Продолжая рассказ о детских и юношеских (молодежных) организациях и движениях, в этом месяце мы представляем книги о скаутинге и организации русских скаутов.
Сначала немного истории.
Основателем скаутского движения считается сэр Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэл (титул получивший как раз за создание скаутинга). «Ловкий охотник и хороший спортсмен в его специфическом восприятии войны всегда присутствовал спортивный дух. Он обладал разумной храбростью качеством, редким среди наших офицеров. Его, человека находчивого и владеющего искусством ориентирования в вельде, было так же трудно перехитрить, как и победить в бою. Но в его сложном характере была еще одна яркая грань… В нем прорывался проказливый юмор и на смену воину и администратору приходил шаловливый школьник», так написал о Баден-Пауэле Артур Конан Дойл в книге «Англо-бурская война. 1899-1902» (кому интересно, может взять эту книгу в зале общественных наук РГБМ очень занимательное чтение).
Так вот, участник англо-бурской войны, тогда еще полковник Баден-Пауэл во время осады Макферинга (важного стратегического пункта) придумал в условиях малой численности британского гарнизона использовать в качестве связных подростков детей местных жителей, создав из них отряд кадетов-связников, по примеру отрядов малолетних буров (действовавших на стороне противника), которые были разведчиками и связными, и принимали активное, а главное успешное участие в военных действиях. Скауты (разведчики) Баден-Пауэла оказались не хуже. И вернувшись после победы в этой сомнительной по целям войне на родину, уже не полковник, а генерал Баден-Пауэл, вдохновленный идеей ранней подготовки военных разведчиков, приступил к созданию совершенно новой по содержанию молодежной организации.
Справедливости ради следует отметить, что Баден-Пауэл использовал не только собственный военный опыт (он был автором очень популярной в те годы книги «В помощь разведчикам»). Известный писатель, художник-анималист и общественный деятель Эрнест Сетон-Томпсон прислал генералу свои записки о придуманной им системе игрового воспитания в условиях дикой природы, которую он назвал «пионеринг» и отдельные фрагменты которой Баден-Пауэл включил в свою систему. Но все-таки основная заслуга в создании скаутинга по праву принадлежит Боден-Пауэлу. Скаутинг стал новой, универсальной системой воспитания и физической подготовки детей и молодежи. Он объединил, на принципах равноправия, детей и взрослых в процессе совместной деятельности: «Разведчик беспрекословно исполняет приказания вожатого. Даже если ему дано приказание, которое ему не нравится, с которым он не согласен, он обязан исполнить его, потому что это его долг, а после исполнения он может явиться и представить свои возражения; но исполнить приказание он должен немедленно. Это дисциплина». Цель организации аполитична и благородна:
При этом генерал всегда акцентировал внимание на том, что созданная им организация «не преследует ни военных, ни политических задач».«Создать из мальчиков хороших граждан посредством образования их характера, упражнения их наблюдательности, послушания и умения полагаться на свои силы (self-reliance), внушения им лояльности и заботливости о других и обучения их практическим навыкам, полезным для общества, и различным формам ручного труда, полезным для них самих».
В 1908 году вышла книга Баден-Пауэла “Scouting for Boys” («Разведка для мальчиков» руководство по скаутингу, которое имело большой успех и способствовало быстрому распространению движения по всему миру (по некоторым сведениям, в XX веке она по объему продаж уступала только Библии).
Практически сразу книга попала в Россию, где в то время уже существовало движение, целью которого была военно-патриотическая подготовка подростков «потешные войска», созданные по указу Николая II. Однако деятельность «потешных» вызывала массу критики («барабанный патриотизм», «военная муштра»). Воспитателями там были отставные унтер-офицеры, а сами занятия фактически копировали строевую армейскую подготовку, только ружья были деревянными. Потому система Баден-Пауэла, основанная на неформальном общении, игровых методах и принципах самодисциплины сразу вызвала энтузиазм у русской публики.
Основателем российского скаутского движения считается полковник Олег Иванович Пантюхов. Прочитав первый русский перевод книги «Юный разведчик», он организовал в Царском Селе один из первых скаутских отрядов (1909 г.). В декабре 1910 года О.И. Пантюхов лично встречался в Петербурге с Р. Баден-Пауэллом, который посетил Россию по приглашению Николая II, также увлеченного скаутингом (познакомившись с книгой, он приказал срочно перевести ее, напечатать и разослать по гимназиям; в скауты приняли и цесаревича Алексея).
В нашей библиотеке представлено 3-е издание этой книги.
«В буре и натиске грозного железного времени, переживаемого нашей родиной, среди вопросов первостепенной важности, один вопрос приобретает сейчас особо важное значение: вопрос о воспитании будущей России, молодежи, сидящей сейчас на школьной скамье. Ведь этому поколению в будущем придется принять огромное участие в государственном, культурном и хозяйственном строительстве России, пережившей все тягости военного времени… Выпуская книгу Баден-Пауэля новым, переработанным изданием, мы хотим посильно помочь разрешению этой прекрасной задачи».
Издатели в предисловии обращают внимание на то, что «книга написана англичанином и предназначена для английского юношества, поэтому кое-что в ней не отвечает условиям русской жизни и русской природы… мы сократили некоторые главы, внесли некоторые редакционные изменения, в остальном полагаемся на жизненный опыт русского скаутизма, который внесет в английскую систему те изменения и коррективы, которые будут необходимы». Иными словами, третье издание не просто перевод, а в некотором роде адаптация. Весь теоретический и практический материал в книге изложен неформально, в форме бесед у костра. Первая посвящена истории первого отряда юных разведчиков, которая действовала при осаде Макферинга. Далее идут законы скаутов. Темы бесед касаются практически всех аспектов деятельности скаутского отряда: размещение в лагере и создание патрулей; распределение обязанностей и инструктаж лидеров; лагерное дело: вязание узлов, разведение костров и приготовление пищи, ориентирование, требования к гигиене; распознавание подробностей окружающей среды (следы, метки и т.д.); изучение животных, птиц, растений, звезд; развитие выносливости, методы оказания первой помощи, приготовление пищи и предсказание погоды, освоение трудовых навыков погоды складывается впечатление, что это и в самом деле универсальное руководство по воспитанию и физическому развитию достойного нового поколения. Одна из бесед посвящена рыцарству: понятие о чести, законы, преданность королю, офицерам, рыцарское отношение к женщине (для этой беседы Баден-Пауэл использовал сведения о традициях ордена иоаннитов на Мальте, где он служил, а также легенды о рыцарях Круглого Стола короля Артура). Каждая глава снабжена практическими указаниями руководителю и целым набором игр-упражнений, направленных на закрепление новых навыков. В книге много рисунков и фотографий. В конце, приложением, дана статья секретаря общества «Русский Скаут» И.Н. Жукова «Краткие сведения о русской организации юных разведчиков», а также скаутские песни (включая гимн русских скаутов «Будь готов!») и сказание о подвиге Св. Георгия Победоносца, покровителя скаутов всего мира.
Несмотря на популярность книги, по оценкам современников, данное издание «страдает неточностью перевода и неполно, особенно в иллюстративной части».
Подробнее о создании русского движения скаутов можно узнать из сборника
Первый скаутский съезд, утвердивший устав, организационную структуру и символику русских скаутов, состоялся в Санкт-Петербурге в конце 1915 года.
Девизом организации стала триада: «Вера в Бога. Верность царю. Помощь Ближним».«В настоящее время, когда школа отступила от строго воспитательного направления и перенесла центр тяжести в учебную сторону, а семья русская расшаталась, и воспитание, основанное на заветах веры и почтения к старшим, потеряло твердый путь, который был выработан своеобразной русской жизнью… эти дефекты в жизни русской школы поможет устранить скаутизм и дать юношеству твердые нравственные основы», так определили задачи нового движения на открытии съезда.
Этот съезд был, скорее, похож на практическую конференцию: доклады и сообщения читались непосредственными участниками (руководителями) организаций, а содержание касалось в основном адаптации к русским реалиям методов воспитания скаутов. Кроме докладов и очень занимательных прений по некоторым из них, сборник дополняют приложения: типовой устав организации; молитвы скаута, заповеди и обычаи разведчика; песни; программы испытаний; скаутская атрибутика (форма, отличительные знаки, правила отдания салюта), а также перечень городов, в которых к моменту проведения съезда уже организовались или организуются отряды скаутов.
Следующие несколько изданий книги исключительно русских авторов (участников скаутского движения), написанные в целях популяризации скаутинга в России и адаптации его применительно «к условиям русской жизни, русской природы и русским педагогическим воззрениям». Все они были рекомендованы к распространению и изучению как первым, так и вторым съездами российских скаутов (второй состоялся в конце 1916 г.).
Первое издание
В брошюре даны краткие сведения о скаутизме и приведен ряд удачных извлечений из книги Баден-Пауэла. Автор советует руководителям, организуя дружины бойскаутов, внимательно ознакомиться с установками Баден-Пауэла и стараться следовать «постановке дела скаутизма в Англии и Франции». Заканчивается брошюра предостереженьем, что «излишнее увлечение в сторону шагистики, маршировки и т.п., ведущее к муштре, может дать прямо противоположные результаты, подавляя инициативу и сводя проявление индивидуальных способностей к минимуму вместо того, чтобы развить их». Издание снабжено замечательными фотографиями (скауты рубят дрова для старухи; бойскауты чинят изгородь поселянину; скаут утешает мальчика; скаут везет тачку старика), иллюстрирующими заповедь, о необходимости каждый день делать доброе дело Good turn (вот оказывается откуда пошло: «Зачем дорога, если через нее нельзя перевести старушку!»).
На самом деле это звучит так:
«Великой чертой в характере каждого настоящего рыцаря было то, что он постоянно делал добро и помогал всякому. Он знал, что каждый должен рано или поздно умереть, но полагал, что прежде, чем наступит этот час, каждый из нас должен сделать доброе дело... Имея это в виду, в устав разведчиков включена обязанность каждый день делать доброе дело. Размер этого дела не имеет значения: пусть это будет хоть пустячная услуга, например, помочь старухе поднять на спину корзину, перевести ребенка через многолюдную улицу, положить копейку в кружку для бедных… какая-нибудь услуга должна быть оказана ежедневно».
Как напоминание об этой обязанности скаут завязывал узелок на кончике галстука. Совершив доброе дело, развязывал узелок.
Следующая книга
Современники отмечали книгу В.С. Преображенского как «обстоятельный труд», содержащий подробный анализ английской системы воспитания. Что не удивительно, поскольку автор, пребывая в Лондоне в 1910-1911 гг. (приехал по собственной надобности, изучать европейскую культуру), увлекся скаутингом, слушал лекции самого Баден-Пауэла и его сподвижников. Это увлечение изменило профессиональную траекторию В.С. Преображенского. Сын священника, магистр богословия (окончил Киевскую духовную академию), по возвращению в Россию он решил заняться педагогической деятельностью. Поступил в педагогический институт, закончив его, стал работать преподавателем в гимназии. В 1914 году Преображенский второй раз едет в Англию, теперь уже специально для изучения системы Баден-Пауэла как заслуживающего серьезного внимания образца практической педагогики. Он жил в скаутском лагере, беседовал с наставниками, изучал литературу. Результатом этой серьезной работы и стала эта книга. Труд объемный, больше 200 страниц, написанных живым и образным языком, и содержащий самые необходимые сведения не только для педагогов, но и «для инструкторов и вообще лиц, интересующихся скаутизмом». В начале дана компактная, но достаточно полная биография генерала Баден-Пауэла и история возникновения скаутского движения. Далее идет подробный аналитический очерк скаутского движения в Англии. Преображенский отмечает не только положительные стороны данной системы воспитания, но и критикует отдельные педагогические приемы и методы. В заключении автор отмечает, что «…многие стороны скаутинга, если будут сделаны попытки его применения в русской воспитательной практике, должны быть смягчены соответственно с мягкостью русского характера и с общими задачами русского воспитания… Кроме того, в эту систему мы можем внести гораздо больше эстетики, чем это сделано в английском скаутинге, так как для эстетического развития мы имеем более благодарную почву». При этом автор признает, что скаутская система представляет чрезвычайно интересный и заслуживающий серьезного внимания «образец практической педагогики».
Еще две книги из «золотой» библиотеки скаута.
Это сборник очерков и статей, написанных В.А. Поповым скаутмастером, начальником 1-й московской дружины скаутов, руководителем отряда скаутов при Московском яхт-клубе, журналистом, редактором журнала «Вокруг света», автором музыки гимна русских скаутов «Будь готов!», а также знаменитой скаутско-пионерской песни «Картошка», и В.С. Преображенским. Впервые был издан тремя отдельными выпусками, разосланными как приложение к журналу «Вокруг света» в 1917 г. В него вошли: биографический очерк о сэре Баден-Пауэле, написанный В.С. Преображенским; его же очерк «Основные идеи и цели движения бой-скаутов в Англии»; очерк В.А. Попова «Лагерь и лагерная жизнь»; его же статья, посвященная сохранению здоровья скаута (талантливая переработка отдельных глав книги Баден-Поуэла с поправкой на русские реалии), со схемами физкультурных упражнений, пропагандой против вредных привычек, советами по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Далее снова идут статьи Преображенского: «Выработка скаутского характера» (о патриотизме), «Религиозное воспитание скаута» и «Нравственное воспитание скаута», сложно оценить, подходят ли они для бесед у костра, не потому, что не интересные, но слишком длинные. И, наконец, описания скаутских игр и инструкции по развитию трудовых навыков (обучение трудовым навыкам не является обязательным, но поощряется повышением в скаутских рангах и дает право ношения особых значков). Список широк корзинщик, дровосек, друг животных, инженер, астроном, молочник и т.д. (изображения значков прилагаются).
И последняя книга из нашей подборки
Это первая скаутская хрестоматия, которую автор адресовал русским юным разведчикам, молодым людям, которые еще не вступили в ряды организации, а также руководителям и инструкторам скаутов в качестве материала для «бесед у костра». Рассказы эти отобраны автором-составителем из журнала английских скаутов «The Scout» (официального органа британской организации).
«Не представляя значительной литературной ценности, эти рассказы интересны тем, что они незатейливо и просто рисуют жизнь английских скаутов… по ним можно видеть, в какие формы выливается жизнь мальчиков-скаутов, какие задачи дает она им; как стремятся выполнить свой главный девиз “БУДЬ ГОТОВ” и как бывают они готовы, когда текущая действительность заставит их ответить на деле: “ВСЕГДА ГОТОВ”».
Сборник прекрасно иллюстрирован. Кроме фотографий английских скаутов, здесь размещены фотографии, запечатлевшие различные эпизоды из повседневной жизни русских скаутских организаций. Эта книга впервые также была издана приложением к журналу «Вокруг света».
Последние три книги и сегодня считаются лучшими из всех, что были написаны о скаутинге в дооктябрьский период.
И в заключение: после 1917 г. скаутское движение распадается. На территориях, занятых белогвардейцами, в определенной степени сохранялся традиционный скаутинг (создавались новые отряды, издавались журналы). Некоторые скауты (в основном руководители) стали участниками антисоветского подполья: кто-то был арестован, кто-то расстрелян. Часть покинула Россию и основала русское скаутское движение уже за ее пределами. А попыткам советской власти, в целом не одобрявшей скаутов, приспособить их опыт к созданию нового детского движения будет посвящен наш следующий обзор.
Продолжение следует…