Электронная библиотекаМолодежь России

«Если завтра война»: Комсомол в военном строительстве

Организованное привлечение граждан на военную службу в советской России началось с 1918 года. Декрет СНК о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии от 15 января 1918 года предусматривал набор добровольцев не моложе 18 лет, стойких и преданных идеям революции из числа рабочих, крестьян и солдат. Созванный в марте того же года VII Экстренный съезд РКП (б) в резолюции «О войне и мире» записал, что первейшей и основной задачей партии в этих условиях является принятие самых энергичных, беспощадно решительных мер для всестороннего, систематического, всеобщего обучения взрослого населения военным знаниям.

Выполняя это решение. ВЦИК в апреле 1918 г издал декрет «Об обязательном обучении военному искусству» всех граждан, не эксплуатирующих чужого труда. В соответствии с декретом при Реввоенсовете республики было образовано Главное управление всеобщего военного обучения и формирования резервных частей Красной Армии — Всеобуч. Но Всевобуч занимался подготовкой военнообязанных граждан всех возрастов, а допризывная подготовка охватывала обучение исключительно молодежи. И в эту работу сразу активно включился комсомол. Организации направляли на пункты допризывной подготовки и в военно-спортивные клубы своих представителей в качестве политруков и создали при них комсомольские ячейки. Политруки и комсомольские ячейки контролировали деятельность инструкторов по спорту, пресекали попытки отдельных антисоветских элементов вести на пунктах допризывной подготовки и в спортивных клубах контрреволюционную агитацию.

Положение о допризывной военной подготовке молодежи
Положение о допризывной подготовке молодежи. — [Б. м.], 1920. — 55 с.

Читать

В каталоге

Она содержит текст «Положения о допризывной военной подготовке», принятого во исполнение декрета Всероссийского ЦИКа от 22 апреля 1918 г. (первый документ на тему), который ввел обязательное обучение граждан Российской Социалистической Федеративной Советской Республики «в возрасте школьном до 16 лет и подготовительном от 16–18 лет, каковое называется допризывной военной подготовкой молодежи». Допризывная военная подготовка была обязательной для «всей молодежи мужского пола», а для «молодежи женского пола» по желанию, однако курс общего физического воспитания был обязателен для всех и входил в программу трудовой школы. Документ подробно регламентирует вопросы организации допризывной подготовки на местах (в городах, сельской местности, на железных дорогах, школах); порядок учета и регистрации молодых людей, подлежащих допризывной подготовке; права и обязанности организаторов процесса — инструкторов, инспекторов, врачей. В качестве приложений в книгу включены «Методические указания для ведения допризывной подготовки (от 16-18 лет); «План распределения занятий для городского и сельского населения»; «Указания для ведения занятий по одиночной подготовке к ночным действиям» и другие руководящие указания и схемы по программе физического развития (гимнастике и спорту) подготовительного периода от 16 до 18 лет. Отдельным приложением даны бланки отчетности о проведенной военно-спортивной подготовке.

Для того чтобы оценить эффективность и масштаб государственных усилий в отношении военной работы, заглянем в брошюру, посвященную организации допризывной подготовки, которая вышла уже в 1927 году в серии «На страже СССР» библиотеки Общества содействия обороне. Брошюры этой серии адресовались непосредственно молодому красноармейцу, допризывнику, терармейцу.

Терармейцы — служащие территориальных войсковых частей, которые были организованы чтобы, с одной стороны, снять излишнюю нагрузку с бюджета страны на содержание кадровой армии, а с другой — иметь подготовленный призывной резерв на случай большой войны — вроде народного ополчения; они призывались на кратковременные учебные сборы от 1 до 3 месяцев в течение года.

Бобков М. Что такое допризывная подготовка
Бобков М. Что такое допризывная подготовка / М. Бобков. — Москва-Ленинград: Гос. изд-во, 1927. — 32 с.

Читать

В каталоге

В начале приведены выдержки из первого советского закона, регулирующего исполнение трудящимися обязанностей военной службы — «Об обязательной военной службе» (1925 г.). В 1925 году защита Отечества все еще оставалась почетным правом исключительно трудящихся; для нетрудовых элементов устанавливались особые повинности (закон СССР «О всеобщей воинской повинности», который провозгласил защиту Отечества священным долгом каждого гражданина без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения и положения, был принят только в 1939 г.). Допризывной подготовке посвящен целый раздел. Она проводилась в течение двух лет по одному месяцу в год. Поскольку «каждый призывник имеет свой основной труд», военное обучение походило в свободное время: для крестьянина — все зимние месяцы, когда он покончил с работой в поле; рабочий мог проходить допризывную подготовку в течение года после работы или до работы (если работал в ночную смену); служащие и учащиеся — вечером. Формировались обучающие подразделения по территориальному признаку (никого далеко от места проживания не увозили). В брошюре собрана вся необходимая информация не только для призывника (как организована допризывная подготовка: прием допризывников и прибытие их на пункт; программа обучения), но и для комсомольца-пропагандиста (уже прошедшего курс), поскольку

«работы по допризывной подготовке и военизации страны еще много. Есть такие уголки нашего Союза, которые лишены не только книги, но и газеты. О военизации страны там не знают до сих пор. А допризывник, прошедший подготовку, и красноармеец отпускник должны стать самыми деятельными членами ячеек ОСОАВИАХИМа, а где их нет, то создавать их, привлекая своих односельчан».

Брошюра снабжена большим числом фотографий. В целом серия «На страже СССР» включала брошюры по более чем 120 различным темам, важным «для пополнения военных знаний рабочих и крестьян, интересующихся обороной страны, а также для облегчения прохождения службы».

Несколько слов об ОСОАВИАХИМе. Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) образовалось путем последовательного объединения (в 1927 г.) ранее действовавших в советской России общественных организаций: Военно-научного общества, Добровольного общества друзей химической обороны и промышленности (ДОБРОХИМ), Общества содействия авиационному и химическому строительству (АВИАХИМ), Общества содействия обороне (ОСО). Организация создавала по всей стране тиры, стрельбища, дома обороны, аэроклубы, кружки, в которых молодёжь допризывного возраста училась навыкам обращения с оружием, вождению транспортных средств, знакомилась с основами военного дела. Слушатели и курсанты кружков и клубов получали специальности телефонистов и телеграфистов, радистов и мотористов, парашютистов и пилотов, санитаров и медсестер. В 1931 г. в СССР под эгидой ОСОАВИАХИМа был введён всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), затем БГТО; значки «Ворошиловский стрелок», «Ворошиловский всадник», «Готов к ПВХО» (противовоздушной и противохимической обороне), «Готов к санитарной обороне» (ГСО) и др., которые получались после сдачи соответствующих нормативов.

Начиная с конца 1920-х ЦК ВЛКСМ развернул в комсомольских организациях большую военную работу.

Военная работа комсомола
Военная работа комсомола : сб. ст. / Составлен при участии С.С. Каменева, Р. Муклевича, В. Путна ; под ред. воен. комис. ЦК ВЛКСМ, с предисл. А.С. Бубнова. — Москва-Ленинград : Молодая гвардия, 1927. — 141 с.

Читать

В каталоге

В качестве эпиграфа к сборнику вынесена цитата из ленинской статьи «О лозунге разоружения»:

«…Ты скоро вырастешь большой. Тебе дадут ружье. Бери его и учись хорошенько военному делу. Эта наука необходима для пролетариев — не для того, чтобы стрелять против твоих братьев, рабочих других стран, как это делается в теперешней войне и как советуют тебе делать изменники социализма, а для того, чтобы бороться против буржуазии своей собственной страны, чтобы положить конец эксплуатации, нищете и войнам не путем добреньких пожеланий, а путем победы над буржуазией и обезоружения её».

В.И. Ленин «О лозунгѣ разоруженія» 1916

Как отмечет автор предисловия (А. Бубнов — в то время начальник политуправления РККА и одновременно ответственный редактор газеты «Красная звезда»), международное положение СССР обязывает всех граждан уделять большое внимание вопросам военного дела, боевой подготовке армии, а также ее резервов, поскольку будущая война потребует организованности масс и наличия у них хотя бы минимума военных знаний. И большую роль в этом должен сыграть комсомол. В книге «намечены и поставлены все важнейшие задачи военной работы комсомола. Эти задачи должны быть усвоены массой комсомольцев города и деревни». Среди авторов видные советские военачальники — М. Фрунзе, С. Каменев, Р. Муклевич, В. Путна, Б. Кальпус, С. Фрумин. Тематика статей обширна: задачи комсомола в военном строительстве («Комсомол в Красной армии», «Комсомол и Красный флот»); организация допризывной подготовки («Комсомол и военная школа», «Комсомол, территориальное строительство и допризывная подготовка»); вопросы продвижения прикладных видов спорта «Молодежь и стрелковый спорт», «Комсомол, военная подготовка и ОСОАВИАХИМ»). В книге много фотографий, в конце приложением включена резолюция 4-го пленума ЦК ВЛКСМ «О массовой работе ВЛКСМ».

Более детально задачи комсомольцев по укреплению обороны страны изложены в следующем издании.

Фрумин С. Подготовка комсомола к обороне
Фрумин С. Подготовка комсомола к обороне / С. Фрумин. — Москва-Ленинград : Молодая гвардия, 1927. — 32 с.

Читать

В каталоге

Автор (ректор Центрального института физкультуры) подробно раскрывает задачи комсомола в армии и на флоте с учетом сложной международной политической обстановки — «Мир стоит на пороге великих потрясений; враги рабоче-крестьянской страны не только не унимаются, но продолжают вести травлю против нас более бешено» — и необходимости исполнения наказов партии, содержащихся в последних резолюциях, посвященных вопросам укрепления обороноспособности страны: «Исключительное внимание Красной армии, вопросам рабоче-крестьянской обороны. Каждый молодой рабочий и крестьянин должны пройти курс военной подготовки. Подтянуться и готовиться к обороне страны, готовиться по-настоящему, по-большевистски, твердо, уверено, не поддаваясь панике». Основными задачами комсомола в работе по обороне заявлены «вовлечение возможно большего числа рабоче-крестьянской молодежи в ряды ОСОАВИАХИМА, налаживание и усиление работы в существующих кружках военных знаний, а также широкая организация новых кружков (спортивных, стрелковых, химических, санитарных и др.). <…> При всех клубах и избах-читальнях организация систематической выписки военной литературы, газет и журналов, накопление средств на постройку самолетов, танков и других орудий борьбы. <…> Комсомольцы должны уделять особое внимание организации массового сбора средств в фонд Осаавиахима („Наш ответ Чемберлену“)». Даны подробные рекомендации по организации работы по ликвидации неграмотности среди призывников; распространению военных знаний среди женщин; по физическому развитию населения. Отдельная глава посвящена военной пропаганде вообще и среди пионеров в частности («Все народы СССР, добровольно связавшие свою судьбу, принимают одинаковое участие в обороне страны»).

Особое внимание в пропагандистской работе комсомола уделялось развертыванию среди молодежи широкой кампании по популяризации службы во флоте.

В нашей ЭБ есть брошюра на эту тему: Гальянов Я. Новые задачи шефства над флотом.

Выпускалось также большое количество изданий для комсомольской политсети, в которые включались не только учебные материалы, но издания и вопросы для самопроверки, таких как: Комсомол на страже обороны страны.

И последняя книга:

13-ая годовщина Красной армии в отряде и школе
13-ая годовщина Красной армии в отряде и школе : метод. материал под ред. М. Жигулина и И. Симонова. — Воронеж, 1931. — 30 с.

Читать

В каталоге

Традиция празднования Дня Красной армии складывалась постепенно, но после 10-й годовщины приобрела уже характер «широкого массового праздника». Наша брошюра, изданная Обкомом ЦК ВЛКСМ ЦЧО — (Центральной черноземной области), является своего рода методическим сборником, речь идет именно об организации праздника. От других подобных изданий (ЦК ВЛКСМ, региональных комсомольских органов) отличается исключительно содержанием обращения к пионерам и школьникам, которое посвящено достижениям и недостаткам «военной подготовки детей к участию в обороне страны» именно в ЦЧО:

«Можно ли в такой период, когда мировая буржуазия готовит против СССР войну, пионерам и школьникам стоять в стороне от той работы, которую проводит советская общественность. Нет. Мы тогда не пионеры, мы тогда не школьники советского союза».

В брошюре подробно изложены задания к подготовке и проведению 23 февраля (для звеньев и групп, с учетом их состава), а также сценарий массового детского вечера, посвященного 13-й годовщине Красной армии, включающий выступление драмкружка; коллективные декламации; организацию группы «затейников» — для заполнения перерывов в ходе вечера коллективным исполнением песен и организацией массовых игр (описание игр приводится). Авторы не рекомендуют делать вечер чересчур официальным, как это делается на торжественных мероприятиях взрослых: «Будет эффектней и интересней, когда доклад и художественная постановка (декламация) будут тесно переплетены… Пусть вместо обычного президиума группа затейников с заранее подготовленными ребятами из зала крикнут: „Вечер, посвященный 13-й годовщине Красной армии, считаем открытым!“. После чего, слово предоставляется духовому оркестру… Доклад нужно строить так, чтобы в нем участвовало три или четыре человека, один начал, другой продолжает и т.д., во время доклада неплохо ввести элементы театрализации». В перерывах группа «затейников» проводит игры, а закончить вечер рекомендуется коллективной песней, «в которой примет участие весь зал». Последний совет: «Вечер не должен продолжаться более 3-4 часов, так как ребята утомятся и не будет организованности». В конце брошюры дан список литературы о Красной армии, «которая дает возможность глубже ознакомиться с историей, жизнью и борьбой, т.е. возбудить интерес к Красной армии у ребят», куда, кстати, вошли и упомянутые в нашем обзоре брошюры из серии «На страже СССР».

Вот такие книги. Сегодня непросто понять, почему допризывной подготовке уделялось такое внимание. Разве нельзя было получить необходимые военные знания и умения во время службы по призыву? Нет. В то время у страны не было средств на содержание огромной армии, и в качестве альтернативы была создана система вневойскового обучения (сокращался срок службы по призыву, поскольку люди приходили в армию уже получив определенные военные навыки; и задачи экономического строительства не позволяли надолго отрывать «рабочего от молота, а крестьянина от плуга»). И, учитывая сложную международную обстановку, «военизация страны» была условием ее выживания.

Сейчас время другое (хотя международная обстановка по-прежнему оставляет желать лучшего). Но! В 2014 году был возрожден комплекс ГТО; продолжает действовать ДОСААФ —Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (преображенный ОСОАВИАХИМ); принята и реализуется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы», в которой в числе прочего записано, что «одной из эффективных форм работы с молодежью допризывного возраста является организация работы оборонно-спортивных лагерей» и что одной из задач Программы является «развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных силах РФ, совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями и шефства трудовых коллективов, бизнес-структур, районов, городов, областей, краев и республик над воинскими частями (кораблями)», и не только это.

Не оставляем надежды, что представленные в этом обзоре (и в ЭБ «Молодежь России») материалы будут полезны для специалистов, работающих с молодежью, поскольку (так записано в Программе) «развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан» включает в числе прочего «выявление и использование наиболее эффективной практики патриотического воспитания».