Электронная библиотекаМолодежь России

О секспросвете в СССР. Информация к размышлению

В 2020 году дискуссия на тему «Нужны ли уроки сексуального просвещения в российских школах» получила новый импульс. В Госдуме РФ прошел круглый стол «Вопросы законодательного обеспечения профилактики и лечения ВИЧ», участники которого в итоговом документе, в числе прочего, рекомендовали Министерству просвещения РФ ввести в школах уроки полового воспитания в целях борьбы с распространением данного заболевания.

«Включить для школьников средних и старших классов уроки полового воспитания либо глубже внедрить вопросы полового воспитания в имеющиеся дисциплины школьного курса», — из проекта рекомендаций, принятых по итогам круглого стола.

Несмотря на то, что в документе содержится масса иных полезных рекомендаций, СМИ выделили именно половое воспитание (удивления не вызывает), и в различных источниках появилась масса статей и интервью, продемонстрировавших, что конфликт между группой, поддерживающей традиционные ценности, и теми, кто признает необходимость сексуального просвещения, пока решения не имеет.

Позицию первой группы обозначила член комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты РФ Эвелина Жутова: «Странно было бы предполагать, что человек, которого не обучали в школе основам ceкca, не сможет иметь потомства. У нас есть опыт нескольких тысячелетий. Думаю, что природа подскажет».

Вторая группа, отмечая необходимость введения в школьную программу уроков сексуального просвещения (поскольку сейчас дети часто получают информацию разного качества, в том числе из сомнительных источников, и не все родители, на которых традиционалисты возлагают ответственность за половое воспитание своих детей, готовы к разговорам на эти темы), тем не менее признала, что на решение этой задачи нужно время.

«Вопрос о содержании таких уроков чрезвычайно сложный. Мы будем натыкаться на культурные, религиозные противоречия, в связи с чем к этому надо подходить весьма аккуратно. Есть группы родителей, которые крайне радикально настроены против этой темы. Это проблема состояния российского общества. Мы не имеем сегодня консенсусной культуры на уровне общества» , — отметил Сергей Косарецкий, член экспертного совета по общему образованию и дополнительному образованию детей Госдумы РФ.

Хочется надеяться, что в процессе общественного диалога какое-то разумное решение будет принято, когда — сказать сложно. Но проблема действительно важная. И мы со своей стороны тоже решили принять посильное участие и отобрали для обзора этого месяца издания, посвященные вопросам организации сексуального просвещения на заре советской власти, в 20–30-е годы прошлого века. Надеемся, эта информация будет полезна.

Революция 1917 года была направлена на ликвидацию всех видов угнетения, в том числе угнетения сексуального. В числе первых декретов новой власти был декреты «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака», которые уравнивали в правах мужчин и женщин и защищали права внебрачных детей. В 1920 году легализовали аборты — Россия стала первой страной в мире, где женщине было дано право самой принять решение о прерывании беременности, и проводилась операция бесплатно (правда, продлилось это не долго). К большому сожалению, массы (в основном в городах) поначалу слишком увлеклись возможностями сексуальной свободы, что привело не совсем к тем результатам, на которые рассчитывало государство, и особенно негативно повлияло на демографическую ситуацию в молодой стране, истощенной Гражданской войной и экономическими проблемами. Необходимо было повысить уровень социальной ответственности граждан, и государство начало работу по упорядочению этой важной сферы путем создания системы сексуального просвещения (для взрослых) и полового воспитания подрастающего поколения. Проблемами полового воспитания занимались в то время специалисты-педологи (педология — дисциплина, объединяющая подходы различных наук: медицины, биологии, психологии — к развитию ребенка).

Первое издание.

Половой вопрос: сборник
Половой вопрос : сборник / под ред. С.М. Калмансона. — М.; Л. : Молодая гвардия, 1924. — 176 с.

Читать

В каталоге

«Половой вопрос, конечно, не стоит в самом центре внимания молодежи, но он естественно в значительной мере волнует ее тем более, что разложение старых отношений полов при несложившихся еще новых формах создает возможность частичных отклонений, потому вполне своевременно осветить половую проблему с точки зрения науки и общественности» .

Начинается сборник статьей врача-психиатра, одного из лидеров педологического движения А.Б. Залкинда с говорящим названием «Половой вопрос с коммунистической точки зрения».

«Половой вопрос для человечества никогда не был чисто биологическим вопросом, а всегда был вопросом социальным, классовым» . Буржуазия, богатые, обеспеченные слои, «обладая избытком сил, которые некуда тратить, развивают в себе чудовищную чувствительность в половой области, куда и устремляют подавляющую часть своего паразитического интереса» . Пролетариат же и другие обездоленные слои населения, «не имея возможности развернуть свои здоровые общебиологические и социальные устремления, значительную часть своей неиспользованной энергии также отдают половому, как наиболее доступному и безответственно-приятному элементу бытия» . Главный вывод — в государстве победившего пролетариата половую энергию надо умело перенаправлять на реализацию социально полезных целей:

«Блудливость обостряется при одиночестве, когда нет товарищей, нет радующей общественной, коллективистической обстановки; похоть растет при бездеятельности, пугливости и праздности, когда вся молодая активность загоняется в подполье, питая оттуда гнилое половое возбуждение; бестолковщина, беспорядочность и неорганизованность в работе, когда бесплодно теряешь много сил, когда дело осточертевает, — ищешь тогда утешения в легком удовольствии» .

Но если освободиться от этих минусов, на долю ненужного полового возбуждения ничего не останется, все сублимируется, и энергия, которая ранее уходила на низшие проявления, повысится в своем качестве и превратится в творческую энергию. Огромную роль в этом процессе автор отводит комсомолу и пионерской организации. В этот период (1920-е годы) Залкинд, и не он один, был очень увлечен психоанализом и полагал, что соединение марксизма с учением Фрейда открывает простор для воспитания коллективистских навыков, а учение о бессознательном можно использовать при изучении классового сознания, подсознания, и для понимания классовых механизмов творческого процесса.

О других статьях. Тут практически обо всем — все, что вы хотели знать, но боялись спросить: биологический очерк о размножении — и про растения, и про насекомых, и про животных, и про человека, наверное, в помощь учителю-естественнику; о половой жизни человека; о гигиене; о совместном воспитании; отдельная статья об организации полового воспитания в школе. Все они написаны врачами. Итоговая мысль — только полное половое воздержание до наступления полной и завершенной половой зрелости (и желательно до брака) сохраняет в целости физическое и нервное здоровье, обеспечивает полноту счастья в семейной жизни и здоровое потомство, служа тем самым на пользу обществу и государству и предохраняя человечество от вырождения.

Второе издание:

Лебедев А.П. Половое просвещение и воспитание в школе и через школу
Лебедев А.П. Половое просвещение и воспитание в школе и через школу / А.П. Лебедев. — Самара, 1926. — 66 с.

Читать

В каталоге

Эта брошюра имеет непосредственное отношение к организации полового воспитания школьников. Основные выводы: половое воспитание должно охватывать всю жизнь школьника; отвлекающими (сублимирующими) интересы учащихся средствами должны стать школьные организации и физкультура; половое просвещение должно вестись в совместных группах (чтобы не выделять предмет из других учебных дисциплин, провоцируя нездоровое внимание к теме), но в отдельных случаях, например, по интимным вопросам отдельно мальчикам — по возможности мужчиной-врачом, отдельно девочкам — по возможности женщиной-врачом или учительницей; в случаях «ненормальных половых уклонений» — индивидуальные беседы с врачом и педагогом, носящие как образовательный, так и воспитательный характер.

При этом большое значение должно быть уделено специальной подготовке как педагогов, так и врачей, поскольку очень часто «…преподаватели и рядовые врачи недостаточно знакомы с биологическими особенностями детского возраста…поэтому вопросы полового развития крайне необходимо включить в программу переподготовки как преподавателей, так и врачей охраны здоровья детей».

Далее приводятся варианты базовых комплекс-программ полового воспитания, рассчитанных на учащихся разных возрастных групп. Отдельно отмечено:

«нельзя публично стыдить детей или застращивать последствиями, поскольку эти меры могут привести к нервно-психическим заболеваниям».

Даются рекомендации о работе школы с родителями (темы бесед и лекций). Еще есть примерные распорядки дня для школьников разных классов, для рабочих-подростков в школах фабзауча и другие методические материалы (примерная анкета для детей от 8 до 13 лет; для подростков от 13 до 15 лет и для юношей 15—18 лет — стр. 57—60). И, конечно, список рекомендуемой к прочтению литературы.

Последнее издание:

Проблемы сексуальной педагогики: труды конференции по вопросам сексуальной педагогики
Проблемы сексуальной педагогики: труды конференции по вопросам сексуальной педагогики / ред. А.В. Маотков. — М., 1930. — 116 с.

Читать

В каталоге

Очень любопытный сборник. 1930 год, время расцвета педологии. Правда, Залкинда за чрезмерное увлечение фрейдизмом уже сняли со всех должностей и постов, но педология продолжает развиваться и до ликвидации грандиозного эксперимента еще почти 6 лет. В сборник включены тексты выступлений, тезисы докладов и самое интересное — прения сторон. Тематические блоки: общие проблемы сексуальной педагогики (о месте полового воспитания в системе общего воспитания, проблемы совместного воспитания, роль врача в половом воспитании и образовании подрастающего поколения); частные проблемы сексуальной педагогики (роль педолого-педагогических консультаций в сексуальном воспитании, проблема изучения детской сексуальности и вопрос о методике исследования сексуальности у детей); из области сексуальных аномалий (достоверность детских и юношеских свидетельских показаний по делам о половых преступлениях, социальные аномалии и их влияние на установку детей в период полового созревания).

Закончилось все в 1936 году Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях Наркомпросов». Но совсем не из-за полового воспитания, а как результат чрезмерного увлечения педологов евгеникой (с целью создать идеального строителя коммунизма).

«…якобы научные обследования, проводимые среди большого количества учащихся и их родителей, направлялись, по преимуществу, против неуспевающих или неукладывающихся в рамки школьного режима школьников и имели своей целью доказать, якобы с „научной“ „биосоциальной“ точки зрения современной педологии наследственную и социальную обусловленность неуспеваемости ученика или отдельных дефектов его поведения, найти максимум отрицательных влияний и патологических извращений самого школьника, его семьи, родных, предков, общественной среды и тем самым найти повод для удаления школьников из нормального школьного коллектива. В этих же целях действовала обширная система обследований умственного развития и одаренности школьников, некритически перенесенная на советскую почву из буржуазной классовой педологии и представляющая из себя форменное издевательство над учащимися, противоречащая задачам советской школы и здравому смыслу».

из Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях Наркомпросов», 1936
Эта научно обоснованная сепарация привела к тому, что все большее количество детей зачислялось в категории умственно отсталых, дефективных и «трудных» .

Постановление поставило жирную точку на этом уникальном эксперименте. Педология была объявлена лженаукой, большинство детей вернули в нормальные школы, а половое воспитание стало частью воспитания идеологического. И тут опять не обошлось без Залкинда. Еще в начал своей блестящей карьеры главного педолога страны, в 1924 году, он сформулировал двенадцать половых заповедей революционного пролетариата, которые со временем, уже потеряв авторство, прочно вошли в жизнь и быт советских людей: никакой ранней, а в идеале добрачной половой жизни; цель брака — рождение детей; ревности и извращениям — нет; верность одному партнеру, разводы не приветствуются — уважительная причина, если партнер оказался недостойным членом советского общества и т.п. И последняя заповедь: «Класс в интересах революционной целесообразности имеет право вмешаться в половую жизнь своих сочленов» . Все жившие в СССР помнят (кто не застал, наверное, видел в советских фильмах) мощную и достаточно агрессивную систему общественного контроля за моральным обликом граждан (от заявлений в партком или профком на неверного мужа, до «наши люди в булочную на такси не ездят» ). Половое воспитание сменилось своевременным усвоением и выполнением правильных моральных установок. Как сформулировал известный советский педагог А.С. Макаренко:

«Никакие разговоры о „половом“ вопросе с детьми не могут что-либо прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят проблему любви, они лишат ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом» .

В общем, природа подскажет.

Сейчас другое время. Сможет ли пропаганда воздержания и целомудрия повлиять на статистку распространения ВИЧ или подростковых беременностей?

И еще пара слов о Фрейде. Авторы статей о первой советской сексуальной революции любят цитировать такое его высказывание: «В Советской России правители оказались настолько умны, что дали разумную меру сексуальной свободы» . На самом деле цитата выглядит так:

«В Советской России была сделана попытка улучшить жизнь миллионов людей, доселе живших под гнетом. Власти оказались достаточно решительными, чтобы лишить их религиозного транквилизатора, и достаточно умны, чтобы дать им разумную меру сексуальной свободы. Но при этом они подвергли своих граждан самому жесточайшему насилию и отняли у них всякую возможность свободы мысли».

Зигмунд Фрейд «Этот человек Моисей и монотеистическая религия».

Тоже есть над чем подумать.