Электронная библиотекаМолодежь России

«Как повяжешь галстук, береги его…»: юные пионеры 100 лет назад

Решение о повсеместном создании пионерских отрядов было принято 19 мая 1922 г. на второй Всероссийской конференции РКСМ. С тех пор этот день считается днем рождения пионерской организации. Осенью это же года V Съезд комсомола принял решение об объединении всех существующих пионерских отрядов в единую детскую коммунистическую организацию. Вначале она называлась «Юные пионеры имени Спартака». В 1924 г., после смерти вождя мирового пролетариата, экстренный Пленум ЦК РКСМ принял постановление «О переименовании детских коммунистических групп имени Спартака в детские коммунистические группы имени товарища Ленина».

Свое окончательное название — «Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина» — самая массовая детская коммунистическая организация СССР получила в марте 1926 г. Главной целью ее было воспитание человека нового типа, стойкого борца-коммуниста за победу пролетариата, за строительство коммунистического общества, преданного делу партии и советскому государству.

«Взрослому человеку, выросшему в капиталистическом строе, очень трудно отказаться от старых навыков, от старых привычек, от старых отношений. А наши пионеры — ребята, у которых ещё складываются, ещё не выработаны окончательно новые отношения к общественным явлениям. Вот почему пионердвижение имеет такое совершенно исключительное значение».

Н.К. Крупская

Пионерская организация просуществовала 69 лет, и уместить её историю (даже кратко) в одном обзоре невозможно. Мы отобрали издания первого десятилетия, которые наверняка никогда не видели даже те, кто успел побыть пионером в СССР.

Первое издание — справочно-обзорное.

Гессен В.Ю. Комсомол и юные пионеры. очерк истории комс. и пион. движения в СССР
Гессен В.Ю. Комсомол и юные пионеры: очерк истории комс. и пион. движения в СССР / В.Ю. Гессен. — Москва-Ленинград : Гос. изд-во, 1926. — 160 с.

Читать

В каталоге

Примерно половину занимает история комсомола, но и про пионеров информации достаточно (начало на с. 100).

«Пионерское движение имеет огромное значение: оно захватывает детей в том возрасте, когда еще только складывается человек, развивает общественные интересы ребят, помогает выработке у них общественных навыков, выработке общественного сознания. Подготовить из детей выдержанных коммунистов и есть содержание коммунистического воспитания. Как комсомол является резервуаром для партии, так пионеры подготавливают новую смену для комсомола и заполняют ряды ушедших в партию».

А для того, чтобы стать достойными комсомольцами, пионеры должны принимать непосредственное участие в борьбе и созидательной работе рабочего класса. Они должны служить проводниками нового быта, коммунистического влияния на семью и пр.

О возрасте пионеров. В то время пионерские отряды принимались дети от 10 до 16 лет. При том, что в комсомол можно было вступать с 14-ти. Это было сделано специально, чтобы в детских организациях формировалось «твердое комсомольское ядро». Поэтому специальным решением VI съезда РКСМ возраст пионеров был повышен. Что касается социального состава, то в пионеры (в отличие от партии и комсомола) допускались не только дети трудового народа. Поскольку «в условиях существования Рабоче-Крестьянской республики организация детского движения преследует более широкие задачи… Организацией детей мы имеем возможность заняться перевоспитанием, переработкой всех элементов населения. В большинстве случаев дети не так заражены идеологией буржуазии, поэтому и ребенок нэпмана, выходец из чужой среды, может быть принят в пионеры». Хотя слишком широко открывать им двери тоже не рекомендовалось.

Про пионерскую атрибутику. У пионеров были свои особые значки, форма, салют, специальные приветствия. На пионерском значке были изображены красное знамя, серп с молотом, костёр с пятью бревнами и надпись «Будь готов!». Расшифровка: красное знамя напоминает о крови, которая была и ещё будет пролита за победу пролетариата; серп и молот напоминают о том, что детские организации являются частью союза рабочих и крестьян; три языка пламени — что деткомдвижение есть младшая ветвь III Коммунистического Интернационала. Пять бревен — пять частей света, дети которых объединены одним общим деткомдвижением, а само пламя напоминает об обязанности разжечь мировой пожар, в котором погибнут эксплуататорские классы. Ну, с «Будь готов» и так ясно. Право носить значок получал только тот пионер, который не только пробыл в отряде полтора-два месяца, но и доказал за это время, что он пионер не на словах, а на деле. Значок вручался в торжественной обстановке, после произнесения клятвы («Я, юный пионер….»). Галстук цветом напоминает о грядущих боях, а три угла обозначают пионеров, комсомол и партию («Смена смене идет»).

Вплоть до 1940-х годов сохранялся ритуал, о котором вожатые предупреждали при вступлении в отряд: за красный галстук нужно правильно отвечать. Если кто-то прикоснется к твоему галстуку, ты должен сказать: «Не трожь рабоче-крестьянскую кровь!». Были и другие варианты: «Не трожь рабоче-крестьянской крови, она и так пролита!» или «Не тронь рабоче-крестьянскую кровь, она и так горяча: столько-то лет без Ильича!»

Другие главы посвящены различным направлениям деятельности пионеров тех лет: «Пионеры — проводники нового быта», «Пионеры и беспризорные дети», «Пионеры в школе», «Пионеры в колхозе» и, конечно, «Общественно-политическая деятельность юных пионеров».

Законы и обычаи юных пионеров
Законы и обычаи юных пионеров : Что должен всегда знать, помнить и делать каждый юный пионер. — Б.м : Б.изд., 192-?. — 15 с.

Читать

В каталоге

У пионерской организации был устав, который определял ее задачи, структуру, условия приема, права и обязанности ее членов, текст торжественного обещания, которое давал кандидат в пионеры. Тексты законов, обычаев и пионерской клятвы периодически изменялись в зависимости от ситуации в стране и задач, которые партия ставила перед пионерами (при этом смысл не менялся никогда). В нашей брошюре представлены законы и обычаи в редакции 1925 г.

«Законы являются путеводной звездой на пути к конечной цели юных пионеров — к коммунистическому обществу. Обычаи — это те перила, на которые в своем пути опирается пионер; ими он руководствуется во всех случаях жизни, как своей, так и своих товарищей. Поэтому важно, прежде, чем сказать — «я пионер», хорошо знать, а главное выполнять законы и обычаи юных пионеров».

Законы и обычаи — это своеобразный пионерский кодекс, который указывает, что надо и что не надо делать пионеру. Н.К. Крупская отмечала, что

«самое важное, психологически имеющее колоссальное значение для подростка, это то, что вслед за провозглашением известного идеала следуют вполне определенные конкретные правила поведения, вытекающие из данного идеала. В этом связывании идеала и практического поведения — громадная сила».

В брошюре простыми словами на наглядных примерах дано подробное разъяснение сущности пионерских законов. Такая настольная книга участника деткомдвижения.

Главный закон — «Пионер верен делу рабочего класса и заветам Ильича». Что это значит? А вот что: пионер должен знать, как живут и борются против богачей-капиталистов рабочие во всем мире; помогать угнетенным и ненавидеть богачей. Но это не значит, что «встретив на улице буржуя, пионер должен ударить его по носу или подставить ножку». Настоящий пионер оглянется вокруг и непременно придумает, как делом помочь старшим товарищам в борьбе за коммунистическое общество: устроить субботник; принять участие в кампании по укреплению воздушного флота или друзей радио (распространять листовки, книги, значки); в день Красной армии пойти в казармы — для поднятия духа красноармейцев. И вообще оказывать любую необходимую посильную помощь, чтобы скорее построить Советскую Республику. И главное — учиться, как всю жизнь учился Ильич и завещал молодому поколению. Второй закон — «Пионер — младший брат и помощник комсомольцу и коммунисту». Отражен в девизе «Смена смене идет». Все трое — коммунист, комсомолец и пионер — борцы за мировую революцию. Каждый по-своему пионер, поскольку «пионер — это человек, который идёт впереди других и прокладывает дорогу идущим за ним. Коммунистическая партия — авангард рабочего класса, тоже является „пионером“. Она идёт впереди всего угнетенного трудящегося человечества и выводит его на новый путь, путь к коммунистическому обществу».

Третий закон про пролетарский интернационализм — пионер товарищ рабоче-крестьянским детям всего мира.

Четвертый у всех на слуху, только мы не знали, что это закон: «Пионер — всем ребятам пример».

И последний — «Пионер стремится к знанию. Знание и умение — сила в борьбе за рабочее дело», хотя про это уже было в первом законе (возможно, это сделано специально, для лучшего усвоения важных моментов). «Ничего не может быть смешнее, чем пионер, который не умеет читать и писать», — пионер должен выполнять завет Ильича — «учиться, учиться и учиться», но при этом не держать знания при себе, а делиться ими с товарищами. И помнить, что учиться нужно не только в школе. Пионер «настойчиво, без наскоков, постепенно увеличивает свой багаж знаний, наблюдая и изучая всю окружающую его жизнь».

И самое главное:

«Общие интересы — дело рабочего класса — выше личных интересов пионера. Об этом говорит и салют пионеров, когда пионер поднимает руку выше своей головы».

В начале 30-х это привело к появлению таких пионеров-героев, как Павлик Морозов, бескомпромиссно исполнивших свой гражданский долг. Подробно касаться этой истории не станем, поскольку широко известна она стала уже в идеологической обработке. С любой точки зрения этот эпизод нашей отечественной истории, безусловно, один из трагических.

Теперь про обычаи. Они касаются культуры пионерского быта. Пионер должен внимательно относиться к своему здоровью, поскольку «здоровье ему нужно не для красоты, а для трудовой жизни». Пионер дорожит своим и чужим временем и делает свое дело быстро и аккуратно; не болтает лишних слов, а больше слушает; не держит руки в карманах — иначе не будешь «всегда готов». Он трудолюбив и настойчив, умеет работать в коллективе и находит выход из любой ситуации. При этом не «якает», не говорит «я сделал», а «мы сделали». Бережет общественное имущество. У него нет слова «мое», а есть «наше». В школе не ломает парт, не пишет на стенах и останавливает других, которые так поступают. Внимательно относится к книге — источнику знаний: обертывает в бумагу, не мнет страниц, не пишет на ней и в полном порядке возвращает в библиотеку, и всегда помогает взрослым товарищам охранять народное имущество.

Последний обычай очень важный. Пионер не ругается, не курит и не пьет. «Ругань — рабское наследие», пионер не ругается сам и стыдит тех, кто это делает. Пионер — враг курения: «Нет ничего смешнее мальчишки ростом в аршин и с папироской в зубах. Его можно назвать просто обезьяной, так как он подражает взрослым». И, конечно, пионеры не пьют, поскольку алкоголь сокращает жизнь еще больше, чем курение.

«Каждый день пионер должен проверять себя, что я сделал для общего дела вчера, что я должен сделать сегодня? В любую минуту, когда бы и где бы то ни было пионер должен ответить на призыв: „К борьбе за рабочее дело будь готов!“, бодрым и смелым — „Всегда готов!“».

Считается, что первый пионерский отряд появился ещё до знаменательной майской конференции РКСМ.

В феврале 1922 года 19-летний комсомолец Михаил Стремяков (бывший скаут-мастер), организовал отряд «юных пионеров» при школе фабрично-заводского ученичества имени Н.А. Борщевского на Красной Пресне.

«5 февраля 1922 года на бюро МК РКСМ был поставлен вопрос об организации в некоторых рабочих районах Москвы первых детских коммунистических групп. 10 февраля я получил мандат от МК на организацию первой группы при школе фабрично-заводского ученичества при типографии. 13 февраля состоялся первый сбор в пустующем зале литографского цеха…».

Из воспоминаний М. Стремякова

А в апреле 1923 г. Стремяков при той же типографии начал выпускать один из первых пионерских журналов — «Барабан». Первый номер вышел 6 апреля 1923 года (выходил два раза в месяц, с 1923 по 1926 гг.). Вот он:

Барабан. Журнал юных пионеров — №1 (апрель)
Барабан : Журнал юных пионеров. — Москва : Орган Московского и Краснопресненского бюро юных пионеров, №1 (апрель),1923. — 38 с.

Читать

В каталоге

Первые пионерские отряды формировались при комсомольских ячейках заводов, фабрик и учреждений. Число их росло, а общей и доступной площадки для коммуникации не было. Поэтому «Барабан» с самого начала задумывался как издание, необходимое не только для обмена опытом, но и для «смычки».

«Руководителем и спутником нашей жизни является наш любимый журнал „Барабан“. „Барабан“ организует наш шаг, ровный и рассчитанный, он организует нас всех, на его громкий бой бегут наши запоздалые товарищи».

В то же время это был журнал «самих юных пионеров». Там печаталось множество материалов, присланных пикорами (особенно в первых номерах). Кроме того, в журнале постоянно действовала «широкая редколлегия», на заседания которой приглашались пионеры (читатели и пикоры), которые высказывали свое мнение о вышедших номерах и участвовали в создании новых.

«Все новости пионерской жизни, детдвижение у нас и за границей, страницы пионер-практики, пионер-творчества, хроника, международное обозрение, стихи, рассказы, отдел физкультуры, смех и пр. в журнале „Барабан“».

Первый номер открывается программной статьей самого М. Стремякова под говорящим названием — «Юные пионеры — грядущая смена уставших бойцов». Дальше всего понемногу: наказы старших товарищей; статья, посвященная подготовке к «Неделе беспризорного и больного ребенка». Было такое всесоюзное мероприятие, как раз весной 1923 г. (с 30 апреля по 6 мая). По предложению Дзержинского. Цель — сбор средств на ликвидацию беспризорности:

«Небольшие, почти незаметные отчисления и пожертвования пяти человек способны спасти жизнь одному ребенку. Отчисления и пожертвования 50 человек дают возможность открыть и содержать детский дом на 15–20 детей».

Но время было тяжелое, поэтому деньги собирались и другими способами: где-то была установлена наценка на билеты в театры, кино и прочие зрелищные мероприятия; где-то продавались специально выпущенные к случаю марки и открытки. Пионеры тоже принимали участие (организовывали шествия, устраивали запись детей на пожертвования, организовывали клубную и производственную работу для беспризорников).

Есть в журнале и другие интересные материалы, отдаленно напоминающие статьи из скаутских книжек (как подготовиться к летним каникулам на природе, игры, физкультурные упражнения). В рубрике «Уголок старшего пионера» статья «Готовьтесь к весне» пионервожатого, тоже бывшего скаут-мастера Валериана Зорина. И много всякого другого интересного, как пионерам, так и вожатым.

Правда, просуществовал «Барабан» не долго и позже был слит с журналом «Пионер», который на долгие годы стал главным пионерским журналом СССР.

А бывший редактор «Барабана» М. Стремяков в 1925 г. стал первым редактором «Пионерской правды» — главной пионерской газеты. Первый номер вышел 6 марта 1925 г.

Пионерская правда. №1. Орган Московского комитета РЛКСМ
Пионерская правда: N1 : Орган Московского комитета РЛКСМ. — Москва, 1925. — 4 с.

Читать

В каталоге

Долгие годы газета помогала пионерской организации и школе в коммунистическом воспитании подрастающего поколения, «одновременно прививая детям идеалы дружбы, товарищества, взаимопомощи, любви к Родине, добра и справедливости». В «Пионерской правде» печатались Крупская, М. Ульянова, Горький, Маяковский, Гайдар, Маршак, Кассиль и другие политические деятели, писатели, поэты. И сами пионеры, конечно, тоже. Газета организовывала и проводила всесоюзные и международные конкурсы, выставки, спортивные игры. Но это было потом.

На первой странице первого номера горячие приветы от старших товарищей: от Бухарина до наркома Семашко, включая председателя ЦБ Юных пионеров при ЦК РЛКС и сестру Ленина М. Ульянову, которая также принимала участие в организации новой газеты. Дальше про семилетие Красной Армии, и поздравление работницам к 8 марта («В международный женский день — работницы ближе к пионерам!»), и пионерские новости из советских республик. Третья страница отдана пикорам. Тут понемногу обо всём, такая пионерская мозаика. Например, пионеры дер. Медынь организовали форпосты против курения; в колонии «Искра» Воскресенского уезда младших пионеров не допускают в учком; на станции Березная Донецкой губернии Общий школьный исполнительный комитет отстранил от процесса обучения учителей, и «теперь в нашей школе учителя только смотрят за работой и отвечают на задаваемые учениками вопросы. Все же остальное делают сами ученики». И совсем уж запредельное сообщение из села Блажеевка Бердянского округа Киевской губернии: у них скончалась ученица трудовой школы 12 лет. Перед смертью девочка просила родителей похоронить ее без священника, «как Ленина». Родители-селяне, хоть и верующие, выполнили ее последнюю просьбу, и школа организовала гражданские похороны, в которых участвовало много селян и все учащиеся школы во главе с учителями.

Есть и стих «Мишка-газетчик» про воспитательное значение «Пионерской правды»:

Мишке всего лишь двенадцать лет
(Будет тринадцать в мае).
Вот он шныряет с пачкой газет
На остановке трамвая,
Впрочем, однажды… Мишка не знал,
Как и случилось это, —
Он заголовок большой увидал
«Пионерская правда» — газета.
Мишка прищурил глаза слегка,
Где-то присел в уголочке…
И пошли глаза гулять по строкам,
Глотая газетные строчки.

Дальше о том, как он сидел просветленный, переваривал полученную информацию и в результате решил бросить курить и стать пионером. Финал:

Будет Мишук боевой пионер,
Не будет он больше шкетом.
Вот вам, ребята, яркий пример,
Для чего нужна газета.

На последней, четвертой странице, немного художественной прозы и рецензия на кинофильм «Как Петунька ездил к Ильичу».

В заключение несколько слов о первом пионервожатом М.П. Стремякове. Он был талантливым журналистом. После «Пионерской правды» руководил информбюро уже «Комсомольской правды», затем работал в «Гудке» и в журнале «Дружные ребята» (специальный журнал «для крестьянских пионеров и детей»). Но в феврале 1935 г. был арестован и сослан в Воркуту. В 1941 вернулся. Прошел Великую Отечественную, потом снова был выслан, теперь на Урал. Умер в 1950 г., в 1960-м реабилитирован. Как вспоминали друзья, до последних дней любил встречаться с пионерами, рассказывать им о первых пионерских отрядах. Газета «Пионерская правда» почти всегда была при нем.

И еще один журнал — «Вожатый». Общественно-политический, методический журнал ЦК ВЛКСМ и центрального совета Всесоюзной пионерской организации. Первый номер вышел в июне 1924 г. А первым главным редактором стал пионервожатый Валериан Зорин, автор заметки «Готовьтесь к весне» из первого номера журнала «Барабан».

Вожатый. Двухнедельный руководящий орган Центрального Бюро коммунистических детских групп юных пионеров им. В.И. Ленина при ЦК РКСМ — №1
Вожатый: Москва: Двухнедельный руководящий орган Центрального Бюро коммунистических детских групп юных пионеров им. В.И. Ленина при ЦК РКСМ, №1 (июнь),1924. — 36 с.

Читать

В каталоге

«Вожатый» — журнал для взрослых руководителей, поэтому легкость и занимательность в изложении материалов, начиная с редакционной статьи, отсутствует: «Детское движение — это будущее революционной педагогики. „Вожатый“ — это будущее революционных педагогических журналов». Но судя по тому, что журнал издавался даже после 1991 г. (правда не долго), а в советское время был награжден орденом Трудового Красного знамени, с задачами своими справлялся успешно. В помощь пионервожатым журнал систематически помещал методические указания по организации работы, печатал практические материалы по политическому воспитанию, краеведческой работе, трудовому и физическому воспитанию, развитию детского творчества и самодеятельности. Из разделов первого номера: «Детское движение и Соцвос», «Жизнь пролетарского ребенка», «Международное детдвижение», «Опыт и методика», «Детдвижение в СССР» и др. В конце обзор литературы (для вожатых и пионерского актива).

Судьба первого редактора журнала «Вожатый» В.А. Зорина сложилась иначе, чем у первого редактора «Барабана». Он стал известным советским дипломатом. В 1960–1962 гг., как раз во время Карибского кризиса, был нашим постоянным представителем при ООН и участвовал в урегулировании конфликта).

Перестройка пионерской организации по школьному принципу (класс — отряд, школа — пионерская дружина), знакомая тем, кто успел побыть пионером, началась в 1929 г. и закончилась к концу 1930-х.

22 августа 1935 г. было принято постановление Бюро ЦК ВЛКСМ «О пионерских организациях в школе и перевыборах пионерского актива», в соответствии с которым с момента начала учёбы в школе требовалось укомплектовывать пионерские отряды так, чтобы каждый отряд объединял пионеров — учащихся в параллельных и смежных классах, в количестве не более 50 человек, а все пионерские отряды в школе объединить в единую пионерскую организацию данной школы.

Мы непременно ещё вернемся к пионерам и их истории. Поводы будут, особенно после того, как школьница из Севастополя на заседании АНО «Россия — страна возможностей» предложила создать движение, которое объединит детей всей нашей страны. А 19 мая 2022 года, в день столетия образования Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина, группа депутатов и сенаторов уже внесла в Госдуму законопроект «О российском движении детей и молодежи „Большая перемена“». Среди целей и задач нового «общественно-государственного общероссийского движения» названы содействие развитию государственной политики в интересах детей, участие в их воспитании, создание возможностей для их всестороннего развития, подготовка детей и молодежи к полноценной жизни в обществе, «включая формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, традиций народов РФ, достижений российской и мировой культуры, а также развитие у них общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству». Вступать в «Большую перемену» можно будет с шести лет, а совершеннолетние участники смогут остаться в рядах движения, перейдя в статус наставников, которыми «не вправе быть иностранные агенты и аффилированные с ними лица». Высшим руководящим органом будет съезд, наблюдательным — наблюдательный совет (во главе с президентом РФ), а текущей работой займутся координационный совет и правление. При этом все заинтересованные стороны высказались, что возрождать пионерию никто не собирается, но пионерский опыт непременно будет учтен.

«…Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется…».