Электронная библиотекаМолодежь России

Убийство комсомольца Каминского и другие эпизоды борьбы за нового советского человека

Одной из первостепенных задач, без решения которой большевики не мыслили построения коммунистического будущего, было создание нового советского человека. Основные надежды в этом отношении возлагались на молодежь, поскольку, как отметил нарком просвещения А. Луначарский, «из маленького ребенка дошкольного возраста можно лепить, школьника-ребенка можно гнуть, юношу ломать, а взрослого только могила исправит».

Главными ценностями были провозглашены коллективизм, коммунистическое мировоззрение и классовое самосознание. А с враждебными влияниями, пережитками старой жизни, которые «незаметными, извилистыми ручейками пытаются просочиться в стройные ряды комсомольской молодежи» и тем самым подточить их сплоченность, следовало беспощадно бороться.

В первое послереволюционное десятилетие книжки, посвященные различным аспектам коммунистического воспитания, писали не профессиональные пропагандисты (которых тогда еще не было), а газетчики, партийные и комсомольские активисты — энтузиасты, для которых победа коммунизма была достижимой целью, а сами они ощущали себя участниками процесса. Потому писали они, в основном, не про руководящую роль партии, а про жизнь молодежи, какая она есть сейчас и какой непременно станет, если правильно ставить цели, не лениться и постоянно работать над собой.

Первая книга.

Бобрышев И. Мелкобуржуазные влияния среди молодежи
Бобрышев, И. Мелкобуржуазные влияния среди молодежи /И.Бобрышев. – Москва-Ленинград : Молодая гвардия,1928. – 137 с.

Читать

В каталоге

«Коммунистическое воспитание молодежи прежде и раньше всего означает борьбу за молодое поколение Советской страны, борьбу рабочего класса, его идеологии, с враждебными классовыми силами… но есть и другой враг, тот, который „сидит под нашими собственными черепами“. Этот враг опасен не только сам по себе, но и тем, что он часто смыкается с внешним врагом — с чуждыми идеологическими влияниями, идущими извне».

Первая глава посвящена антисемитизму, которым в то время были заражены не только комсомольцы, но даже пионеры, и который не всегда получал такой решительный и быстрый отпор, которого заслуживает. Интереснее всего здесь выдержки из писем, присланных в основном в «Комсомольскую правду», и представляющие различные взгляды на проблему. В одних описаны совершенно омерзительные случаи дискриминации, а порой и травли евреев; в других представлена «развернутая программа антисемитов»: «…и Крым евреям отдают (как раз в эти годы рассматривался проект создания еврейской автономии на Крымском полуострове), и вузы со всеми школами евреи хотят забрать, не прочь забрать они себе и весь хлеб; здесь же утверждение, что раз ты еврей, то тебе не следует даже вмешиваться в разговор; здесь же и мысли о расправе. И вся эта программа излагается не невежественными, классово чуждыми людьми, а комсомольцами, студентами рабфаковцами и даже членами партии». Но хуже, когда комсомольские и партийные активисты скрывают свой антисемитизм, демонстрируя внешнюю политкорректность. Один из таких примеров приведен в письме из Днепропетровска:

«Какими глазами может смотреть еврейская девушка-работница на комсомол, когда секретарь ячейки, сидя с ней в саду и думая, что она русская, заявляет ей „по секрету“, что ненавидит жидов? Можно представить, как такой секретарь будет проводить борьбу с антисемитизмом на своем предприятии, а то, что таковой там имеется, доказательством служит сам секретарь».

Такие осторожные, заявляющие, что антисемитизма не существует, по мнению автора, и есть по большей части убежденные антисемиты. И важно им одно — любыми способами натравить трудящихся одной национальности на трудящихся другой: «…но это им не удастся. Пролетариат сумеет различить своих врагов, как бы они не хитрили, как бы не прятали свои искошенные классовой злобой морды». Классовая ненависть к эксплуататорам должна быть очищена от национальной ненависти.

Вторая глава посвящена сектантству и другим религиозным влияниям. Если антисемит в большинстве случаев одиночка, то «враг с крестом и молитвой» хорошо оформлен организационно, и тем особенно опасен.

«Божественный враг многочислен, разнообразен. Здесь и православная церковь; здесь и магометанство; здесь и самые разноликие секты. Несмотря на вражду друг с другом, которая отчасти подрывает их силы, она едины в распространении того „опиума“, о котором у нас знает каждый пионер, но с которым далеко не всякий, осознавший его вред, готов вести организационную борьбу».

Самыми вредным врагом автор считает сектантство, финансируемое из-за границы и имеющее таких «высоких покровителей», как Рокфеллер, Форд, Ллойд Джорж и Кулидж — иностранные агенты образца тех лет. Особое внимание уделено методам религиозной работы. Если организация вечеров с приглашением артистов из Москвы «звучит, как веселый анекдот», то устройство кружков политграмоты и других, а также организация кампаний, по названию дублирующих пролетарские — типа шефства над деревней; создание групп городского актива, организация женотделов и прочее, вызывали серьезную озабоченность. Основную борьбу церковники вели за молодежь — особенно настойчивы были попытки организации молодежных союзов, альтернативных комсомолу, — «христомолы», «бапсомолы», кружки «пророка Даниила», «Союз детей Марии» и др. В этой главе также много фактографического материала — выдержки из статей, опубликованных в газетах, письма комсомольцев. Дальше о борьбе с мещанством. Конечно, рабочая молодежь имела на себе меньше «старой грязи» и вредных привычек, но в то же время, в силу духовной незрелости, легче подпадала под влияние буржуазной культуры. И здесь, как предостерегает автор, нельзя рассчитывать на то, что новый человек сформируется сам, в результате создания новых экономических условий. Быт и отношение к производству — вот главные области, в которых прежде всего должна вестись борьба за нового человека. А индивидуализм, мещанство и обывательщина — одна общая группа враждебных сил. Но следует четко понимать, что такое мещанство.

«Мещанство — модное словечко в комсомоле. „Мещанство“ — сплошь и рядом несется навстречу девушке, попудрившейся и надевшей хорошие ботинки; не дающей „лапать“ себя разудалому „коллективисту“; „мещанство“ — сплошь и рядом несется навстречу парню, повязавшему галстук, опрятно одевшемуся, переставшему фонтаном извергать на окружающих матерную ругань; мещанство приклеивается весьма часто и на многое другое, являющееся не мещанством, а элементарными культурными навыками».

Истинное мещанство — это забота о своих личных интересах, равнодушное отношение к интересам своего класса и прямая измена им. Главное в решении этой проблемы не тотальный отказ от личного, а правильная увязка личного и общественного. В этой главе тоже много случаев из жизни, описанных корреспондентами комсомольской прессы; встречаются и совершенно изумляющие эпизоды, типа истории, рассказанной юнкором Ив. Луговым в «Комсомольской правде» (с. 70), или в подборке этой же газеты «Нравы Растеряевой улицы» (с. 72).

Наконец, глава печальная — о разных видах упадочничества — «бокалах без вина», «ужасе бездорожья» и прочей потере смыслов. Начинается она с упоминания о волне самоубийств среди молодежи, случившихся осенью 1927 г. после ухода из жизни Сергея Есенина. Комсомольское собрание, на котором автор книги выступал с докладом, вынесло резолюцию, осуждающую упадничество и добровольный уход из жизни как решение личных проблем. При этом большинство выступавших в прениях, пусть не совсем открыто, не осуждали самоубийц, хотя и не оправдывали. Между тем «в условиях социалистического строительства лишь немногие чудаки могут определять самоубийство как протест личности против тех социально-экономических и психологических условий, которые ее окружают». Поскольку в этом случае самоубийства можно трактовать как протест против диктатуры пролетариата и социалистического строительства. Самоубийство — капитуляция. Проведенное в этот период среди студентов московских вузов исследование показало, что самоубийцами-есенинцами становились по преимуществу выходцы из деревни и городской мелкой буржуазии. Люди, ушедшие из своей социальной среды к пролетариату, но так и не достигшие цели, «увязшие на беспутье». Второй мотив — не столь выраженный, как есенинщина, но более распространенный в то время среди молодежи — это «безверие в социалистические пути развития, стенания на „серость“ и „будничность существования“». Тут тоже приведено много жизненных ситуаций и писем на тему, но главная мысль одна: «нужно уметь хотеть преодолеть случайно или нарочно устроенные преграды и ямы». Именно такой тип комсомольца надо противопоставить «нытику, при первом же, пусть и тяжелом случае, перестающему верить в свою организацию и готовому полезть в петлю».

В целом, резюмирует И. Бобрышев, пути борьбы с любыми мелкобуржуазными, чуждыми враждебными пролетариату влияниями на молодежь должны проходить через все основные участки работы комсомола, но при этом важно, чтобы к вопросам пролетарского руководства подходили «не на голой бумажной основе выполнения очередного циркуляра, а на основе сохранения в комсомоле гегемонии рабочей молодежи, гегемонии пролетарской идеологии, без чего союз не сумеет крепким пролетарским массивом противостоять мелкобуржуазной стихии».

Следующая книга.

Руднев-Разин И. Убийство комсомольца Каминского
Руднев-Разин, И. Убийство комсомольца Каминского /И. Руднев-Разин. – Москва: Новая Москва, 1925. – 192 с.

Читать

В каталоге

«Весной 1922 года не стало комсомольца Павлушки, сумевшего всей своей жизнью и работой доказать, как должен жить и бороться ленинец-комсомолец. Эта книга не выдумана беллетристом. Ткачи вам расскажут до жути правдивую историю Павлуши Каминского… Нельзя забыть его, одного из первых, поднявшегося до неподдельного героизма в деле борьбы за каждую пядь, за каждую мелочь, за каждую веревочку в советском хозяйстве».

Бестселлер середины 1920-х. Документальная повесть о короткой, но правильной жизни и героической смерти двадцатилетнего комсомольца Каминского. Повесть была опубликована в журнале «Смена» (много писем и откликов); затем вышла отдельной книжкой (несколько тиражей); был написан киносценарий, правда фильм снят не был. Пересказывать эту детективную историю вряд ли стоит, но, если коротко, дело было так. Все случилось в селе Горки-Павловы Ивановской области в 1922 году. Враги советской власти (все классово чуждые) убили комсомольца Каминского, который обнаружил злоупотребления на Горко-Павловской мануфактуре и собирался сообщить о них куда следует. Преступление хорошо обдуманное. Злоумышленники не только устранили комсомольца, но и оклеветали его, выдав убийство за самоубийство и указав причиной упаднические настроения Павла и его сомнения в победе социализма. По началу Каминского за пораженческие настроения и капитулянтство даже исключили из рядов РКСМ (посмертно). Но близкий друг Павла, Борис Веденов, тоже комсомольский активист, который отсутствовал в момент события, начал собственное расследование.

«Веденову стало ясно: так самоубийством не кончают. Ведь не журнал, а револьвер должен был он приставить к виску. Почему же в правой руке журнал [«Юный коммунист», свежий номер со статьей тов. Рывкина. — Прим. авт.]? Должны иметься необходимейшие технические предпосылки. Скажем, лежа на животе никто не будет кончать самоубийством. Тем более, что Павлуша парень смышленый: к чему ему было так выкрутасно убивать себя? Тут что-то да не то!»

Кроме того, из записной книжки Каминского, в которую он заносил сведения о злоупотреблениях директора мануфактуры и его подельников, была вырвана часть листов (Каминский собирался передать эти факты в Иваново, а если там ничего не выйдет, то и в Москву). Но, несмотря на наличие мотива и очевидную небрежность проведенного следствия по делу, — не мог же в самом деле правша, держа наган в левой руке, убить себя выстрелом в затылок — настоять на справедливом расследовании Борису удалось не сразу. Преодолевая множество препятствий, включая саботаж классовых врагов, проникших даже в ряды угрозыска, верный товарищ добился торжества справедливости. Все участники этой истории (включая следователей-взяточников) попали на скамью подсудимых. Приложение первое — Суд над убийцами Павлуши Каминского: выдержки из стенограммы процесса, речи прокурора и правозаступников (адвокатов), общественного обвинителя, свидетелей, в том числе родителей Павла, а также резолюция общего собрания бюро комсомольских ячеек Иваново-Вознесенской городской организации. Приложение второе — статья секретаря Иваново-Вознесенского Губкома комсомола. И в самом конце выдержки из статьи белогвардейской эсеровской газеты «Дни», выходившей в Берлине, посвященной убийству Каминского. Такой был резонанс. Книга снабжена большим количеством фотографий. Что хотелось бы отметить дополнительно. Несмотря на тяжесть преступления, наличие умысла, а также групповой характер преступления, никто из обвиняемых не был приговорен к высшей мере. Даже секретарю комячейки, который спустил курок, дали 10 лет. Напомним, процесс состоялся в 1923 году.

Почему же пионер-герой Павлик Морозов у всех на слуху, а комсомольца-героя Павлушу Каминского мало кто знает? Возможно потому, что после 1930 года потребовались другие герои, и Павлик Морозов подходил больше, а может, из-за того, что автор книги Исаак Михайлович Руднев-Разин (талантливый журналист, писатель, сотрудник издательства «Молодая гвардия») был арестован и расстрелян, и книги его отовсюду изъяты. Но земляки комсомольца Каминского не забыли. Село Горки-Павловы было переименовано в Каминское; перед клубом имени П. Каминского поставлен памятник комсомольцу. И ткацкая фабрика тоже носит его имя (и сейчас тоже). А в городе Борисове, который в Республике Беларусь, есть улица Каминского, поскольку Павел был уроженцем тех мест.

И последняя книга, как всегда, для полноты картины:

Руднев-Разин И.М. Комсомол в изображении русских белогвардейцев
Комсомол в изображении русских белогвардейцев/И.М. Руднев-Разин ; с предисл. А. Слепкова. – Москва-Ленинград : Молодая гвардия, 1926. – 59 с.

Читать

В каталоге

«Скомпонованные и прокомментированные впечатления и замечания разных слоев эмиграции о комсомоле дают почувствовать, что „классовая правда“ наших врагов разменялась на мелкие монеты… Порнографически пошлое восприятие российской действительности, обывательщина, жалкое комедиантство, неумение понять главное и существенное, мелкотравчатая ненависть — вот что обнаруживает лицо этих „критиков“ комсомола, который является растущей и крепнущей, властно внедряющейся в историческое завтра».

Информационную войну придумали не сегодня. Дезориентация, компрометация, дискредитация противника всегда использовались в борьбе идеологий. Что мы видим тут? Враждебная печать (в данном случае эмигрантские газеты «День», «Руль», «За свободу», «Социалистический вестник» и некоторые другие) «обрабатывает общественное мнение Запада», компрометируя достижения советской России, образ жизни ее граждан (в данном случае — молодежи), идеологию. Автор книги И. Руднев-Разин дискредитирует эти сообщения и делает заявления, компрометирующие и принижающие противника:

«Нам, находящимся в гуще комсомола, иначе как с чувством неподдельного юмора воспринимать теоретические выкладки белых о комсомоле нельзя… Но чувство смешного в нас никогда не должно заглушить того классового чувства, с которым мы должны воспринимать все рассуждения наших врагов».

Практически все как сегодня. Только в отсутствие интернета доступность и скорость передачи информации были существенно ниже. Новости автором отобраны малоправдоподобные и потому действительно смешные. Например, «Тысячи и десятки тысяч комсомольцев властно требуют изменения существующего режима внутри коммунистической партии». Или «Сын наркоминдела Чичерина, активный комсомолец, постригся в монахи, что вызвало большую сенсацию в советских кругах. По слухам, отец одобрил поступок своего сына». Тут самое смешное в том, что нарком Г. Чичерин детей не имел, да и женат никогда не был. Есть сообщения, похожие на правду, но гиперболизированные: «Ужасный разгул, который сейчас захватил комсомольскую массу, сопровождается усилением пессимизма и всяких видов психологической и умственной отрыжки. Самоубийства усиливаются, становясь обыденным явлением». Или захватывающий рассказ иностранного корреспондента газеты «День» под названием «Невиданный разврат процветает среди комсомольцев» (с. 23), посвященный летнему отдыху молодежи на берегу Москвы-реки. Главная тема, конечно, политическая — разрыв партии с комсомолом: «Нет ладу между партией и комсомолом. Полнейший разрыв поколений. Коммунисты взялись за комсомольцев, а под шумок борьбы этих двух поколений пионеры идут лупить „до основания“ товарищей октябрят». И дальше в таком же духе. Есть вещи любопытные, есть так себе. В целом отбор достаточно тенденциозный, что не удивляет, поскольку издание адресовано советскому читателю.

В следующем десятилетии, с установлением единоличной власти И.В. Сталина, появилась другая модель идеологического воспитания. Важнейшими качествами «советского человека» стали коммунистическая идейность, преданность идеалам партии и многонациональной социалистической Родине; труд как цель и смысл жизни, готовность преодолевать трудности и даже идти на жертвы. И дисциплина. Это про воспитание, а перевоспитанием стали заниматься специально обученные люди в соответствующих местах. Но это совсем другая история, о которой мы тоже в свое время расскажем.