Юные натуралисты юннаты, так назывались участники самого многочисленного в СССР общественного движения школьников. В юннатских кружках воспитывали интерес к природе, сельскому хозяйству, расширяли знания в области естественных наук. Юннаты ухаживали за животными, выращивали на школьных и придомовых участках полезные растения, сажали деревья, делали и развешивали скворечники. Но не только. Под руководством старших наставников они занимались научной работой (ставили опыты, проводили исследования). И хотя цели такой не ставилось, многие из тех советских школьников-юннатов стали учёными-биологами настолько эти занятия определили их жизненный путь.
После распада СССР движение перестало быть общественным и утратило массовость, но юннатские станции, центры, кружки юных биологов и экологов сохранились в системе дополнительного образования. А в 2022 году, Российское движение детей и молодёжи «Движение первых» решило возродить общественное движение юных натуралистов. Теперь они называются Юннаты Первых. Конечно многое изменилось (прежде всего сами потенциальные участники). Сегодня движение «Юннаты Первых» объединяет школьников от 6 до 17 лет; студентов, обучающихся в системе среднего профессионального образования от 15 до 25 лет, а также педагогов, наставников и родителей. Предлагаются круглогодичные активности и события по трём направлениям: исследовательское, волонтёрское и проектное. Миссия: «Воспитываем любовь ребёнка к стране через соприкосновение с природой, животным миром».
А мы решили посвятить обзор тем, первым юннатам. Возможно Юннаты Первых найдут для себя в этом историческом опыте что-то полезное. В крайнем случае, просто немного узнают о том, чем занимались их предшественники.
Как всё начиналось. Недалеко от нашей библиотеки (РГБМ), проходит улица Русакова. Названа она в честь Ивана Васильевича Русакова (18771921) героя революции, председателя Совета рабочих депутатов Сокольнического района, по образованию врача, по призванию педагога и горячего любителя природы. Именно по его инициативе в июле 1918 года в дальнем конце Сокольнической рощи на границе с Лосиным островом была открыта первая в Москве и в стране «Станция юных любителей природы». С неё началась история юннатского движения.
Это была давнишняя мечта И.В. Русакова, реализовать которую он пытался ещё до революции, но при старом строе ничего не вышло. Зато теперь, несмотря на отсутствие средств и тяжёлый послереволюционный период, всё должно было получиться:
«Сближение с природой, сознание природы среди самой природы откроет перед людьми новый чудесный мир и тем увеличит сумму радости и счастья в их жизни. Наша обязанность дать это счастье, вдохнуть живую душу в будущие поколения».
По замыслу Русакова, станция должна была объединить детей, интересующихся природой, привлечь к познанию её тайн, закалить и укрепить здоровье общением с природой. И соратника он нашёл во всех отношениях замечательного молодого учителя биологии Б. В. Всесвятского, который и занялся организацией работы станции, а затем почти 15 лет руководил ей.
Первым помещением стала реквизированная районным советом летняя купеческая дача с большим участком. Мебель набрали в закрывшихся ресторанах, которых в Сокольниках было множество. Некоторое количество лабораторного оборудования и микроскопы были переданы из реквизированного имущества. Собрали небольшую библиотечку, преимущественно биологических справочников и определителей; подготовили экскурсионное снаряжение. А ещё оборудовали живой уголок (аквариумы, террариумы, инсектариумы, вольеры с птицами), на участке поставили улей с пчелами.
Можно было начинать.
«Дети рабочих школьники, подростки и рабочая молодёжь, любящие природу и желающие её изучать, приглашаются записываться практикантами на СТАНЦИЮ юных любителей природы.
На станции будут производиться наблюдения над жизнью и развитием птиц, рыб, насекомых (в частности, пчел) и других животных; опыты над различными растениями, составление коллекций и т.д.
Приём бесплатный, число мест ограниченно.
Станция обращается также с просьбой ко всем Юным Любителям природы доставлять на Станцию интересные и редкие экземпляры животных (зверьков, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых и т.д.), водящихся в Сокольниках и в Лосином острове.
Откликнулось 17 человек (дети в возрасте 10-15 лет). Первая экскурсия состоялась 15 июня 1918 года (в советское время, а порой и сейчас, эта дата отмечается как День создания юннатского движения).
В первое время популярной формой работы были экскурсии, поскольку способствовали привлечению новых участников (на них приходили не только дети, но и рабочая молодёжь, а также учителя и воспитатели детских домов). Основными темами были «Жизнь птиц», «Цветение растений», «Жизнь общественных насекомых (пчёл, муравьев)». Собранных во время экскурсий насекомых, а также растения, участники часто забирали с собой, чтобы создавать свои уголки живой природы.
Принятые в практиканты, под руководством педагогов, вели индивидуальные наблюдения (в природе и на территории Станции) по собственному выбору: над птицами, животными, насекомыми, растениями. Ухаживали за растениями и животными, вели записи наблюдений и дневники. К лету 1919 года, когда основные направления интересов практикантов определились, было сформировано четыре кружка: «Огородники» (ботаники); «Птичники», (орнитологи); «Насекомники» (энтомологи); «Водолюбы» (гидробиологи). Позже были дополнительно организованы и активно работали и другие кружки: «Сельскохозяйственный», «Общественно полезный труд», «Организация уголков живой природы и лабораторных занятий в школах», «Труд и здоровье человека», «Методика кружковой работы», «Методика изучения эволюционного учения», «Погода и сезонные явления». Кроме того, все без исключения занимались сельскохозяйственными работами (закладывали грядки, строили теплицы, потом выращивали овощи, следили за садом и пр.).
Поначалу станция была задумана как сезонное учреждение (работала летом; дети утром приходили, вечером уходили). Но среди первых практикантов было много сирот и детей, чьим родителям было трудно их содержать (революция, гражданская война, безработица). Поэтому в следующем году сначала было принято решение организовать на станции летнюю колонию, а потом школу-колонию, где дети могли бы находиться круглый год. Так и было сделано. Принимали в школу-колонию с испытательным сроком, за время которого дети имели возможность ознакомиться со всеми сторонами жизни учреждения. Главным условием был интерес к природе. Располагалась она уже в другом помещении. Тоже в реквизированной даче, только утеплённой, с дровяным отоплением, но без водопровода, электричества и канализации. Поначалу на всю станцию была всего одна керосиновая лампа, и тепло в ней было не слишком в зимнее время вода в рукомойнике к утру часто покрывалась льдом. Условия были суровые, зато жизнь интересная. Юные натуралисты не унывали. Все были равны. Ни у кого не было личных вещей всё было общее (за исключением одежды). Все хозяйственные работы в общежитии и школе выполняли сами. Обслуживающий персонал состоял из конюха (на станции была лошадь); котельного истопника и двух поварих. Дежурные кололи и пилили дрова, качали воду в водопроводный бак и систему отопления, подметали и мыли полы, топили печи, убирали двор, мыли посуду и обслуживали столовую... И не забывали о главной обязанности учиться. Тут тоже не всё было гладко. Первое затруднение, с которым столкнулся педагогический коллектив большая неоднородность общей учебной подготовки детей. Поэтому в зависимости от уровня знаний и возраста их условно разделили на старшую и младшую группы. В программу обучения входило регулярное преподавание русского языка, математики, астрономических и метеорологических наблюдений, музыки, чтения, немецкого языка, техники монтирования биологических коллекций, рисования, фотографии. Классные занятия по биологии вёл Б. В. Всесвятский. Проводились уроки по анатомии и физиологии растений и животных, по основам эволюционного учения, генетике и селекции, техники препарирования живых объектов (в основном лягушек), по основам работы с микроскопом и другие. Параллельно с классными занятиями детям предлагались разнообразные темы самостоятельных работ: «Опыты с проращиванием семян», «Следы птиц», «Полевые мыши и их жизнь зимой» и пр. Каждый из обучающихся должен был уметь написать отчёт по своей теме и защитить его перед товарищами и педагогами. Примерно в это время появились заповеди юннатов, сформулированные ими самостоятельно:
«Наблюдай все, что есть вокруг тебя в природе.
Все свои наблюдения записывай; что возможно зарисовывай.
При записи точно обозначай место, время и условия наблюдения.
Будь беспристрастен и правдив в описании наблюдений.
Отмечай только такие наблюдения, в правдивости которых не сомневаешься.
Не делай поспешных выводов и заключений из своих наблюдений, не проверив их многократным повторением и, если возможно, тщательно поставленным опытом.
Сообщай все наблюдения в свой кружок и на биостанцию юных натуралистов, чтобы они принесли пользу в общей работе.
В конце каждого месяца отмечай все перемены, происшедшие в природе за это время».
В целом, во многом благодаря энтузиазму и увлечённости педагогов и наставников (из числа старших практикантов), всего за несколько лет удалось создать культурно-просветительное учреждение нового типа внешкольной, внеклассной работы с детьми.
Основной воспитательной задачей которого стало «формирование личности, сочетающей деятельную любовь к природе со стремлением к её познанию, с энтузиазмом исследователя, глубоко изучающего факты и закономерности живой природы и навыки практика, умеющего применять полученные знания в жизни и на производстве». От созерцательного изучения природы к практическому применению полученных знаний.
Юннатский лозунг первых лет «Ближе к природе» заменил новый: «Ближе к природе и жизни».
Наркомпрос признал результаты эксперимента удачными и одобрил распространение опыта работы биостанции. В 1924 году было создано Центральное бюро юных натуралистов, которое осуществляло руководство кружками натуралистов на местах, а Центральная биологическая станция юных натуралистов им. К.А. Тимирязева (так к тому времени стала называться Станция юных любителей природы в Сокольниках), стала его базовой организацией и оказывала бюро необходимую методическую и техническую помощь, продвигая развитие юннатского движения в стране. По инициативе Центральной биостанции впервые были проведены и стали регулярными и повсеместными тематические массовые праздники: «День птиц», «День леса», «День урожая». В 1932 году закрылась школа-колония. А в 1934 году Центральная биостанция получила статус всесоюзного учреждения и была переименована в Центральную станцию юных натуралистов и опытников сельского хозяйства (уже в новом, специально построенном здании в Ростокинском проезде, неподалеку от предыдущих).
Что хочется отметить, судьбы первых юннатов, выпускников школы-колонии сложились по-разному. Но почти все они получили высшее образование по специальности, которую выбрали на станции. Подавляющее большинство стало специалистами-биологами: научными работниками или преподавателями высшей и средней школы. Другие агрономами, селекционерами, звероводами, зоотехниками, охотоведами, эпидемиологами, специалистами по защите растений. Меньше юннатов специализировалось позднее в области химии, биохимии и гидрометеорологии. Некоторые стали партийными работниками, журналистами, писателями, художниками, офицерами Советской Армии.
А юннатское движение ширилось и крепло, став на десятилетия своего рода дополнительной образовательной программой для школьников СССР, приобщая их к науке и исследованиям. Поскольку, как справедливо однажды заметил первый заведующий биостанции Б.В. Всесвятский: «Природа, это самая дешёвая, самая доступная лаборатория».
Закончим рассказ и перейдём к нашим изданиям. Для начала два номера журнала «Юный натуралист». Первый:
Журнал «Юный натуралист» одно из старейших научно-популярных изданий для школьников. Первый номер журнала вышел в 1928 году. Инициатором был Б.В. Всесвятский: «Нашей Биостанции уже 10-й год. Есть земельный участок для опытных работ, открыта школа. Мы получаем много корреспонденции. Нужен журнал, чтобы публиковать работы юных натуралистов и педагогов». Инициатива была поддержана на самом высоком уровне (и Наркомпросом, и Правительством). Новый журнал знакомил читателей с многообразием жмзни животного и растительного мира, прививал любовь к природе и учил бережно относиться к её богатствам; рассказывал о новейших открытиях биологии, а главное транслировал передовой опыт юннатского движения.
В журнале в разные годы публиковали свои материалы известные учёные и писатели: К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, В.А. Обручев, В.В. Бианки, В.К. Арсеньев, М.М. Пришвин и др.
Вся информация была изложена доступным языком и основана на научных фактах. Читать «Юный натуралист» было всегда интересно. Причём не только той аудитории, на которую журнал был рассчитан (815 лет), но и взрослым.
Этот номер мы выбрали, чтобы продемонстрировать охват аудитории, и чтобы можно было составить собственное впечатление о задачах, которые решали юные натуралисты в то время (в 19211931 годах главным направлением юннатской работы стало практическое участие детей и молодежи в сельскохозяйственном производстве «Ближе к природе и жизни»). На первой же странице информация о новом конкурсе: «ЦК ВЛКСМ, Наркомпрос и Колхозцентр решили провести всесоюзный социалистический конкурс на лучшую постановку сельскохозяйственной и опытно-изобретательской работы в пионеротрядах и школах», который должен «мобилизовать всю деревенскую детвору в бой за коллективизацию и подъём сельского хозяйства». Победителям премии (22 премии на сумму 14600 рублей). Первая (900 руб.): инкубатор, триер (зерноочистительная машина), лабораторное оборудование, садово-огородный инвентарь, библиотека сельхоз литературы (100 руб.) и экскурсия в лучшие колхозы, совхозы и опытные учреждения СССР (по выбору); вторая (630 руб.): триер, инкубатор, пчеловодный инвентарь или оборудование для курятника (по выбору), библиотека (70 руб.); третья (450 руб.): сельхоз оборудование и инвентарь (по выбору) и библиотека (50 руб.). Остальные деньги премии лучшим районам на организацию детской сельхоз станции (три премии по 5000 руб.).
Дальше две серьезные, вполне «взрослые» статьи о достижениях советского сельхозмашиностроения (к 1932 г. в СССР будет выпущено на 11% таких машин больше, чем в США) и о том, как следует ухаживать за таким оборудованием (в конце небольшой список брошюр, которые стоит приобрести и прочитать). И темы попроще: сад и огород весной (какие работы надо произвести, чтобы получить богатый урожай). О пионерском лесном фонде: как подготовиться к проведению «Дня леса» (заготовить саженцы, правильно произвести посадку, а то бывают ещё случаи, что некоторые не юннаты, особенно в городе, сажают деревья вверх корнями).
Вторая половина журнала целиком посвящена обмену передовым опытом: «Мобилизуем крылатую армию на защиту урожая», «Из дневника юного натуралиста и сельхоз хозяйственника», «Когда же сеять?», «Какие опыты ждут опытников?». И конечно, рубрика «Советуем прочесть»: в этом номере книга Б. Берга, шведского орнитолога и писателя «С перелётными птицами в Африку».
Второй журнал мы отобрали из-за статьи, посвящённой И.В. Русакову «Подвиг большевика».
В начале совсем коротко о некоторых эпизодах его дореволюционной биографии. Тут и о том, как Русаков пришёл в революцию, но больше о том, что уже тогда он впервые задумался о неразрывной связи педиатрии, науки о лечении больных детей с наукой об их воспитании. И о том, как ещё в 1911 году он принял участие в работе «Детского городка» Александра Зеленко, архитектора и педагога, организовавшего детскую студию-коммуну в Москве. Кружок закрыли за социалистические взгляды, но благодаря усилиям и энергии Русакова в «Детском городке» появился живой уголок с кроликами, морскими свинками, белками, птицами и даже двумя крокодильчиками. На улицах были разбиты грядки, по выходным водили экскурсии в «Сокольники», чтобы собирать там гербарии и экспонаты для живого уголка.
Его энтузиазм поражает.
Уже при новой власти: работа в Наркомздраве, в Московском отделе народного образования, в Сокольническом райсовете. Стараниями И.В. Русакова, в самое тяжёлое для страны время, были открыты первый в Москве детский сад, первая лесная школа (куда Ленин приезжал к детям на ёлку), первый детский дом, организованы детские площадки и первая в мире Станция юных любителей природы любимое детище Русакова (когда станция была открыта, Иван Васильевич любил говорить: «Теперь у меня четверо детей Дуняша, Катюшка, Сергейка и Станция юных любителей природы!»).
К сожалению, жизнь его была яркой, но не долгой. По призыву партии вместе с делегатами X съезда РКП(б) Русаков в марте 1921 года добровольцем отправился на подавление контрреволюционного мятежа в Кронштадте. 18 марта 1921 года мятеж был подавлен, но Ивана Васильевича уже не было в живых. Чуть раньше его предательски захватили и убили переодетые в матросскую форму белогвардейцы. Похоронен на Красной площади в Некрополе у Кремлёвской стены.
Статья написана одной из дочерей Русакова, Екатериной. После героической гибели Русакова сиротами остались трое детей: сын Сергей, 16 лет, и две дочери Евдокия, 14 лет, и Екатерина, 12 лет (жена ещё раньше умерла от туберкулеза). Кстати дочери, после смерти отца, были определены в сокольническую школу-колонию. Правда профессии выбрали далёкие от биологии: Екатерина стала журналистом, Евдокия художником, сын стал инженером, специалистом по автомобилестроению.
Кроме этой статьи в журнале много интересного, можно пролистать, хотя бы для того, чтобы оценить, как изменилось юннатское движение за 47 лет (первый наш журнал обзора за 1930 г.).
Журнал «Юный натуралист» выходит и сегодня, только в продажу не поступает, распространяется по подписке.
А теперь, несколько брошюр разных лет, посвящённых юным натуралистам советских лет. Они не связаны одной темой, но дают представление о масштабах движения, его популярности и значении.
Это сборник методических указаний, подготовленный псковским губкомом РКСМ, о проведении «Дня леса», массового праздника, «который воспитывает в молодом поколении правильное понимание значения леса и сознательного бережливого отношения к нему». Тут есть всё, что нужно. Лозунги, разные, вневременные: «Лес верный друг земледельца», «Лес и вода родные брат и сестра», «Лес нужен так же, как хлеб, вода воздух и свет» и идеологически выдержанные: «Дни леса должны воспитать в молодом поколении любовь к природе, лесу, внушить ему разумное пользование им» и «Октябрьская революция уничтожила частную собственность на лес». Далее материалы к докладам и беседам: «Что такое лес?» («Деревья, растущие в саду, парке, среди покоса и т.п. не создают того, что называется лесом. Лес появляется только тогда, когда на известной площади будут расти деревья в тесноте, переплетаясь своими ветвями»); «Экономическое значение леса»; «Способы пользования лесом»; «Защитное значение леса»; «Вред от пожаров»; «Завоевание революции и Советская лесная политика» и пр.
Но одними докладами неподготовленную публику увлечь сложно. Поэтому в брошюру включены небольшие и нетрудные в постановке агитационные пьесы на данную тему. Первая «День леса», про несознательного старорежимного деда, который без разрешения пришёл в лес срубить дерево для грабловища (ручка для грабель). И ещё внука с собой привёл. А также строгого лесника, который деда арестовал и уже было повёл в кутузку, но ситуацию спас внук, вовремя сбежавший с места происшествия, не со страху, а чтобы привести на помощь комсомольцев Петю и Катю, которые в результате и разрешили ситуацию. Дед был оправдан, как несознательный, воспитанный при царизме. И чтобы компенсировать нанесённый вред, пошёл с комсомольцами и внуком сажать берёзки, поскольку правонарушение совершил во время празднования «Дня леса». Всё закончилось хорошо. Хотя лесник долго не мог успокоиться: «Ишь, сорванцы. На мою схватку расстрелять мало. Эх, эти мне комсомольцы». Вторая пьеска в стиле модных в то время политсудов. В данном сборнике «Суд над порубщиком». Тезисы те же, что и в докладах о необходимости сбережения лесов, но пьеса, живое действо, воспринималась публикой с большим интересом, тем более, что участие зрителей всегда приветствовалось (такая интерактивная форма-политсуд).
Немного стихов и частушек:
«Летом дождик благодатный
Орошает нам поля,
Воздух чистый, ароматный
Хорошо родит земля»,Это когда люди берегут лес. А когда нет, то так:
«А у нас грибы на рынках,
Штука тысяча рублей.
Зайцы только на картинках.
Нет ни птичек, ни зверей».В общем:
«Не руби зря деревцо,
Это лесу гибель.
Словно курица яйцо,
Лес несёт нам прибыль».
И конечно деловая часть инструкция для производства лесокультурных работ. Подробная, научно обоснованная и адаптированная к условиям региона.
Для сравнения сценариев можно посмотреть дореволюционную брошюру на близкую тему из нашей ЭБ: Меньшиков А.Н. Как и для чего устраиваются праздники древонасаждений в школах сельских и городских /А.Н. Меньшиков. 4-е испр. и доп. Санкт-Петербург, 1912. 100 с.
Следующая брошюра
Сборник методических указаний, подготовленный к летнему периоду краевым кабинетом вожатого Горьковского крайисполкома. В основе методические указания, подготовленные Центральной станцией юных натуралистов, адаптированные к местным природным условиям:
«Из разнообразных форм работы с детьми в пионерлагерях юннатская работа занимает одно из почётных мест. Летний период даёт неисчерпаемые возможности познания природы, её закономерностей непосредственно на конкретном материале и тем способствует укреплению диалектико-материалистического мировоззрения ребёнка, пополняя, углубляя и закрепляя знания о природе, полученные в школе».
Всё что надо учтено: живой уголок, озеленение территории, экскурсии и прогулки по родному краю, кружок рыболовного спорта (ужение «нахлыстом» и на спиннинг); охотников за растениями и пр. Правда содержание данной методички несколько утяжелено задачами коммунистического воспитания, но в целом, сомнений в том, что пионерский энтузиазм «будет направлен по правильному руслу».
Праздник «День птиц» был придуман преподавателями сокольнической биостанции, биологом и натуралистом П.П. Смолиным и орнитологом В.Г. Дормидонтовым. Первый праздник прошёл под девизом: «Не убивайте птиц! Помогайте им: ставьте домики и кормушки!». С тех пор (с 1929 г.) этот массовый праздник стал проводиться в общесоюзном масштабе.
День птиц не разовая акция, а день подведения итогов юннатской работы по охране и привлечению птиц в течение всего года. Поскольку праздник массовый, кроме подведения итогов (с премированием), докладов и сообщений на полезные темы, устраивались карнавальные шествия (пионеры в масках птиц со скворечниками в руках). И непременно художественная часть: сольная и хоровая декламация, песни, пьесы о птицах, демонстрация кинофильмов и викторины.
Вот, для примера некоторые вопросы (три степени сложности):
ЛЁГКИЕ ВОПРОСЫ:
Какие птицы прилетают к нам с юга первыми?
Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки?
Какие воробьи встречаются у нас?ВОПРОСЫ СРЕДНЕЙ ТРУДНОСТИ:
Какая птица поёт хвостом?
Какая разница между вяхирем и ватутнем?
Каких птиц приручают для ловли рыбы?ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ:
Какие птицы прилетают к нам весной из Сибири?
Какие птицы не имеют голоса?
Что за птица «межняк»?
Ответы на вопросы в книге на стр. 8.
Там ещё народные загадки есть, типа: «По лесу летало, в воду упало не булькнулось». Отгадки там же.
И ещё две книжки, первая:
О достижениях юных натуралистов Кемеровской области, лучших из лучших участников Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1957 г. В основном членов школьных кружков юных натуралистов с 5 по 7 класс. Тут всё больше не про «ближе к природе», а про «ближе к жизни». Об общественно-полезной опытнической работе, результаты которой годятся для того, чтобы «перенести их с учебно-опытных участков школ на опытные поля колхозов и совхозов»: «Выращивание картофеля ростками», «Какая получила высокий урожай овощей», «Изучение агротехники зерновых», «Моя работа в животноводческом кружке» «Учитесь предсказывать погоду» и другие не менее интересные самопрезентации.
Есть и то, что несколько удивляет сегодня. Из рассказа школьницы о работе живого уголка: «Мы очень любим животных и поэтому создали в школе живой уголок. В нем 11 кроликов, 5 морских свинок, 2 голубя, хомяк, бурундук, рыбки». Дальше девочка пишет, что все опыты и наблюдения они вынуждены проводить в живом уголке, поскольку колхозов и совхозов рядом нет. В качестве примера приводится «опыт с кроликами на авитаминоз»: подопытного кролика кормили овощами, лишёнными витаминов, а контрольного пищей, содержащей витамины. Первый кролик за неделю стал вялым, плохо ел и через несколько дней погиб:
«Результаты опыта показали, что животным нужны витамины. Выращенные нами животные демонстрируются и вскрываются на уроках… В кружке юных животноводов занимается 20 ребят. Мы уверены, что создать живой уголок можно в каждой школе».
И о праздновании «Дня урожая». Ещё одного массового праздника, придуманного юннатами Центральной станции. Методички о «Дне урожая», зато тут рассказ о как и в реальном празднике, прошедшем в одной из школ-семилеток Кемеровской области. В целом всё в рамках рекомендуемых сценариев: в президиуме лучшие юннаты; пара отчётных докладов и художественная часть: главное действо литературный монтаж («Мы посадим сады золотые плоды», по собственному сценарию), с участием членов школьного юннатского кружка «все в пионерской форме, в руках экспонаты, выращенные на участке. Во время литературного монтажа четыре юнната рассказали о своих опытах и результатах работы» (про музыкальное сопровождение ничего не сказано). Дальше небольшая пьеска («Миша на огороде»), стихи и викторина. Единственное, о чем можно пожалеть, что в издании отсутствуют фотографии.
И последняя книжка обзора:
На обложке то самое здание, специально построенное для Центральной станции юных натуралистов в 1930-х, где сегодня располагается её преемник Федеральный детский эколого-биологический центр.
В основном информация о практических достижениях станции, которых она достигла к середине 1950-х.
Центральная станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства также была участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, так что и тут, в основном, про «ближе к жизни». Конечно прогресс удивляет: от летней дачи с участком в 1918 году, до полноценного научного опытнического хозяйства: (16,9 га), оранжереи, парники, павильон для сельскохозяйственных машин, открытый лекторий и многое другое.
В брошюре самый подробный рассказ о станции (хочется сказать «виртуальная экскурсия», но при очень детальном описании, визуальный ряд отсутствует ни одной фотографии или рисунка). Возможно с этой брошюрой в руках надо было осматривать экспозицию Всесоюзной выставки? Но в целом пролистать интересно, хотя бы чтобы удивиться результатам работы этих натуралистов (юных!). А ведь надо было ещё учиться в школе и хоть иногда отдыхать.
Сегодня всё иначе: слово «природа» заменило слово «экология». Экоподкасты, тематические собрания на экологические темы, просветительский экомарафон «Я юннат» и т.п. Юннаты Первых следят за чистотой территорий, выращивают сады, заботятся о животных в приютах. Проекты тоже интересные: создание биоразлагаемой плёнки трёх составов на основе биополимеров для замены полиэтиленовых и пластиковых аналогов; технологии модернизации методики переработки углеводородных отходов; бизнес-проект по продаже уникальных экологичных наборов для выращивания микрозелени. Это конечно не «Влияние яровизации семян на урожай свёклы Бордо» (один из победителей конкурса 1956 года).
Но в Юннаты Первых принимают с 6 лет и ещё есть надежда вернуть начинающих юннатов в лес и в поле.
«Особенно любили ребята ночные наблюдения за птицами в Сокольнической роще. Вот какие записи вели тогда дети: «В 1 ч. 30 мин. Послышалась первая песня самой ранней певицы горихвостки. В 1 ч. 47 мин. запели зарянки и певчие дрозды… В 2 ч. 30мин. слетел со своего гнезда сокол сапсан, издав резкий крик: кьяк кьяк кьяк. В 2 ч.33 мин. раздались призывные крики большой синицы: пиньпинь, тарарах. В 2 ч. 47 мин. запела чечевица, выговаривая: «Витю ты видел?».
Птицы прилетают к нам каждый год и им надо где-то жить, а юные натуралисты ещё в прошлом веке выяснили, что в скворечниках промышленного производства птицы не селятся.
Хотя знать о вреде отходов и пользе раздельного сбора мусора тоже важно.
*****
Девушка, а вы что делаете сегодня вечером?
Скворечник.
Какой скворечник?!
Обыкновенный деревянный для птиц.
Жаль, а я хотел вас в кино пригласить.
Ну что же, пригласите.
Девушка, а давайте сегодня вечером в кино сходим.
Не могу.
Почему?
А у меня дома скворечник недоделанный.