Электронная библиотекаМолодежь России

Отменивший бога. Чарлз Дарвин в СССР

С самых первых дней советская власть уделяла большое внимание антирелигиозной пропаганде, как среди детей, так и среди взрослых. В период гражданской войны расклад был понятен: «Смерть генералам, банкирам, попам!» Служители религии почти всегда были на стороне «белых», следовательно, такими же классовыми врагами. Немногочисленная атеистическая литература того периода в основном была посвящена разъяснениям необходимости отделения церкви от государства.

Когда гражданская война уже заканчивалась и реальной угрозы для советской власти не представляла, начался новый этап антирелигиозной борьбы. Кампания становилась массовой. В 1922 г. начала издаваться газета «Безбожник», очень популярная в народе. Уже через два года энтузиасты (корреспонденты и читатели) объединились в общественную организацию — Общество друзей газеты «Безбожник» (ОДГБ). А еще через год на первом съезде ОДГБ было образовано всесоюзное антирелигиозное общество, получившее название «Союз безбожников» (позже был переименован в «Союз воинствующих безбожников»; просуществовал до 1947 г., потом научно-атеистической пропагандой стало заниматься, в числе прочего, общество «Знание»). В том же году появился ежемесячный научно-методический журнал «Антирелигиозник», который стал главным органом Центрального Совета Союза безбожников СССР.

Постепенно менялись содержание и методика антирелигиозной работы: после шествий и демонстраций с сжиганием чучел попов (а где-то и с купанием священнослужителей в колодцах, снятием куполов с еще незакрытых церквей и устройства тому подобных «шутих»), которые «приводили к возбуждению религиозных чувств верующих и способствовали развитию религиозного фанатизма и недоверчивого отношения к антирелигиозной пропаганде», было принято решение «сделать доступными самым широким массам естественно-исторические знания», заинтересовать «совсем еще не развитые массы сознательным отношением к религиозным вопросам и сознательной критикой религии».

«В понятие народного просвещения должно быть неукоснительно введено стремление выбросить из народной головы религиозный хлам и заменить его светом науки».

Нарком просвещения А.В. Луначарский

Как раз на этом этапе на передний план антирелигиозной пропаганды вышел основоположник эволюционного учения, английский натуралист и путешественник Чарлз Роберт Дарвин (1809–1882). Как можно заметить, Октябрьской революции 1917 года Дарвин не поддержал, причина такого внимания в другом. Все основоположники марксизма высоко оценили его труд. Сам Карл Маркс впервые прочел «Происхождение видов с помощью естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь» вскоре после выхода книги и затем не раз к ней возвращался. «Книга Дарвина очень важна; она служит основой моей идеи естественного отбора в классовой борьбе на протяжении истории», — писал он своему соратнику Ф. Энгельсу. Ленин приравнивал заслуги Дарвина в биологии к заслугам Маркса в общественных науках. В целом, в СССР отношение к Дарвину и его теории эволюции можно выразить словами Ф. Энгельса: «Подобно тому как Дарвин открыл закон развития органической природы, так Маркс открыл закон развития человеческой истории».

Первая книга:

Дохман-Гармиза Т., Чарльз Дарвин в клубах РКСМ
Дохман-Гармиза Т. Чарльз Дарвин в клубах РКСМ / Т. Дохман-Гармиза ; предисл. Политпросвета ЦК РКСМ. — М. : Красная Новь, 1923. — 63 с.

Читать

В каталоге

Первая книга издана политпросветом ЦК РКСМ в серии «В помощь клубной работе».

«„Хороший, старый господин, только вот жаль: не может найти себе путного занятия. Посудите сами — по нескольку минут стоит, уставившись на какой-нибудь цветок. Ну стал бы это делать человек, у которого есть какое-нибудь серьезное занятие“, — отзывался о Дарвине человек, живший с ним бок о бок. Образ этого „странного“ человека мы и хотим воскресить перед молодежью, чтобы натолкнуть ее на целый ряд вопросов: об эволюции видов, естественном отборе, происхождении человека».

В начале помещен биографический очерк (компиляция из автобиографии в переводе К.А. Тимирязева и его же статей, посвященных Дарвину и его учению). Следующий раздел посвящен непосредственно содержанию эволюционного учения. Изложено в доступной форме и достаточно сжато, чтобы ни лектор в процессе подготовки, ни аудитория не успели заскучать. Есть иллюстрации. Дальше главная часть — «Почему Дарвин великий революционер».

«„Расчеты с прошлым покончены“, — так говорили по поводу теории Дарвина. — „Это был взрыв, так долго подготовлявшийся и так внезапно нагрянувший, так неслышно подведенный и так смертельно разящий… Да, революция всегда заканчивает расчеты с прошлым и всегда смертельно разит все старое и все непокорно сопротивляющееся“».

Как же встретили эту революцию ученые и общество? Прогрессивная часть общества — с воодушевлением. Духовенство объявило труд Дарвина еретическим: «так всегда бывает, когда люди науки своими открытиями подрывают устои религии». Далее рассказывается о том, как идеи Дарвина распространялись по миру. Книга «Происхождение видов с помощью естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь» (1859) была переведена на многие языки и выдержала рекордное по тем временам число переизданий. Конечно, основное внимание уделено тому, как «Происхождение видов» было принято в России (о кознях противников и энтузиазме сторонников, включая будущего профессора Тимирязева, который назвал Россию второй родиной дарвинизма). И, конечно, о Марксе, знаменитая история про то, как он прислал Дарвину первый том «Капитала», а последний ответил ему:

«Благодарю вас за оказанную мне честь, выразившуюся в присылке мне вашего великого труда „Капитал“. От всего сердца желал бы, чтобы более основательное понимание глубоких и важных вопросов общественной экономии делало бы меня более достойным этого подарка. Хотя области наших исследований так далеки одна от другой, я все же убежден, что мы оба одинаково стремимся распространять знания, и это знание, в конце концов, послужит на благо человечества».

А спустя семь лет, когда Маркс обратился к нему с просьбой просмотреть корректуры 12-й и 13-й глав английского издания «Капитала», где он ссылается на дарвиновское «Происхождение видов», отзываясь об этой книге как о «сделавшей эпоху работе», Дарвин отказался от этой чести:

«Я предпочел бы, чтобы отдел или том вашего сочинения не был посвящен мне (хотя я благодарю вас за честь, которую вы хотели мне оказать), потому что это в известной степени означало бы, что я одобряю все сочинение, о котором я близко ничего не знаю. Будучи решительным сторонником свободы мысли во всех вопросах, я все-таки думаю (правильно или неправильно — все равно), что прямые доводы против христианства едва ли произведут какое-либо впечатление на публику и что наибольшую пользу свободе мысли приносит постепенное просвещение умов, наступающее в результате прогресса науки».

Этот ответ свидетельствует о том, что по натуре Дарвин революционером не был: боялся борьбы, жил в деревенской тиши, не высказывался прямо о своем неверии в бога. Но несмотря на это «был охвачен великой революционной идеей, и как великий ученый, сам того не замечая, произвел великую революцию мысли и осветил наукой истину, которой боялись, и тем сделал ее неотразимой».

Далее приведены методические указания по организации вечера Дарвина в комсомольском клубе: как распределить работу, украсить клуб, «чтобы каждый, кто вошел, проникся серьезностью и торжественностью вечера», — например, достать или нарисовать портрет Дарвина и под ним написать: «Мне кажется, я исполнил свой долг, посвятив всю жизнь упорному служению науке», чтобы «наряду с актером и лектором говорили и стены». Цитаты для лозунгов, а также идеи для подготовки выставки можно найти в приложении. И много других, не менее занимательных придумок: лекция, беседа, художественное чтение произведений «в которых было бы выявлено, как отразились идеи эволюции в быте: школе, семье и т.п.». Если вечер не слишком затянется, можно организовать суд над Дарвиным (примерный текст также дан в приложении). Закончить вечер хорошо коллективной декламацией лозунга №4: «Идея развития есть ключ к пониманию природы».

Конечно, такая форма антирелигиозной и одновременно научно-популярной пропаганды была наиболее эффективной, но недостаточная подготовленность как организаторов, так и аудитории несколько снижала результат подобных мероприятий.

Следующая книга тоже адресована организаторам антирелигиозной работы.

Хрестоматия молодого безбожника. Круг чтения по вопросам безбожного мировоззрения для рядовых пропагандистов, антирелигиозных кружков, изб-читален, клубов и школ
Хрестоматия молодого безбожника : круг чтения по вопросам безбожного мировоззрения для рядовых пропагандистов, антирелигиозных кружков, изб-читален, клубов и школ. — Гомель : Гомельский рабочий, 1926. — 387 с.

Читать

В каталоге

«Многими серьезными недостатками страдает постановка работы по укреплению безбожия в массах. Ведь главная задача заключается не столько в агитации, сколько в пропаганде — процессе превращений существующих расплывчатых безбожных настроений в оформленное безбожное сознание… А чтобы она хорошо действовала, следует сделать ее массовой, вложить в руки каждого члена партии, каждого комсомольца, каждого деревенского учителя, клубного работника, избача, каждого передового рабочего и крестьянина».

Основной упор следует делать на естествознание как «лучший способ дискредитации религиозного мировоззрения». Но для того, чтобы разъяснить аудитории, какую роль играет религия в классовом обществе, этого недостаточно. Необходимо изучить религиозные верования в процессе их развития, ознакомиться с мифами, праздниками, обрядами и выяснить их связь с экономическими, производственными отношениями общества: «это вскроет перед массой земные причины религии и объяснит им, почему религия возникла, как она изменялась, почему еще держится и когда окончательно отомрет». Понятно, что антирелигиозная пропаганда затрагивает самые разнообразные вопросы, и чтобы ответить на них, антирелигиознику приходится иметь под рукой целую библиотеку, тратить время и силы для отыскивания нужного материала. Обойти эти сложности и облегчить задачу поможет описываемая хрестоматия — сборник основных материалов «по пропаганде безбожия». В книге двадцать три раздела, каждый содержит ответ на несколько вопросов. При этом, большей частью, каждому вопросу посвящено несколько статей или отрывков (около ста восьмидесяти статей, принадлежащих более чем семидесяти авторам, «причем большинство — марксисты»). В начале идет последовательное естественно-научное объяснение явлений природы и марксистское объяснение общественных явлений, а затем статьи, в которых излагается история религиозных верований и вместе с тем вскрывается историческая роль религии в классовой борьбе. Непонятные слова и термины объяснены в тексте и примечаниях; есть краткий «объяснительный» словарь и два указателя: именной и предметный. Конечно, эта хрестоматия годится не только для «молодых» безбожников: рабочие и крестьяне, «уже давно порвавшие с религией, найдут в ней немало полезных научных сведений, расширяющих и углубляющих их безбожное мировоззрение». Информация про Дарвина приведена на с. 260 («Учение Дарвина о происхождении различных организмов. Дарвинизм»). Но и другие статьи не менее интересные: «Молебен или трактор», «Как самому творить чудеса», «Должны ли священные книги умилять», «Что говорит наука о смерти», «Почему наука ценнее религии», «Кто был первым безбожником», «Как следует подходить к вопросу о существовании Христа» и т.д. (смотрите оглавление и выбирайте). Последний раздел посвящен «Религии в художественной литературе».

Это были книги для взрослой аудитории, а вот Дарвин для детей.

Пионер. Двухнедельный иллюстрированный детский журнал
Пионер : двухнедельный иллюстрированный детский журнал. — М. : Молодая гвардия : Орган ЦБ детской коммунистической организации им. В.И. Ленина при ЦК ВЛКСМ, 1929. — №3 (февраль). — 27 с.

Читать

В каталоге

В данном случае перед нами февральский номер, ко дню рождения Дарвина. Биографический очерк написан, судя по всему, непрофессиональным автором, поскольку кроме массы фактических несоответствий (включая дату смерти), литературный стиль тоже оставляет желать лучшего.

— Я отверг христианскую религию на сороковом году моей жизни, — сказал Дарвин одному ученому
— Почему так поздно? — спросил тот.
— Потому что раньше у меня не хватало времени об этом думать.
— Почему же все-таки отвергли? — допытывался ученый.
— Нет фактических доказательств, — просто ответил великий исследователь тайн природы.

Это при том, что в журнале «Пионер» печатались в основном хорошие авторы — и журналисты, и писатели. Любопытное совпадение: на следующей странице журнала, в рубрике «О хороших книгах», рассказывается о трех изданиях, посвященных князю П. Кропоткину, революционеру-анархисту, ученому и оппоненту Дарвина.

Следующая книга — скорее, даже не книга, а документ, артефакт.

Отчет Антирелигиозного университета им. И.И. Степанова-Скворцова за 1930–1931 уч. год
Отчет Антирелигиозного университета им. И.И. Степанова-Скворцова за 1930–1931 учебный год. — Л. : ЛОСПС, 1931. — 104 с.

Читать

В каталоге

В 1930–1931 году в СССР была создана система антирелигиозных рабочих университетов. Первый начал работу в Москве в конце 1928 г. В 1929/1930 учебном году действовало 35 университетов, в 1931-м — уже 84. Ленинградский рабочий антирелигиозный университет имени И.И. Скворцова-Степанова открыл свои двери в октябре 1929 г. (финансировался Ленинградским областным советом профсоюзов). У университета было четыре отделения в разных районах города. От других высших учебных заведений он отличался тем, что здесь, помимо истории, теории религии и атеизма, практики атеистического воспитания, большое место в учебном плане занимали общеобразовательные предметы: русский язык, физика, химия, мироведение, история классовой борьбы. Университет был рассчитан на широкие слои населения, а абсолютное большинство слушателей имело низшее образование (ФЗУ, семилетка).

Для поступления нужно было сдать напечатанный под копирку отчет, с вклеенными фотографиями, заполненной от руки анкетой и тестом для поступающих (для примера) — такое испытание проходили все абитуриенты для определения уровня базовых знаний. На основании результатов теста слушатели распределялись по группам — тест был нужен лишь для этого, поскольку не зависимо от результата принимали в университет всех желающих. В 1930/1931 учебном году на четыре отделения было принято 600 человек, на 1 июня 1931 г. продолжили учёбу чуть больше половины. Причины разные: чрезмерная занятость на основном месте работы, необходимость оплачивать расходы на трамвай, чтобы добраться до университета… Но основная причина — слабая базовая подготовка слушателей. Еще есть информация об экскурсиях и проведении антирождественской кампании. Про Дарвина тут ничего нет, но в данном случае это и не важно.

Зато следующая книга только о нём.

Валескалн П. Учение Дарвина и марксизм-ленинизм (к 50-летию со дня смерти Дарвина)
Учение Дарвина и марксизм-ленинизм (к 50-летию со дня смерти Дарвина): [cб. ст.] ; под ред. П.И. Валескалн. — М. : Партийное изд-во, 1932. — 69 с.

Читать

В каталоге

«Полвека отделяет нас от Дарвина, однако в известной мере можно сказать, что Дарвин и его учение не только не отдаляются от нас, но становятся все ближе к нам. В сотнях тысячах экземплярах на разных языках выходят новые и новые издания „Происхождения видов“, „Происхождения человека“. Если при жизни Дарвина знали тысячи, то ныне его и его в основном материалистическую теорию знают и хотят знать миллионы… Без Дарвина трудно представить современную биологию».

Практика подготовки научных юбилеев была частью идеологической работы. Проводились такие юбилеи по решению высших партийно-государственных органов с целью представить СССР как центр передовой науки. Если это был юбилей зарубежного ученого, как в нашем случае, то все усилия направлялись на доказательство того, что именно в нашей стране его открытия получили наибольшее признание и развитие. Юбилеи Дарвина были в этом смысле наиболее показательными, поскольку его учение (вместе с марксизмом-ленинизмом) было признано естественнонаучной основой государственной идеологии,«нацеленной на построение социализма и искоренение религии». Дарвиновские юбилеи отмечались регулярно с 1932 по 1959 гг. Предлагаемая нами книга посвящена первому юбилею — 50-летию со дня смерти (в соответствии с установленной Сталиным традицией отмечать не дни рождения выдающихся деятелей, а даты смерти). В сборник включены статьи из центральных газет, а также стенограммы докладов Н.И. Бухарина, Н.Н. Вавилова и Б.М. Завадовского на торжественном заседании Комакадемии, Академии наук СССР и Академии сельскохозяйственных наук им. Ленина. Биографическая справка взята из Большой советской энциклопедии. В первом юбилейном сборнике среди авторов еще есть Вавилов и пока нет лидера «мичуринской агробиологии» и одного из главных представителей «советского творческого дарвинизма» Т.Д. Лысенко. В сборник включены статьи об использовании дарвинизма в «борьбе против религии и поповщины», статьи Вавилова и Бухарина, посвященные развитию эволюционной теории, защищающие генетику, и, конечно, статьи, содержащие критику социального дарвинизма. Самая интересная из них — статья С.Г. Левита «Дарвинизм, расовый шовинизм, социал-фашизм» (с. 107).

«Когда натуралисты превращаются в социологов, они забывают о главных силах, действующих в мире, а помнят лишь одну: соперничество за жизнь, борьбу за существование. Они кастрируют свою науку ради прославления капиталистического общества».

Поль Лафарг

Уже в течение первого десятилетия после выхода «Происхождения видов» дарвинизм как биологическая теория трансформировался в социальный дарвинизм (социал-дарвинизм) — социологическую теорию, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, изложенные Дарвиным, распространяются на отношения в человеческом обществе. Достаточно быстро новое учение радикализировалось и превратилось «из оправдания социального неравенства» в утверждение господства одних рас над другими и попытки искусственного выведения «элиты».

«Сущность этой теории до гениальности проста: существуют в мире „высшие“ и „низшие“ по своим природным биологическим (и психическим) свойствам расы. Критерием биологической ценности расы является степень развития ее экономики, техники и культуры. Иначе говоря, понятие „низшая“ в экономически-культурном и биологическом смысле совпадает. „Высшая раса“ заняла господствующее положение благодаря естественному отбору и выживанию наиболее приспособленных. А положение „низших народов“ получает таким образом биологическое обоснование. А так как „низшие“ расы ещё и в нравственном отношении крайне низки (поскольку нравственные качества также объясняются свойствами наследственной субстанции человека), то отсюда и оправдание всех действий, которые „цивилизованные народы“ вынуждены предпринимать в отношении „безнравственных варваров“».

И тут совершенно неважно, кто эти «низшие»: негры в Соединенных штатах, туземные народы в колониальных странах, евреи в нацистской Германии — далее везде. В статье Левита приводятся выдержки из речи декана лондонской церкви св. Павла Уильяма Инге, переданной в 1930 г. по радио: «Будучи диктатором, я бы принял меры к немедленному разоружению России. В противном случае цивилизация Европы и Азии может быть разрушена новыми сериями татарских нашествий». Далее Инге предлагает объединить все нации в лигу по образцу Соединенных штатов Америки, произвести всеобщее разоружение и оставить только лиге право пользоваться вооруженной силой для поддержания порядка.

Справедливости ради следует отметить, что многие биологи и историки заявляли, что принцип социал-дарвинизма — это натуралистическая ошибка, так как теория естественного отбора предназначена для описания биологических явлений, а в данном случае биология подменяется идеологией, и человеческая история сводится к борьбе рас за мировое господство.

После окончания Второй мировой войны мировое сообщество осудило политические курсы, основанные на идеях социал-дарвинизма как направленные против человечности. Но разве дело в названии. Эта идеология продолжает существовать. И не только в осуждаемых и запрещенных в большинстве стран расистских и экстремистских организациях, но и в геополитике.

В заключение хотелось бы вспомнить нашего соотечественника князя Петра Алексеевича Кропоткина, который был не только революционером, создателем идеологии анархо-коммунизма, но и ученым — географом, геологом, эволюционистом. Он не согласился с Дарвиным и создал собственную теорию эволюции. Книга, в которой максимально полно изложены его взгляды на предмет, называется «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса». Кропоткин утверждал, что в живой природе и в человеческом обществе кооперация и взаимопомощь являются более естественным явлением, чем конкуренция в борьбе за выживание. Понимание сути этой взаимопомощи может пролить свет на сотрудничество людей и даже спасти человечество от самоуничтожения:

«Во всех сценах животной жизни, проходивших перед моими глазами, я видел взаимную помощь и взаимную поддержку, доведенные до таких размеров, что невольно приходилось задуматься над громадным значением, которое они должны были иметь для поддержания существования каждого вида, его сохранения в экономии природы и его будущего развития».

Взаимная помощь — такой же закон природы. И основанные на ней этические и нравственные инстинкты и чувства наравне, а может быть, и в большей степени, чем межвидовая борьба, способствуют эволюции и прогрессу вида. Насилие и военные действия в естественных условиях сводятся к строго необходимым и только в случае угрозы для выживания рода. Соответственно, в природе, стремящейся к максимальной гармонии, не могут быть естественными борьба, война и бессмысленное насилие. Кропоткин призывал «вспомнить» о своем происхождении, освободить инстинкты, заложенные природой, а затем, используя последние научные достижения, основать новое общество — без насилия, подавления личности, в котором нравственность и мораль станут основным организующим фактором:

«В широком распространении принципов взаимной помощи, даже в настоящее время, мы видим наилучшую гарантию того, что эволюция нашей расы будет идти все выше и выше».

Не эволюция соперничества, а эволюция сотрудничества.

Впрочем, как уже было сказано, все теории стоят одна другой. А факты — самая упрямая в мире вещь.