Как-то незаметно наступил август. Последний летний обзор мы посвящаем организации отдыха школьников в пионерских лагерях. Кого-то на лето отправляли в деревню к бабушке, кто-то ехал на дачу, но большинство советских детей от 7 до 16 лет проводили каникулы в пионерлагерях. Все отобранные книги оригинальные (изданы в 1935–1940 гг.), все из новых поступлений.
«…Когда я был маленький, я тоже отдыхал в пионерских лагерях. Нам тогда приходилось туго: спали в самодельных шалашах, готовили пищу на костре, сами таскали воду, сами стирали…Очень были неустроены в бытовом отношении», — так вспоминал о своем пионерском детстве тов. Дынин из замечательного кинофильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Так оно и было.
Самые первые детские лагеря появились в СССР даже раньше пионерской организации. Городских детей при малейшей возможности старались вывезти на каникулы в сельскую местность, на свежий воздух — «Солнце, воздух и вода множат силы для труда!» Как правило ехали школьным пионеротрядом, с вожатым и парой членов педколлектива в качестве сопровождения. Главное место в летней работе было отведено решению задач коммунистического воспитания: днём пионеры помогали колхозникам на полях, вечером вели культурно-просветительную работу и помогали местным комсомольским ячейкам организовывать пионерские отряды на селе. К сожалению, общественно-политическая работа и приобретение пионерами навыков «коллективной трудовой жизни в условиях самостоятельности активности» шла с бóльшим успехом, чем процесс оздоровления. Худосочные городские дети с трудом выдерживали нагрузку. И условия жизни были самые спартанские: «...На место шли пешком, несли на себе все пожитки. Пришли, сколотили топчаны, столы. Кухня была под открытым небом. Готовили пищу сами. Помогали крестьянам в поле днем, а вечером отчитывались о проделанной работе», — это уже из реальных воспоминаний пионерки 20-х из Каменск-Уральска. Какое уж тут оздоровление.
И вот в 1924 году замнаркома здравоохранения З.П. Соловьев выдвинул принципиально иную концепцию летнего отдыха:
Коммунистическое воспитание осталось на своем месте, но второй равной по значимости задачей стало «оздоровление юной смены строителей первого в мире государства рабочих и крестьян». Учитывая экономические реалии, самыми доступными (и бесплатными) средствами оздоровления оставались солнце, свежий воздух и вода (река, а ещё лучше — море, но это по возможности). Первая книга как раз об этом. В ней содержатся рекомендации для организаторов летнего отдыха и вожатых относительно «умелого пользования естественными факторами природы» для достижения нужных результатов оздоровления.«Вся жизнь в лагере, общественная работа и трудовые процессы должны быть построены так, чтобы способствовать оздоровлению детей».
«Солнечные лучи активируют жизненные процессы в организме человека, усиливают обмен веществ, ускоряют заживление ран. Имеются также основания считать, что солнечные лучи оказывают благотворное влияние на кровь человека — увеличивается количество красных кровяных шариков и количество красящего вещества крови — гемоглобина… Но как всякое сильно действующее средство, солнце может быть полезно только в том случае, если применять его в определенной, строго рассчитанной дозировке, постепенно приучая организм к его действию».
Из других рекомендаций: загорать лучше всего летом, «когда солнце стоит высоко и лучи его падают наиболее отвесно»; на открытом воздухе, поскольку, как известно, ультрафиолетовые лучи стекло не пропускает; на песчаной или широкой водной поверхности (желательно на песчаном пляже на берегу моря или широкого пруда). Но там, где пляжа нет, можно устроить солярий — насыпать песчаную площадку на территории лагеря (как это сделать лучшим образом, тоже написано). Чтобы польза была максимальной, принимать солнечные ванны следует «полностью обнажившись» . И обязательно под присмотром врача. В крайнем случае «хорошо подготовленной медицинской сестры» , и только в дальнейшем можно поручить наблюдение за принятием солнечных процедур вожатому, добросовестно изучившему эти рекомендации. Во время лежания на солнце голова и глаза должны быть прикрыты непременно белой панамкой, а в пасмурные дни солнечные ванны могут быть заменены воздушными:
«При наличии сырости, даже при достаточно высокой температуре воздуха, лежание в обнаженном виде отменяется. Воздушная ванна может быть заменена обычной деятельностью, причем ребята должны быть одеты только в трусы, без рубашек» .
Что касается купанья, то начинать его следует с 2-х минут при температуре воды не ниже +18 градусов, постепенно увеличивая время пребывания в воде до 10 минут. И на этом всё, дольше находиться в воде уже вредно. Если реки, а тем более моря рядом нет, их следует заменить душем (рекомендации по правильному устройству душа тоже даны). Вот такие основы ЗОЖ.
О том, как был организован летний отдых, в подробностях рассказывается в брошюре «Памятка пионера-лагерника».
В нашей Электробиблиотеке есть еще одна памятка — «Памятка пионера, отъезжающего в лагерь» (Ярославль: Кировский РК ВЛКСМ, 1937. 16 с.). Такие памятки раздавались всем пионерам, собирающимся в летний лагерь. Там в подробностях излагалось, как следует подготовиться к выезду в лагерь и как будет организована жизнь в конкретном лагере. Что интересно, на протяжении всех советских лет содержание памятки оставалось примерно таким же. Менялись детали в зависимости от экономического положения страны и, соответственно, уровня благосостояния граждан.
«Страна наша растет и богатеет. Вместе с ростом и улучшением материального положения трудящихся изо дня в день растет забота нашей партии Ленина-Сталина, нашего государства о подрастающем поколении… Счастливое детство создала наша страна ребятам, вот почему так весел и радостен будет отдых ребят летом».
Несмотря на то, что обе памятки были изданы уже после того, как «жить стало лучше, жить стало веселее», материальная сторона лагерной жизни оставляла желать. Наряду с личными вещами (трусы, носки, панама, гребенка, мыло, мочалка, зубная щетка, порошок и другие мелочи — бумага, блокноты, конверты), следовало взять с собой постельные принадлежности: простыни — 2 шт.; наволочки — 2 шт.; подушку, покрывало белое на кровать и мешок для сенника (это матрац, который набивали сеном). Примечание: простыни, наволочки, матрасик, одеяло, подушка и полотенце в лагеря санаторного типа не берутся.
А кроме того, всем пионерам предлагалось непременно взять с собой любимую игру, музыкальный инструмент, радиоприемник, фотоаппарат, материалы для рукоделий и вышиваний, рыболовные принадлежности, книги и журналы (если у кого-то была оформлена подписка на газету и журнал, рекомендовалось на время каникул перевести ее на адрес лагеря). Все вещи следовало уложить в «вещевой мешок или в простой, к которому приделаны плечевые ремни или в чемодан/корзинку, привязав к ним маленькую фанерку с именем и фамилией».
Дальше шли правила поведения в лагере, которые требовалось выучить и неукоснительно им следовать:
«Точно соблюдай установленный в лагере распорядок дня. Без этого невозможна правильная работа лагеря, невозможен хороший отдых и укрепление здоровья пионеров в лагере».
Что касается режима дня, то подъем везде был в 7 утра, отбой в 10 вечера. Посередине утренняя зарядка, уборка постелей, линейка с подъемом и спуском флага, четырехразовое питание (с тех самых лет в СССР главным критерием летнего отдыха стала среднедушевая прибавка в весе; детей взвешивали в начале и в конце смены и привесом отчитывались перед вышестоящими инстанциями) и непременно «тихий час» (не хочешь — не спи, но другим не мешай).
Общественно-полезная нагрузка была ограничена. На отрядную и звеньевую работу отводилось не более часа в день; на «работу среди деревенской детворы, в колхозном пионеротряде, трудовые процессы самообслуживания, сбор лечебных трав и борьбу с вредителями (сельскохозяйственными)» — не более двух часов. Отдельное внимание уделялось «привитию ребятам навыков личной и общественной гигиены» , чтобы потом «перенести навыки знания по личной гигиене в колхозы, в село, домой и в школу».
— «Мы проведем в лагере веселый костюмированный карнавал! Придумай и подбери интересный костюм для участия»;
— «Интересную военную игру» (военно-спортивный блок был в программе каждого пионерлагеря: сдача норм БГТО и на значок «Юный ворошиловский стрелок» — прим. ред.);
— «Когда к нам приедут родители, мы организуем ПРАЗДНИК ВСТРЕЧУ С РОДИТЕЛЯМИ и покажем на этом празднике все наши лагерные достижения».
И многое другое, включая шахматно-шашечный турнир, спартакиаду, художественную олимпиаду, массовый выход в лес за ягодами «для общего сладкого пирога». И, конечно, походы и экскурсии, которые тоже являются «прекрасным средством укрепления здоровья при условии, что ты тщательно соблюдаешь установленные правила» (стр. 12–13).
«Самая главная задача лагеря — организация отдыха пионеров и укрепление их здоровья… Будем правильно отдыхать в лагере — будем на отлично учиться в школе».
Это про летний отдых городских детей. А как проводили каникулы сельские пионеры, которые и так круглый год находились на свежем воздухе? Следующая книга про них.
Необходимое отступление. «Легкая кавалерия» была образована в конце 1927 г. в соответствии со специальным письмом ЦК ВКП(б) и ЦК ВЛКСМ. Это были молодежные группы помощи Рабоче-крестьянской инспекции, «своего рода летучий неофициальный контроль», способный застать «врага» на месте преступления. Они ходили по магазинам, учреждениям, базарам, лавкам и пр., но не в качестве казенных контролеров, а как обычные граждане — общественные ревизоры под прикрытием. Полученные материалы (выявленные злоупотребления, нерадивость ответственных товарищей и прочие нарушения), передавались затем в соответствующие органы. Были созданы и детские группы «легкой кавалерии». На селе они занимались проверкой готовности и ходом ремонта сельскохозяйственных машин, охраной скота и посевов от птиц и вредителей (сельскохозяйственных). Пик активности юных сельских кавалеристов пришелся как раз на 1932–1935 гг., когда пионеры вместе с комсомольцами активно включились в работу по защите социалистической собственности после принятия Постановления ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности»:
«Он подползает к колхозным посевам, подрезает спелые колоски. То там, то здесь остается плешина — на ровном пшеничном поле вместо тучных желтеющих колосьев сиротливо торчат голые стебли. Здесь был враг».
Вернемся к книге. По большому счету, колхозные пионерлагеря не слишком отличались от пионерлагерей, в которых проводили каникулы городские дети. Тот же режим дня, только подъем и, соответственно, отбой на полчаса раньше. Общественно-полезный труд же заключался в охране урожая.
«Знайте, что кулак, лодырь, симулянт, рвач, вор — пронырливы… Проявите юношескую и революционную бдительность и умейте распознать кулака, симулянта, рвача и лодыря, кем бы они не прикидывались. Разоблачайте беспощадно всякого, кто попытается протянуть руку к колхозному хлебу. Предупреждайте объезчиков, когда и где кулак и вор могут нанести вред колхозному имуществу».
Работа по охране урожая была регламентирована в соответствии с рекомендациями Наркомздрава — не больше трех с половиной часов в день с перерывами для отдыха. Дежурство велось по сменам. В часы перерыва на наблюдательных вышках оставляли по несколько человек дежурных, освобожденных от охраны урожая в утренние и послеобеденные часы. В остальное время было отдано оздоровительным процедурам, занятиям в кружках по интересам (фото, моделирования, физкультурный, рыболовства и др.). Проводились спортивные игры: футбол, волейбол, городки. Пионеры участвовали в художественной самодеятельности, сдавали нормы БГТО, вели беседы у вечернего костра и пр. Все, как у всех, плюс охрана урожая.
«Помните, что колхозы проявляют невиданную заботу о вас, вы отдыхаете в условиях, о которых раньше до революции крестьянские дети и не мечтали. Ударной работой по охране урожая и борьбе с потерями оправдайте высокое доверие партии и комсомола, оправдайте заботу колхоза о вас — пионерах и колхозных ребятах».
Кстати, то самое постановление от 7 августа 1932 г. любое колхозное и кооперативное имущество приравняло к государственному, и к расхитителям применялась высшая мера социальной защиты — расстрел с конфискацией (при наличии смягчающих обстоятельств — 10 лет с конфискацией). И ещё, чтобы не сложилось впечатления, что по пионерским доносам людей расстреливали и отправляли в лагеря, хотя такие случаи тоже были. По большому счету, участие детей в данной кампании было в большей мере частью коммунистического воспитания (вот я еще пионер, а уже как взрослый участвую в общем деле, помогаю решению задач, которые ставит партия и правительство). Эксперимент с пионерской «легкой кавалерией» дальнейшего развития не получил. Власть решила, что для пионеров важнее борьба за знания, и в последствии не привлекала детей к участию в подобных хозяйственно-политических кампаниях.
Очень трогательная книга, написанная пионерами дома №1 по Большому Трёхгорному переулку в Москве. Краткий отчет о реализации их собственного пилотного проекта по устройству пионерлагеря по месту жительства. Ведь не все имели возможность летом отправиться за город или на море, а хотелось многим. В целом, от режима дня до проведения досуга — всё как в настоящем лагере, только пионеры никуда не уезжали, по-прежнему жили со своими родителями и спали в своих кроватях.
«Все собрались на совет:
Речки нет и леса нет.
Что нам делать, как нам быть,
Как нам в лагере пожить.
И решили во дворе
Будет лагерь детворе».
Даже отряд «летучей кавалерии» у этих пионеров был. Они обходили квартиры своего дома с проверкой санитарного состояния кухонь, а также с целью выявления «радиозайцев» (так называли граждан, подключавших свой аппарат к радиосети нелегально, без уплаты соответствующих абонентских взносов за право пользования радиоточкой), а также злостных неплательщиков квартплаты. И нормы на значок «Юный ворошиловский стрелок» сдавали, и песни пели, и кружки по интересам организовывали, и физкультурой занимались. Авторы хотели, чтобы их опыт переняли все пионеры Трёхгорки, и не только. И в целом, так и случилось. Городские пионерлагеря тоже заняли своё место в системе летнего отдыха советских детей. Только впоследствии организовывались они на базе школ и других внешкольных учреждений (дворцов и домов пионеров и школьников, станций юных техников, детско-юношеских спортивных школ, клубов и пр.).
Последняя книга рассказывает о главном пионерлагере СССР — «Артеке». Визуализация государственной заботы о детях (очень много фотографий, рисунков, таблиц и схем).
Типичное для тех лет парадное издание. Посвящена 15-летию лагеря (открытие состоялось 16 июня 1925 г.). Тираж 3000 экземпляров, один был лично презентован Сталину, который, кстати, так ни разу в «Артеке» и не побывал.
«Шел 1924 год. В тихий осенний вечер у подножия горы Аю-Даг гулял приехавший из Москвы старый большевик Зиновий Петрович Соловьев. Он отдыхал, любовался природой, но мысли его были далеко... Зиновий Петрович был поставлен партией одним из руководителей народного здравоохранения. Теперь, когда партия и правительство получили возможность более широко проявлять заботу о детях, он всецело был поглощен мыслью о них... Его заботил вопрос в возможно короткий срок поправить здоровье пролетарских детей».
Соловьев мечтал создать образцово-показательный санаторный лагерь для пионеров с тем, чтобы впоследствии открыть дорогу в Крым всем советским детям. «Крым — пионерам», — писал он. Первоначально «Артек» создавался как лагерь-санаторий для детей, страдающих туберкулёзной интоксикацией. Руководил процессом сам Соловьёв, по совместительству — председатель Российского общества Красного Креста, который и выделил средства на лагерь, но не слишком много («очень бережливо»). Поэтому первые артековцы жили в четырех брезентовых палатках, «убранство их хотя и состояло из простых деревянных, обтянутых парусиной кроватей, деревянных табуретов и грубых прикроватных столиков, однако все содержалось в большом порядке. Самая лучшая палатка была отведена под изолятор, который стоял от лагеря на приличном расстоянии. Для столовой использовалось место под тентом, где было расставлено шесть обеденных столов и скамейки. И хотя столы были грубо сколочены из теса, их покрывали белоснежными скатертями, а у каждого пионера была салфетка и кольцо для салфетки». Ни электричества, ни водопровода не было. Персонал состоял из 21 сотрудника — в том числе, пятерых комсомольцев-вожатых, водовоза, двух уборщиц и двух подавальщиц.
«Около Гурзуфа открыт лагерь-санаторий. Сейчас там живут 70 московских пионеров и 10 крымских. Пробудут они 3 месяца. Следующая партия будет набрана в Ленинграде, Ивано-Вознесенске и деревнях Самарской губернии. За лето через этот лагерь пройдет 320 человек».
К 5-летию «Артека» в лагере уже были возведены новые современные корпуса, отвечающих всем требованиям организации детского отдыха. А в год 15-летия в лагере побывало 5150 пионеров.
Книга очень подробная. Тут и про почетного артековца В.М. Молотова, который был куратором лагеря: «…Весть о приезде товарища Молотова быстролетной птицей облетела весь лагерь… Из всех палат, как горох, высыпают пионеры. Да, действительно приехал. Выходит из машины, приветственно размахивая кепи». И лагерь с 1938 г. был им. Молотова, до конца сталинской эпохи, потом, как московское метро и многое другое, стал им. Ленина.
А сначала «Артек» носил имя Соловьева, что было справедливее. Но в 1928 г. Соловьев умер, потом лагерь перестал быть санаторием, хотя память об основателе сохраняли и хранят до сих пор, есть и музей, и памятник).
Отдельная глава об истории создания. И, конечно, о пионерах, об их жизни в самом лучшем из пионерлагерей в мире: с момента приезда до дня отъезда (охрана здоровья, политико-воспитательная работа, военно-спортивная подготовка, экскурсии, художественная самодеятельность и многое другое). Рассказы об отдыхе разбавлены краткими справочными вставками о Крыме: история (из революционного прошлого), география, климат. Одна из глав посвящена почетным посетителям, старым большевикам, героям Гражданской войны и героям труда, зарубежным гостям.
Отдельная глава посвящена пионерам-орденоносцам, «проявившим образцы исключительной сознательности в охране социалистической собственности, в борьбе с классово враждебными элементами» , которых ЦК комсомола особым решением послал в «Артек» (целых 200 человек). Это как раз иллюстрация к нашей книжке о «лёгкой кавалерии». Примеры из жизни, которых в «Памятке» нет. Вот как раз про Азово-Черноморский край.
Вася Шмат, 13-летний пионер, организовал в своей станице бригаду «дозорников» урожая. Вместе с колхозниками ребята построили на своем участке вышку и целые дни проводили в поле. По очереди поднимались на вышку и начинали дежурство. Издали казалось, что в поле никого нет. Но дозорный зорко следил за участком. Остальные ребята в это время играли в замаскированном шалаше в домино, шашки, читали, гуляли по лугу (в соответствии с рекомендованным распорядком). «Вот на вышку поднялся Вася. Он лег на живот и было уже заскучал, как вдруг заметил, что в самом дальнем углу участка, около леса, пшеница подозрительно шевелится. Быстро спустился Вася вниз. Вся бригада бесшумно помчалась к подозрительному месту». Бдительные пионеры изловили мальчишку, который сидел в пшенице и стриг колосья, «тучные зрелые колосья сыпались в мешок». Допрос ничего не дал, тогда находчивый Вася отпустил нарушителя (нарочно!), а сам с товарищами проследил за ним и выяснил, куда именно мальчик тащил пшеницу. Через полчаса к домику, где скрылся нарушитель, подъехали работники политотдела МТС и накрыли всю группу — кулаков и подкулачников, вместе с ворованной пшеницей (около двадцати мешков настриженных колосьев). За лето Вася с товарищами задержали еще троих «парикмахеров».
Заканчивается книга разделом, в котором размещены результаты литературного и художественного творчества артековцев. В общем, в толстой книге всегда можно найти что-то интересное для себя, если захотеть. А эта еще и с картинками. Один недостаток — 260 страниц и никакой нумерации. Оглавления тоже нет.
«О детстве счастливом, что дали нам,
Веселая песня звени!
Спасибо великому Сталину
За наши чудесные дни!»
***
«Здесь зрители аплодируют, аплодируют... Кончили аплодировать!»
(«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»)