношей и девушек, чем в нашей стране. С момента возникновения советской власти империалисты вели борьбу против молодой Советской Республики. Все эти попытки были разбиты. Однако и сейчас мы не гарантированы от новых нападений капиталистических государств. Смелость и отвага, это только одна сторона героизма, другая, не менее важная это умение…Поэтому учащаяся молодёжь должна изучить военное дело, чтобы прийти в ряды Красной Армии уже знающей его основы».
Начинается учебник с краткого курса истории советского государства и его Красной армии, где основной упор сделан её победы в годы гражданской войны, героизм красноармейцев, как рядовых, так и новых советских полководцев (здравствующих и героически погибших). Далее глава о необходимости защиты границ (со схемами и диаграммами). Подробный разбор содержания «Закона о всеобщей воинской обязанности» «Защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР»; глава о задачах молодёжи в укреплении обороны страны, поскольку Красная Армия «больше чем наполовину состоит из коммунистов и комсомольцев», а подавляющее большинство младших командиров комсомольцы.
И практическая часть: краткие сведения об организации Красной Армии (состав вооружённых сил: сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы); физическое воспитание и строевая подготовка «полноценным бойцом не может быть тот, кто физически не закалён и не натренирован»; военная топография «чтобы хорошо использовать те выгоды, которые дает местность, вовремя и основательно подготовиться к преодолению неудобных участков, нужно хорошо знать, какое военное значение имеет та или иная местность и находящиеся на ней предметы, уметь различать их и оценивать»; противохимическая оборона (ПВХО) «для борьбы с противником, нападающим с воздуха и защиты от бомб и отравляющих веществ на всей территории Советского Союза организована противовоздушная и противохимическая оборона», но если врагу удастся прорваться, «то для защиты населения необходимо укреплять местную, гражданскую противовоздушную оборону». Учебник хорошо иллюстрирован (карты, схемы, рисунки и пр.).
Удивительно, но структура этого советского учебника очень напоминает тезисы, изложенные в учебнике 1917 года (в части воспитания патриотизма). Краткий курс истории, где «события освещены с точки зрения влияния состояния вооруженных сил на успешность разрешения исторических задач». Немного шовинизма, т.е. «некоторой враждебности к тем государствам, кои заведомо препятствуют либо разрешению назревших жизненных вопросов страны, либо вообще благосостоянию населения» с одной стороны, победы Красной Армии одержаны, в том числе, благодаря поддержке мирового пролетариата (Англии, Германии, Польши, Японии, США, Франции и др. стран), но в то же время, «правящие круги» тех же Англии и Франции и других государств «входящих в кланы войны», продолжают организовывать войну против СССР. А про необходимость «пробудить в народе воинственный пыл», и говорить нечего: поскольку этот учебник издан в 1940 г., в нем приведены самые актуальные примеры героизма и военных успехов (события на озере Хасан и Халхин-Голе; финская «зимняя» война 19391940 гг.).
Вообще в предвоенное время большая часть молодежи (включая детей и подростков), проявляла искренний интерес к военной тематике. Многие, занимались в кружках, секциях и клубах Осоавиахима (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), основной задачей которого было оказание содействия укреплению обороноспособности и военно-патриотическому воспитанию молодежи. Многие мечтали о военной карьере (особенно увлекала авиация).
Важной формой военной подготовки молодежи являлось выполнение комплекса и сдачи норм ГТО («Готов к труду и обороне»), БГТО («Будь готов к труду и обороне» для школьников 13–16 лет) и Готов к ПВХО (Готов к противовоздушной и противохимической обороне» для школьников в возрасте 12–16 лет).
Серьёзную работу по подготовке военно-санитарных кадров (при активной поддержке комсомола) проводило Российское общество Красного Креста и Красного полумесяца тут, в основном, занимались девушки. В 1934 году для содействия лучшему усвоению военно-санитарных знаний был введен комплекс испытаний «Готов к санитарной обороне СССР» (ГСО СССР). Школьники выполняли комплекс БГСО («Будь готов к санитарной обороне СССР»). Дополнительно для них был учреждён знак «Юные друзья КК и КП».
После начала Великой Отечественной войны программа НВП была пересмотрена.
24 октября 1942 г. Совнарком Союза ССР принял постановление «О начальной и допризывной подготовке учащихся 510 классов неполных средних и средних школ и техникумов». Теперь она была больше ориентирована на получение практических навыков. На занятиях школьники учились рыть окопы, стрелять из винтовки, тушить зажигательные снаряды, использовать противогазы и ручные гранаты, оказывать первую медицинскую помощь. Ученики старших классов улучшали свои навыки одиночного бойца, осваивали приемы необходимые для успешных действий в составе группы. В период летних каникул (при возможности), проводились лагерные сборы, где школьники практиковались в искусстве маскировки, учились преодолевать полосу препятствий, ориентироваться на местности. В брошюру включены текст постановления, общие и методические указания по видам подготовки (тактическая, огневая, строевая), перечень тем и расчёт часов по ним для каждого класса (с пятого по седьмой). Приложением даны темы бесед и чтений о Красной Армии и важнейших событиях из военного прошлого русского народа, и не только давнего. Среди предложенных тем: «Герои великой отечественной войны (Гастелло, Талалихин, Зоя Космодемьянская, Лиза Чайкина, подвиг героев-панфиловцев); «Юные патриоты в Великой Отечественной войне»; «Советские партизаны в Великой отечественной войне»; «Гвардия Красной Армии» это для 14 классов. Для тех, кто постарше, о военном прошлом русского народа, включая Суворова с его «наукой побеждать», военное искусство Кутузова, героические страницы из прошлого русского флота. И, конечно в каждом блоке о победах Красной Армии в гражданской войне и советских военачальниках.
После окончания Великой Отечественной войны НВП для девушек была отменена, осталась только допризывная военная подготовка для юношей 8-10 классов. Затем, в виду того, что в 19501960-е годы, происходило постепенное сокращение Вооруженных сил СССР, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 февраля 1962 г. допризывная военная подготовка для учащихся средних школ и средних специальных учебных заведений была отменена, а военно-патриотическое воспитание перевели в систему внеклассной работы.
Правда перерыв был не большим. В 1967 г. была принята новая редакция закона о всеобщей воинской обязанности, которая вернула НВП в общеобразовательные и средние специальные учебные заведения:
«До призыва на действительную военную службу с юношами допризывного и призывного возрастов повсеместно без отрыва от производства и учебы проводится начальная военная подготовка.
С учащейся молодежью начальная военная подготовка, включая подготовку по гражданской обороне, проводится в общеобразовательных школах (начиная с 9 класса), в средних специальных учебных заведениях и в учебных заведениях системы профессионально-технического образования штатными военными руководителями».
Молодые люди (юноши), не обучающиеся в очных учебных заведениях, начальную военную подготовку проходили на учебных пунктах, которые создавались на предприятиях, в учреждениях, колхозах, и конечно в организациях ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту преемник Осоавиахима). Классы делились на группы юношей и девушек, последние проходили подготовку по программе санитарных дружинниц. Всего на НВП в учебной программе отводилось 140 часов.
С этого же года в пионерских лагерях начали проводить всесоюзную пионерскую военно-спортивную игру «Зарница» (для учащихся с 4-го по 7-й классы, еще не охваченных программой НВП).
Это издание не учебник учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений, училищ профессионально-технического образования и молодёжи, работающей на предприятиях, в учреждениях, организациях, совхозах и колхозах, но это не так уж и важно. Поскольку структура пособия и объем больше 300 страниц не так уж отличается от учебника.
«Советский Союз миролюбивое государство. Странам социалистического лагеря по их природе чужды агрессивные, захватнические войны…Но реакционные силы империалистических государств пытаются найти выход из экономических трудностей и социально-политических потрясений в развязывании новой войны…В современных условиях, когда империалистические круги, и в первую очередь США, нагнетают международную обстановку, возросли и требования к обеспечению безопасности Советского государства, к подготовке всего населения, в том числе молодёжи нашей страны, для вооружённой защиты социалистического Отечества. Поэтому каждый юноша ещё до призыва его в Вооружённые Силы должен готовить себя к защите социалистической Родины».
Что касается практической части, принципиально ничего не изменилось: тактическая подготовка; огневая подготовка; строевая подготовка и военная топография. А первая глава, «Советские вооружённые силы, их характер и основные особенности», помимо военно-исторической части, посвященной победам советской армии, щедро украшена вставками, посвященными руководящей роли КПСС (типа «КПСС о задачах советских вооруженных сил в период строительства коммунизма», «Ленин и КПСС о значении воинской дисциплины» и т.п.), что было характерно для всех общественно-политических изданий периода «застоя».
У школьников той поры большого энтузиазма уроки НВП не вызывали. За исключением практических занятий по огневой подготовке, это когда на время разбирали и собирали винтовку или автомат Калашникова, а потом шли в тир, сдавать норматив по стрельбе из малокалиберной винтовки (но это было не везде).
Меры для изменения ситуации принимались постоянно «в целях усиления работы по военно-патриотическому воспитанию, формированию у школьников необходимых морально-политических качеств, позволяющих выдержать суровые испытания войны и совершенствования подготовки учащейся молодёжи к военной службе в армии и на флоте». Но качество обучения росло медленно (как указывалось в соответствующих документах той поры), в основном по причине отсутствия у военруков необходимого педагогического опыта и слабой учебно-материальной базы. Хотя делалось немало: издавалась учебно-методическая литература; в вузах была организована подготовка преподавателей по специальности «Начальное военное обучение и физическое воспитание».
В сентябре 1980 г. было принято очередное постановление о начальной военной подготовке молодежи, которое отменяло все предыдущие и возлагало общее руководство и контроль за НВП учащейся молодёжи на Министерство обороны СССР, а общее учебно-методическое руководство НВП и военно-патриотическое воспитание на Министерство просвещения.
И один из последних учебников по НВП, изданных в СССР:
Внешне очень отличается от предыдущих, всё в цвете и обложка, и рисунки, и схемы. Что касается военно-исторической части, в целом порядок изложения тот же, но идеологические акценты усилены:
«Начальная военная подготовка молодежи проводится на основании Закона СССР О всеобщей воинской обязанности, решений партии и правительства. Ее программа предусматривает изучение военного дела в объеме подготовки молодого солдата, с тем чтобы юноши, будучи призванными в Вооруженные Силы СССР, смогли в короткие сроки овладеть современным оружием и военной тех никой. В процессе начальной военной подготовки молодежь усваивает положение ленинского учения, Конституции СССР и решений КПСС о защите социалистического Отечества, историческое назначение Советских Вооруженных Сил, основные требования военной присяги».
Практическая часть дополнена разделом «Гражданская оборона»: сведения о ядерном, химическом и бактериологическом оружии, способах зашиты от него (средства индивидуальной и коллективной защиты, пользование приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, правила проведения спасательных работ, и пр.).
Вопросам реформирования НВП в школах уделялось постоянное внимание на всех уровнях власти, принимались различные решения, но с реализацией всегда возникали проблемы. Время СССР подходило к концу и в государственной повестке на первом месте стояли совсем другие проблемы.
Летом 1990 г. вышел совместный приказ Министерства обороны и Министерства просвещения СССР «Об улучшении допризывной подготовки юношей учащихся». Педагогическим коллективам средних общеобразовательных школ было рекомендовано активнее внедрять новые формы и методы организации подготовки юношей к действительной военной службе. А главное, им предоставлялась самостоятельность в решении этой важной государственной задачи (при этом источники финансирования определены не были). Потому естественным результатом стало решение Министерства просвещения СССР, которое в этом же году (чуть позже, 17 октября) своим приказом фактически отменило начальную военную подготовку (допризывную подготовку) в средних общеобразовательных школах. Было определено, что впредь до отмены статьи 17 Закона СССР о всеобщей воинской обязанности допризывную подготовку осуществлять на учебно-полевых сборах в оборонно-спортивных оздоровительных лагерях. Указывалось, что оценка по допризывной подготовке не влияет на документ об образовании, а также предлагалось возложить на военного руководителя дополнительные обязанности, связанные с организацией физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, организацией коллективных творческих дел, культурномассовых и досуговых мероприятий. Оплату труда учителя допризывной подготовки предлагалось производить за счет средств экономии фонда заработной платы. С этого момента НВП как школьный предмет перестала существовать, чему конечно поспособствовали не только проблемы материального плана, но в большей степени смена политического курса в стране, а затем распад СССР.
На этом наш исторический обзор закончен. Если отбросить детали, то вывод на поверхности остается один древняя римская максима «Хочешь мира, готовься к войне», актуальности не теряет.
И о дне сегодняшнем. Решением Министерства просвещения РФ, НВП вернулась в школы. Но не отдельным предметом, а как модуль (тематическая линия) программы учебного предмета «Основы безопасности и защита Родины» (с 1 сентября 2024 года заменил «Основы безопасной жизнедеятельности» (ОБЖ).
Называется новый модуль «Военная подготовка. Основы военных знаний». Согласно Методическому письму, разосланному Институтом стратегии развития образования Министерства просвещения РФ, «включение данного модуля обусловлено настоятельной необходимостью приведения содержания учебного предмета ОБЗР в соответствие с его названием, целевыми установками и возникшими актуальными угрозами военной безопасности нашей Родины». И ориентирован на достижение следующих результатов: