«Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их». Это ленинское высказывание, прозвучавшее в приватной беседе, которая случилась в далеком 1920 г., в кремлевской квартире Ульяновых, легло в основу концепции нового советского искусства, основным творческим методом которого стал социалистический реализм.
Автографа этих ленинских замечаний не существует. Мы знаем о них исключительно из воспоминаний Клары Цеткин, впервые опубликованных уже после смерти вождя (в марте 1924 г. в журнале «Большевик»; в 1933 г. отдельной брошюрой с предисловием Н.К. Крупской). Но поскольку Институт Маркса-Энгельса-Ленина при ЦК ВКП (б) легитимизировал воспоминания выдающейся революционерки, впоследствии эта цитата неизменно включалась в различные сборники, хрестоматии и антологии, объединяющие высказывания Маркса-Энгельса-Ленина о культуре и искусстве, уже как безусловно принадлежащая Владимиру Ильичу.
Воспоминания Цеткин появились очень вовремя. Начиналась новая эпоха. Гражданская война закончилась. Рабочие и крестьяне отстояли свое право на новую жизнь. Страна приступила к восстановлению народного хозяйства и строительству первого в мире социалистического государства. Дело это было тяжелым, сложным и кроме физических сил требовало от участников большой веры в светлое будущее, энтузиазма, иногда вплоть до полной самоотверженности.
Партия всегда рассматривала искусство как мощное средство агитации и пропаганды коммунистической идеологии, как средство мобилизации народа для реализации планов по преобразованию страны. Поэтому примерно с середины 1920-х гг. партийное руководство культурными процессами начинает ужесточаться. 18 июня 1925 года была принята резолюция ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы». Партия напоминала, что классовая борьба продолжается и литераторы не могут оставаться вне этой борьбы, поскольку «в классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства». И коммунистическая критика, «не отступая ни на йоту от пролетарской идеологии, вскрывая объективный классовый смысл различных литературных произведений», должна беспощадно бороться против контрреволюционных проявлений в литературе, в то же время проявляя «величайший такт, осторожность, терпимость по отношению ко всем тем литературным прослойкам, которые могут пойти с пролетариатом и пойдут с ним». А писатели должны постоянно работать, чтобы создать художественную литературу, рассчитанную «на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского», потому что только тогда советская литература и ее будущий пролетарский авангард смогут выполнить свою культурно-историческую миссию.
Конец художественному плюрализму первого послереволюционного десятилетия был положен Постановлением ЦК ВКП(б) от 10 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций», в котором отмечалось, что за период 1925–1932 годов в стране произошел «большой количественный и качественный рост литературы и искусства», и к настоящему моменту «успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов…». В связи с чем «рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАМП и др.) стали тормозить серьезный размах художественного творчества» и перестали соответствовать текущим задачам политики партии. Поэтому партия считает целесообразным на данном историческом этапе распустить существующие литературно-художественные организации и создать единый Союз писателей СССР, поддерживающих платформу Советской власти, с «коммунистической фракцией в нем» . А еще через два года первый съезд советских писателей провозгласил новый художественный метод социалистический реализм как основной творческий метод советской литературы:
«Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. Причем правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма».
Очень скоро метод соцреализма был перенесен на другие виды искусства: кино, театр, изобразительное искусство, архитектуру, даже музыку. А для общего руководства творческой жизнью в 1936 г. был организован Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК. Так на официальном уровне был задан курс, которого советское искусство придерживалось следующие 70 лет.
Книги, отобранные для этого обзора, и рассказывают о «молодых кадрах пролетарского искусства», тех самых, которые «выдвинулись» уже в советское время. Такая своеобразная выставка достижений советского культурного строительства. Изданы обе они к знаменательной дате в октябре 1938 г. вся страна с большим подъемом отметила 20-летие ВЛКСМ.
«Молодежь дала уже целое поколение поэтов, воспитанных комсомолом, выдвинула талантливых актеров и музыкантов, вырастила прекрасных режиссеров, архитекторов, композиторов, скульпторов и художников… Особенность этого советского племени художников заключается в том, что оно окончательно опрокинуло все ложные нормы чистого искусства, вдохнуло в наше искусство полнокровную жизнь социалистической действительности бодрую, радостную, счастливую жизнь».
Молодые мастера советского искусства, не знающие обычного для капиталистического мира «унизительного рабства у антрепренеров и импрессарио», а также «позорной зависимости от буржуазной прессы», творят свободно. Кто мог помочь молодым дарованиям до революции? Только случай. Сколько талантов погибло, не дождавшись этого счастливого случая, не получив признания своего таланта. Советская молодежь живет и творит в других условиях. Ей не знакома профессиональная замкнутость и западный индивидуализм. Она связана самыми прочными узами с коллективом и «с первых самостоятельных шагов окружена исключительным вниманием и заботой партии и всей нашей общественности».
В начале книги, как и положено в юбилейном издании, поздравления и напутствия старшего поколения работников искусства, которые хоть и «шли к постижению профессии разными путями» , но, «переступив октябрьский рубеж, со всей страстностью отдались честному служению социалистической родине» . Список велик, кого тут только нет: Станиславский и Немирович-Данченко; корифеи Малого театра А. Яблочкина и М. Блюменталь-Тамарина; балерина Е. Гельцер и певица А. Нежданова; композиторы Р. Глиэр и А. Гольденвейзер; знаменитый скрипач, педагог, основатель первой в СССР специальной музыкальной школы А. Столярский; художники А. Герасимов (автор самых тиражируемых портретов вождя народов), И. Бродский (автор канонических портретов Ленина, включая «Выступление Ленина на Путиловском заводе» и знаменитую картину «Ленин в Смольном» ), И. Грабарь; архитектор Б. Иофан; кинорежиссеры В. Пудовкин и С. Эйзенштейн, и многие другие.
Затем идет основной раздел «Молодежь в советском искусстве» с обзорными статьями разных авторов, посвященными различным видам искусства. Например, молодым представителям музыкального искусства: композиторам Дзержинскому, Шостаковичу, Хренникову, Хачатуряну. Музыкантам-исполнителям, «чьи победы на международных конкурсах стали прочной и неуклонной традицией» и «даже враги не могут скрыть своего восхищения блестящим мастерством советских скрипачей и пианистов» . Рассказывается и о том, как одно поколение молодых музыкантов воспитывает другое, еще более молодое. Молодые (многим нет и 30 лет), но уже завоевавшие авторитет и признание и имеющие звание «профессоров»: скрипач Давид Ойстрах, пианист Лев Оборин и «талантливейший советский композитор Дмитрий Шостакович» , у которого учится «даровитый ленинградский композитор Свиридов» . И конечно, об «одаренной музыкальной детворе, носящей еще пионерские галстуки» . Тут опять имена, которые впоследствии стали известными на весь мир: виолончелист Даня Шафран, скрипач Леня Коган.
«Некий швейцарский радиослушатель в один из майских вечеров 1937 г. включил свой радиоприемник. Играл превосходный скрипач. Чертовски хорошо, живой Паганини, если бы он не умер 100 лет назад. Его сменил другой чудесный виртуоз, затем третий, четвертый. Радиослушатель был озадачен этой музыкальной олимпиадой незнакомцев. Каково же было его удивление, когда он узнал, что играют советские скрипачи, завоевавшие пять из шести первых премий Брюссельского конкурса. С изумлением слушал он, как католическая брюссельская публика восторженно аплодирует большевистским скрипачам».
Значительная часть обзора посвящена творческой молодежи из союзных республик композиторам, исполнителям и вокалистам. Есть статья, посвященная молодым актерам драматического театра и балета, «который до октября был искусством для немногих» . Дан очень подробный разбор не только достоинств исполнителей, но и новых балетных постановок, поскольку автор этой статьи Ю. Слонимский, известный советский историк театра, большой знаток хореографического искусства.
Отдельная статья посвящена цирку, самому демократичному и любимому народом искусству:
«…И очень стоим мы с пилотами близко
По сходству условий работы,
Мы тоже питомцы отваги и риска,
И тоже страны патриоты.И жизнь наша тоже достойна пера…
Но где в нее вникнувший автор?
Прекрасна она позабытым вчера,
Чарует загадочным завтра…»
Здесь немного сравнительной истории дореволюционного цирка и цирка нового, советского, а также краткие биографии молодых мастеров, выпускников открывшейся в 1926 г. в Москве единственной в мире Мастерской циркового искусства (в 1936 г. была преобразована во Всесоюзную школу циркового искусства). О громадной популярности этого учебного заведения говорит следующий факт: в 1937 г. на 60 мест было подано 1400 заявлений.
«Как забавный курьез вспоминают молодые артисты то время, когда по аналогии со старым, на школу циркового искусства смотрели как на сборище неспособных к труду людей. В будущем музее цирка когда-нибудь выставят письма: Имею талант на циркового работника, делаю номера разбивание кирпичей облоп разгрызвание 6 дюймового гвоздя на две три части. Прошу не отказать моей просьбы принять учитца на цыркача. Или Примите маво сына учитца. Хочу определить его на цырк потому что никакой пользы от его подомашности не имею, на ум глупенький от рождения ростом аршин два вершка лет ему отроду 18 голова у него очень большая содержать его нечем и некуда пристроить а вам он может пригодится».
Вывод очевиден: «На Западе цирк вырождается, превращается в варьете… только у нас с общим ростом художественной культуры цирк как живое, героическое зрелище, музыкальнейшее из искусств, развиваясь, возрождает лучшие черты классического циркового искусства».
В книге можно найти и большую, очень подробную и прекрасно иллюстрированную статью о молодых художниках и скульпторах: «Художник знает, какое большое место занимает искусство в жизни советского народа. Художники-коммунисты, художники-комсомольцы и лучшая часть беспартийных молодых художников воспитаны большевистской партией и средствами своего искусства борются за социализм». Что такое советский стиль в искусстве «это значит, во-первых, знать жизнь, чтобы уметь ее правдиво изобразить в художественных произведениях, изобразить не схоластически, не мертво, не просто как объективную реальность, а изобразить действительность в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма».
Как отмечает автор статьи Г. Бандалин, любимой темой молодых художников в те годы было изображение страниц недавней истории подвигов молодых героев Гражданской войны и революции. А также физкультурные сюжеты, включая девушек с веслом (в нашей книге представлено фото девушки с веслом авторства Р. Йодко, а не канонической, Шадра, вероятно просто для примера, поскольку оба скульптора в 1938 г. из комсомольского возраста уже вышли). И, конечно, героика социалистического труда: стахановцы и стахановки, передовики колхозной деревни, бригадиры, ударники такие же комсомольцы, как сами молодые художники.
В книге есть и любопытная статья о кино, в которой особое место уделено организации специальной подготовки молодых киноработников. Заканчивается раздел статьей о молодых советских архитекторах:
«Жизненные и творческие пути молодых архитекторов многообразны, как вся наша жизнь… В Советском Союзе сейчас очень много молодых талантливых архитекторов. Наша задача на отдельных примерах, являющихся типичными для нашей молодежи в архитектуре, показать, как в условиях социализма выросла своя архитектурная молодая интеллигенция из слоев рабочих и крестьян. Пусть поэтому не обижаются многочисленные представители нашей талантливой архитектурной молодежи, если они по условиям размера статьи оказались неосвещенными».
Поэтому автор статьи А. Изаксон, тоже молодой архитектор, отобрал для подробного рассказа несколько проектов: строительство Дворца Советов в Москве (осуществлен не был); проектирование и строительство канала Москва-Волга и московского метро. Молодые архитекторы и коллективы национальных советских республик тоже не забыты.
В последний раздел книги включены «простые биографии» отдельных представителей молодой советской творческой интеллигенции, которые «сами по себе убеждают лучше любых доказательств», что только в СССР молодежи предоставлены все возможности: «работа, учеба, отдых, развлечение и красивая, счастливая жизнь».
Книга объемная почти 400 страниц. Конечно, она не лишена характерного для изданий тех лет пафоса, но читать не скучно, поскольку есть много информации не просто малоизвестной, но и порой неожиданной: много живых подробностей, воспоминаний наставников о старых временах, и творческой молодежи о годах учебы и первых профессиональных успехах.
Вторая книга:
Следующая книга несколько отличается от предыдущей, поскольку «советская кинематография моложе остальных искусств, так могуче и пышно расцветших в нашей стране» . Дореволюционный кинематограф не оставил после себя ни МХАТа, ни Малого театра, ни другого позитивного опыта. Поэтому молодые кадры советского кино «взращивались вновь и в процессе роста сами создавали творческие традиции» .
Предваряет рассказ о кинематографе и молодых советских кинематографистах статья «Молодежь страны социализма», посвященная безграничным возможностям, которые открыла перед молодыми людьми революция:
«Даже вкратце нельзя перечислить всего того, что завоевано и построено нашими отцами и поколением ленинско-сталинской молодежи, что записано на золотых скрижалях Сталинской Конституции. Эти завоевания отражает объектив киноаппарата, фиксирующий жизнь советской молодежи в документальных кадрах кинохроники и в художественных фильмах. Выполняя указания товарища Сталина, молодежь дерзает, смело шагая в новые области самого важного (Ленин) и самого массового из искусств кино (Сталин), всеобъемлюще и просто рассказывающего человечеству правду о жизни и героической борьбе за социализм народов Советского Союза».
Здесь коротко перечислены заслуги молодых комсомольцев-кинематографистов (не только режиссеров и актеров, но и сценаристов, операторов и звукооператоров). Какие имена! Режиссеры И. Хейфиц, А. Зархи и М. Ромм; молодые кинодраматурги А. Каплер и Е. Помещиков. Молодежные кадры киноактеров: З. Федорова, Т. Макарова, П. Алейников, Б. Чирков, Я. Жеймо и многие другие, «создающие образы людей, живущих пафосом социалистического труда, творящих во имя социализма» . Отдельно упомянуты кинодокументалисты: М. Трояновский, А. Шафран, Р. Кармен и другие, молодые, но уже известные не только в СССР, но и за рубежом.
«Ни одна страна в мире не может поспорить с нашей родиной по числу талантов. Нигде нет таких молодых по возрасту и по опыту кинематографистов, как в нашей стране. Резервы наши поистине грандиозны; этими резервами надо по-большевистски руководить, постоянно помня о великом ленинском завете молодежи: учиться, учиться и учиться».
Следующая статья посвящена образу героя нового советского кино, «нужного и рожденного народной борьбой за счастье человечества» , в отличие от образов «лишних людей», созданных западно-европейской и русской литературой XIX века, «показавших творческое бессилие буржуазии и пристрастие к бесплодным размышлениям в условиях полного безделья» (Онегин, Печорин, Чацкий, Чайльд-Гарольд и пр.). Далее подробный анализ последних советских фильмов, где главными героями выступают молодые люди, не всегда комсомольцы, но активные строители нового общества, знающие о «лишних людях» только из литературы. Статья интересная, что не удивительно, поскольку автор И. Вайсфельд, в 1938 г. молодой киновед, а впоследствии профессор ВГИКа; преподавал на режиссерском и сценарном факультетах, его учениками были В. Мережко, А. Бородянский, В. Черных и многие другие не менее известные кинематографисты.
Статья И. Трауберга посвящена молодым мастерам кинорежиссуры. С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, Г. Козинцев, Л. Тауберг, Ф. Эрмлер, Э. Шенгелая, А. Довженко «первая линия бойцов советского кино». За ними следует второе, уже комсомольское поколение: братья Васильевы, А. Зархи, И. Хейфец, М. Ромм, С. Герасимов. Рассказывается о том, как каждый из них попал в кино, дается самый подробный разбор фильмов, снятых каждым из них. Как в экспериментальных студиях, «часто срываясь, подпадая порой под влияние формализма и модных за рубежом антиреалистических направлений» , они искали новые пути для нового советского искусства, но «партия и правительство, выпестовавшие молодое киноискусство и его мастеров, помогли преодолевать ошибки, указали путь к подлинно народному, идейно насыщенному реалистическому искусству» .
Р. Кацман в статье «Передовые журналисты экрана» рассказывает о молодых мастерах кинорепортажа и их роли в освещении самых грандиозных событий в экономике, науке, культуре, на международной арене «жизнь страны богата событиями» . Тут и герои первых пятилеток: комсомол в борьбе за уголь, комсомол инициатор дирижаблестроения, комсомол на стройке метрополитена, съезды, конференции, конгрессы КИМ. И фильмы о жизни советских детей пионеров и школьников («смене смена идет» ); спортивные соревнования, народные праздники и многое другое, «сила хроники в наглядности и подлинности» . Часть статьи посвящена операторам советской хроники Р. Кармену и Б. Макасееву, снимавших события в Испании с самых первых дней фашистского мятежа:
«И если Москва каждое утро развертывала газеты, чтобы прочесть сообщения М. Кольцова, Эренбурга, Кармена, то эта же Москва вечером заполняла кинотеатры, чтобы посмотреть новый выпуск испанских съемок, своими глазами увидеть борющуюся Испанию…».
Дальше статья О. Леонидова о молодых советских кинодраматургах. Первый А. Каплер, автор сценария фильма «Ленин в Октябре» (реж. М. Ромм): «Один из первых советских драматургов, который сумел средствами художественного творчества воссоздать для поколений образ Ленина и грандиозную картину предоктябрьских и октябрьских дней 1917 года». Второй молодой сценарист, отмеченный в статье (самый молодой, недавний выпускник ВГИКа) Е. Помещиков, автор сценария фильма «Богатая невеста» (реж. И. Пырьев), «который взялся за крайне трудную задачу создать комедию на современном колхозном материале» . И это ему удалось, поскольку, в отличие от предшественников, он заимствовал сюжет и основные комедийные ситуации «непосредственно из колхозной действительности, положив в основу своей комедии актуальные, бытовые проблемы, характерные только для колхоза» пример успешного применения метода соцреализма. А на подходе еще один фильм по сценарию Помещикова «Полюшко-поле». Сегодня мы знаем, что тут речь идет о фильме «Трактористы», также снятом И. Пырьевым. Фильм имел колоссальный успех, актеры (Крючков, Ладынина, Алейников, Б. Андреев) сразу стали кумирами миллионов. А песни братьев Покрасс на стихи Б. Ласкина «Три танкиста, три веселых друга…» про «экипаж машины боевой» и «Броня крепка и танки наши быстры…» пела вся страна.
Последняя статья сборника о новом поколении советских кинооператоров, «поскольку именно работа оператора определяет изобразительную трактовку кинопроизведения, раскрытие его идейного замысла, творческого воплощения этого замысла драматургом, режиссером и актерами».
Книга прекрасно оформлена. Много иллюстраций: фотографии, киноплакаты, кадры из фильмов, фотомонтажи.
*****
«Комсомол и молодежь завоевывают искусство… Литература и искусство заняли прочное место в общей системе коммунистического воспитания подрастающего поколения. И в той будущей борьбе за создание новых, замечательных произведений социалистического искусства, которую поведет наша страна, Ленинский комсомол как верный, непоколебимый помощник партии, являясь подлинным вождем всей советской художественной молодежи, сыграет огромную роль. Нет никакого сомнения в том, что комсомольское поколение в искусстве в ближайшие годы покажет невиданный взлет и еще не раз удивит мир своими сверкающими талантами».