Электронная библиотекаМолодежь России

«Герасим — бедный немой дворник… Но жалко все-таки собаку…»

Этот обзор мы решили посвятить школьному сочинению. Почему именно сочинению? Во-первых, развитие письменной речи всегда находилось в центре внимания отечественных педагогов. Еще в 18 веке важную роль в учебном процессе играли упражнения в переводах, подражаниях, переложениях, творческие сочинения на заданные темы. Во-вторых, сочинение как форма итогового испытания продержалась в российской образовательной практике без малого двести лет и сегодня, после достаточно долгого отсутствия, снова вернулось в школу (в целом не слишком за это время изменившись: разбор литературного произведения или свободная тема, а главное — самостоятельность рассуждений и конечно, грамотность).

Как форма итогового испытания по русскому языку и литературе («русскому языку с церковно-славянским и словесность») сочинение было узаконено примерно в середине 19 века. Тут нельзя не сказать несколько слов о действовавшей в то время государственной образовательной системе.

В 1802 г. при Александре I было учреждено Министерство народного просвещения и уже в 1804 г. было принято два важных документа («Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам»), которые в целом и определили структуру государственной системы образования Российской империи. В ту пору она состояла из четырех ступеней, достаточно жестко сословно регламентированных: 1 ступень — приходские школы, где могли учиться дети всех «неблагородных» сословий, кроме крепостных крестьян (после отмены крепостного права уже смогли); 2 ступень — уездные училища, куда можно было поступить после окончания приходской школы и получить законченное начальное образование; 3 ступень — гимназии, там обучались дети дворян и чиновников. Гимназии подготавливали обучающихся к последующему освоению «университетских наук». Тем, кто не собирался продолжать обучение в университете, давали знание наук «хотя начальных, но полных». Высшую, 4 ступень составляли университеты — «каждому сословию свой уровень образования». Именно в 19 веке гимназия постепенно становится основным звеном среднего образования, а впоследствии единственным учебным заведением, готовившим слушателей для университетов. В «Уставе гимназий и прогимназий» 1864 г. было окончательно определено, что «Гимназии имеют целию доставить воспитывающему в них юношеству общее образование, и вместе с тем служат приготовительными заведениями для поступления в университет» .

«А про экзамены?» — спросите вы. С ними тоже все определилось не сразу. Образовательная реформа, начатая в 1802 году, предполагала, что гимназии получат широкое распространение (в каждом губернском городе должна быть своя гимназия). К сожалению, бурные политические события начала 19 в., включая войну 1812 г. и восстание декабристов, помешали реализации этого плана.

К 1825 году во всех гимназиях Российской Империи обучалось только 7600 учеников, приём в университеты был фактически свободным для всех выпускников гимназий, о конкурсе речь не шла.

Время шло, гимназий становилось больше, желающих продолжить образование тоже. В том числе и потому, что в 1809 г. был издан Указ «Об экзаменах на чин», согласно которому для повышения профессионального уровня госслужащих чины коллежского асессора, который давал личное дворянство, и статского советника — потомственное дворянство, могли быть присвоены только при предъявлении диплома об университетском образовании или сдаче экзамена в объеме университетского курса — до указа эти преференции можно было получить за выслугу лет. И в начале 1837 г. Министерство народного просвещения утвердило два очень важных для упорядочения отечественной образовательной системы документа: «Правила для испытания в уездных училищах и гимназиях» и «Правила испытания для желающих поступить в университеты». Помимо прочего, именно в этих «Правилах для испытания в уездных училищах и гимназиях» впервые была введена пятибалльная шкала оценок, действующая у нас до сих пор: «Для означения степени успехов учеников определяются цифры: 1, 2, 3, 4, 5, из коих 1 показывает слабые, 2 — посредственные, 3 — достаточные, 4 — хорошие и 5 — отличные успехи». Отмечено было также, что

«хотя оценивание успехов учащихся безусловно предоставляется собственному усмотрению, опытности и благонамеренности испытателей и преподавателей, при всем том, для надлежащего с их стороны руководства и для избежания всяких недоумений, признается не излишним принять общим правилом, что цифра 5 в оценке успехов принадлежала иметь ученикам, которые все пройденное в учебном предмете знают весьма основательно, на все вопросы отвечают весьма удовлетворительно и притом в систематическом порядке, все возражения опровергают, выражаются ясно, точно и свободно» .

Что касается двойки и единицы, для них тоже были определены четкие критерии:

«Цифра 2 назначается тем, которые пройденное понимают порядочно, отвечают на вопросы посредственно, не надлежащем порядке и на иные с помощью Испытателя; выражаются неопределительно». Единица ставилась тем, «которые многого из пройденного предмета не понимают, отвечают сбивчиво, пересказывают лишь вытверженное наизусть, притом со многими ошибками и неясно» .

Что касается второго документа, в нем указывалось, что для поступления в университет необходимо выдержать предварительное испытание, но (!) гимназисты «имеющие удовлетворительный аттестат с одобрительными отзывами о поведении, могут быть освобождены от вторичного испытания при поступлении в университет, но не иначе, как по представлению попечителя учебного округа и смотря на степень доверенности, которую заслуживает гимназия» . При этом порядок проведения выпускных экзаменов определялся Управлениями учебных округов — местными учреждениями Министерства народного просвещения, а вступительных — самими факультетами университетов.

Единый порядок выпускных экзаменов во всех учебных округах России был введен несколько позже, вместе с общеобязательными учебными планами и «Уставом гимназий и прогимназий» от 30 июня 1871 г. А спустя полтора года были утверждены «Правила об испытаниях учеников гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения», которые начали применяться с 1873 г.

Наша брошюра 1913 года издания, но в целом не слишком отличается от предыдущих редакций — те же 83 параграфа (а все циркуляры Министерства, вносящие в исходный документ изменения, автором сборника приведены).

Лаурсон А.М. Программы и правила об испытаниях для мужских гимназий и прогимназий ведомства Миистерства Народного просвещения
Лаурсон, А.М. Программы и правила об испытаниях для мужских гимназий и прогимназий ведомства Миистерства Народного просвещения / А.М. Лаурсон. — СПб : Типография В.Д. Смирнова, 1913. — 186 с.

Читать

В каталоге

Правила регламентируют все виды испытаний: приемные, переходные и выпускные — испытания зрелости. В них сформулированы единые подходы к основным процедурам и требованиям к экзаменам: выбор и утверждение тем и заданий, процедура допуска к экзаменам, порядок опроса и проверки письменных работ. А также критерии оценивания и порядок документирования всех процедур, отчетность и порядок рассмотрения всех вопросов.

Экзамены в то время назывались «испытаниями», выпускные — «испытаниями зрелости». Поскольку главным критерием успеха ученика провозглашалось не заучивание наизусть, а способность его мыслить самостоятельно и понимать суть предмета:

«Не должно забывать, что назначение подобных испытаний — определить, достаточно ли основательны знания учеников в том или другом предмете и достаточно ли они развиты для сознательного усвоения изучаемого. При этом вовсе не имеется в виду сбивать с толку учеников, подставляя им какие-нибудь ловушки, что было бы тем более неуместно, что на означенных испытаниях, от успешного или неуспешного окончания которых учеником зависит дальнейшая его участь, он не может находиться в… спокойном состоянии духа».

Прохождение испытаний для претендентов различалось. Испытания проходили учащиеся VIII класса конкретной гимназии текущего года и все остальные, отнесенные к посторонним лицам, на официальном языке называвшиеся «экстернами».

Что касается испытания зрелости по русскому языку. За пять часов гимназисты должны были написать сочинение на заданную тему. При этом «Тема для русскаго сочинения должна быть избираема так, чтобы предмет темы не мог не быть не по силам ученикам, успешно прошедшим весь гимназический курс, и чтобы ученики могли иметь о нем собственное суждение» . Кроме того, «тема должна быть выражена точно и определительно, так чтобы внимание учеников могло тотчас же направиться на определённый круг мыслей и данных» (§ 58) . О том, что должен был продемонстрировать испытуемый сочинением в §75:

«По русскому яз. — требуется, чтобы экзаменующийся обнаружил сочинением правильное понимание предложенной темы в главнейших частях её и успешно выражать свои мысли ясно, определенно, последовательно, правильным и соответственным предмету языком, с совершенным избежанием таких ошибок, которые свидетельствуют о малограмотности».

Правила проведения экзамена отличались крайней строгостью. Испытуемые все пять часов находились под непрерывным надзором членов комиссии и других членов педагогического совета. Каждый экзаменующийся сидел за отдельным столом, без всяких книг, тетрадей и пр. Письменные принадлежности и проштемпелёванные листы для черновиков и переписки набело выдавались гимназией. Пользоваться словарями было запрещено, не говоря уже о том, чтобы вступать в разговоры, передавать друг другу сообщения, а также покидать экзаменационный зал.

В случае надобности — всё бывает, — можно было выходить по одиночке, передав при этом бумаги наблюдателю, который отмечал в начатой работе время выхода и время возвращения. В случаях «упорного несоблюдения требований» или пользования недозволенными пособиями или другого «какого-либо обмана», виновный лишался права продолжать испытания, которые откладывались на целый год. А замеченные в нарушениях повторно лишались права на прохождение испытаний навсегда!

Сурово, но российские «Правила об испытаниях» соответствовали европейским аналогам и аттестат (свидетельство) об окончании курса российской гимназии признавался при поступлении в учебные заведения Европы (точные названия и формы составления этих документов в нашей брошюре тоже есть).

В целом уже понятно, что выпускное сочинение лёгким испытанием не было. Темы сочинений утверждались в учебных округах и могли быть любыми: не только анализ литературного произведения или творчества какого-то известного русского писателя — «Как развивалась страсть в Плюшкине» или «Главные отличительные черты Жуковского и Пушкина» . Часто темы отбирались, как сказали бы сейчас, с привязкой к региональным особенностям. Например, «Значение Волги в развитии России» (Казанский округ) или «Значение Киева, Москвы и Петербурга в истории России» (Варшавский округ). Начинать готовиться к сочинению следовало заранее. В то время, как и сейчас, в помощь обучающимся выпускались различные пособия. Примерно такие, как наши сборники сочинений на «отвлеченные темы» (два выпуска).

Гринцер И.М. Темник-хрестоматия. Сборник сочинений с планами. Отвлеченные темы. Вып. 1
Гринцер, И.М. Темник-хрестоматия. Сборник сочинений с планами : Отвлеченные темы. Вып. 1 / И.М. Гринцер. — Одесса : Книгоиздательство «Наука» Торгового дома М. Гальбрейх и М. Фертиковер,1913. — 160 с.

Читать

В каталоге

Автор пособия — И.М. Гринцер (1879–1942), известный российский педагог-методист, автор популярных пособий, продолжавший трудиться на ниве преподавания отечественной словесности и при советской власти. В первом выпуске «Темника-хрестоматии» собраны образцы сочинений, в основном на географические, естественно-научные темы («Польза географии», «Значение леса», «Влияние природы на человека», «Природные богатства России», «Значение солнца в жизни земли»), и о значении науки и образования («Знание — сила», «Наука есть великий памятник жизни человеческого рода», «Что мы знаем — ограниченно, а чего не знаем — бесконечно»). Всего в этом выпуске — 115 работ. К каждой дан подробный план и в качестве примера — сочинение, причем написанное не автором пособия, а неким реальным гимназистом. Где-то приведены фамилия и инициалы, где-то только инициалы — вероятно, когда автор пожелал остаться неизвестным. Любопытно, что одно сочинение может служить «рыбой» для нескольких работ. Например, для раскрытия тем «Воздействие природы на человека и обратно», «Природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник» и «Человек — царь природы» рекомендовано использовать планы к сочинениям «Влияние природы на человека» и «Влияние человека на природу».

Гринцер И.М., Темник-хрестоматия. Сборник сочинений с планами. Отвлеченные темы. Вып. 2
Гринцер, И.М. Темник-хрестоматия. Сборник сочинений с планами : Отвлеченные темы. Вып. 2 / И.М. Гринцер. — Одесса : Книгоиздатенльство «Наука"Торгового дома М. Гальбрейх и М. Фертиковер,1913. — 168 с.

Читать

В каталоге

Во втором выпуске поднимаются более серьёзные темы, например: «Назначение человека», «Влияние личности на среду», «Сила уму могила», «Положительное и отрицательное значение авторитетов», «Мысли и иллюзии гибнут, факты остаются». Или: «Бедность не порок», «Хорошие и дурные стороны надежды», «Значение согласия в жизни людей» (всего в этом выпуске подобных сочинений — 142). Начинаешь жалеть гимназистов, а тем более — экстернов, к которым отношение часто было предвзятым. Не говоря уже о гимназистах тех учебных округов, где основная часть населения не была русскоязычной. Очевидно, чтобы написать работу на любую из предложенных тем, следовало обладать не только удовлетворительным знанием русского языка, но и хорошо разбираться во множестве других предметов. В противном случае «обнаружить правильное понимание темы в главнейших частях ее» и выразить свои мысли «определенно и правильным языком» , как того требовали «Правила об испытаниях», было очень сложно. Действительно испытание зрелости. Правда, в то время гимназический курс включал такой предмет, как «философская пропедевтика» (психология и логика), который способствовал не только общему развитию учеников, но и «достижению ясного понимания ими своеобразного характера главнейших душевных явлений; выработке навыка вглядываться в душевные явления и давать себе отчет в их составе и влиянии друг на друга, а также выработке привычки к сознательному чтению» .

Справочно сообщаем, высшую оценку за сочинение удавалось получать немногим, а четверка ставилась тем, чьи знания выходили за пределы программы.

Что касается времен СССР, то, как ни странно, сформировавшаяся до революции система оценки качества образования (бальная система оценки знаний, экзамены — переходные, выпускные) удачно вписалась в советскую образовательную систему, правда не сразу. На первом этапе, начиная с декрета ВЦИК 1918 г. «Об единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики», все отметки, домашние задания, контрольные работы, экзамены были отменены как деспотические и насильственные меры, посягающие на идею равенства.

Но проблемы начали появляться быстро и непрерывно множились: без вступительных испытаний невозможно было рационально распределить школьников в школы соответствующих ступеней.

Первая ступень — начальная школа — 4 года обучения; вторая ступень — семилетняя основная школа, выпускники могли пойти в техникум и получить среднее профессиональное образование или продолжить образование и, отучившись ещё два года курс средней школы, поступать в вуз.

Та же проблема стояла перед вузами, которые не имели возможности оценить уровень подготовки абитуриентов: придерживаться классового принципа приема в вузы было очевидно недостаточно. И постепенно (примерно с начала 1930-х гг.) начала формироваться уже советская система оценки качества образования. Сначала в вузы вернулись вступительные испытания, затем в школы была возвращена балльная система оценки успеваемости (правда, теперь в словесном выражении: «очень плохо», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично»), а за ней и проверочные испытания (включая выпускные).

«Проверочные испытания должны стать делом государственного и общественного контроля над работой ученика, над работой учителя и школы в целом. Проверочные испытания должны выявить конкретные достижения школ в реализации задач, поставленных решениями ЦК ВКП(б) о школе»

из постановления ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе».

Каждая школа получила приказ провести подготовительную работу к проведению проверочных испытаний. Учителя должны были «суммировать все данные о работе ученика на основе текущего учета и принять все необходимые меры к подтягиванию учащихся — ликвидации пробелов, имеющихся в знаниях последних» . А ученики (пионеры и комсомольцы) должны были «мобилизовать внимание всех учащихся на осознание ими значения проверочных испытаний как мероприятия по выполнению наших достижений и недостатков в подготовке молодого поколения, владеющего основами наук, умеющего увязывать теорию с практикой» .

Вместо «Правил испытаний…» Наркомпрос выпускал инструкции, которые по содержанию очень напоминали дореволюционные «Правила». Сравните сами: темы для письменных работ по родному языку при выпускных испытаниях в средней школе устанавливались краевыми и областными (в крупных городах — городскими) отделами народного образования, правда, система оценивания была гораздо строже.

«Если в работе есть хотя бы одна грубая ошибка, работу нельзя оценить отметкой выше „удовлетворительно“, если же в работе окажется две грубые ошибки, работа должна быть оценена отметкой „неудовлетворительно“».

Из инструкции Наркомпроса по проведению проверочных испытаний в начальной и средней школе (1933 г.).

А в 1944 г. вышло новое постановление СНК СССР «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе», в котором предписывалось «установить для учащихся, оканчивающих начальную и семилетнюю школу, обязательную сдачу выпускных экзаменов, а для учащихся, оканчивающих среднюю школу, сдачу экзаменов на аттестат зрелости. Сдачу выпускных экзаменов и экзамены на аттестат зрелости ввести с 1944/45 учебного года» . Да, в 1944 г. основному документу выпускника вернули дореволюционное название — аттестат зрелости. Правда, теперь поступить в вуз без экзаменов могли не все обладатели аттестатов, а только золотые и серебряные медалисты.

Для получения золотой медали надо было иметь полугодовые, годовые и итоговые отметки „отлично“ по всем общеобразовательным предметам учебного плана, а серебряную медаль давали тем, у кого в этом перечне было не более двух отметок „хорошо“» .

В новой инструкции подробно регламентирована процедура проведения экзаменов на аттестат зрелости: порядок допуска, сроки проведения, что сдается письменно, что устно, тип заданий и пр. Строгости во время прохождения письменного экзамена были такие же, как в гимназиях: выходить из экзаменационного помещения запрещалось; в случае необходимости выйти мог один ученик, предварительно сдав работу члену комиссии, который делал в ней соответствующие пометки.

Что касается итогового сочинения — теперь экзамены начинались именно с него:

«По русскому языку и литературе: на письменных экзаменах надо — правильное понимание темы и уменье выражать свои мысли ясно, последовательно, правильным языком и вполне грамотно. На устных экзаменах — знание грамматики, уменье провести грамматический разбор, понимание исторического развития русской литературы, знание главнейших литературных произведений, биографий крупнейших русских писателей, особенностей их художественного творчества, знание основных вопросов теории литературы. По русскому языку и русской литературе в нерусских школах экзаменующиеся на аттестат зрелости должны обнаружить знание основных законов и правил русского языка, умение свободно читать и понимать художественную и научную литературу и передавать устно, и излагать письменно содержание прочитанного, а также свои мысли, правильным русским языком».

Темы для сочинений, готовились централизованно Наркомпросом РСФСР (или в республиках) и посылались директорам школ не позднее чем за пять дней до начала экзаменов в запечатанных пакетах. Эти пакеты вскрывались в присутствии членов экзаменационной комиссии за час до начала экзамена. Предлагалось три темы, и выбор учащийся имел право сделать сам.

Какие темы были предложены выпускникам 1944–1948 гг.? А какие они предпочли? Об этом в книге, которая так и называется: «На аттестат зрелости».

На аттестат зрелости. Сборник экзаменационных сочинений по литературе учащихся московских средних школ выпусков 1945-1948 гг.
На аттестат зрелости : Сборник экзаменационных сочинений по литературе учащихся московских средних школ выпусков 1945-1948 гг. — М. : Изд. моск. гор. ин-та усовершенствования учителей,1949. — 280 с.

Читать

В каталоге

Только, пожалуйста, читая этот сборник, имейте в виду, что в советское время литература использовалась для решения многих идеологических задач в сфере воспитания молодого поколения. Изучение курса литературы должно было не только (и не столько) «раскрыть учащимся идейное богатство и художественную силу образцов лучших произведений литературы, но и использовать исключительную роль литературы в воспитании высоких моральных качеств советского человека» .

Из предисловия:

«Вниманию широкой советской общественности предлагаются экзаменационные сочинения десятиклассников на аттестат зрелости. Нам представляется, что подобное раскрытие работы школы будет наиболее объективным показом результатов изучения курса литературы и одновременно наиболее полно отразит мысли и чувства выпускников, уровень их зрелости, взгляды на жизнь и общественные явления, отобразит политическое сознание выпускников школы, раскроет их патриотические чувства, любовь к родине, партии, правительству» , и одновременно объективно отразят, «насколько успешно и как претворяются решения нашей партии по идеологическим вопросам в практике школьной работы, в частности, в преподавании литературы» .

По содержанию. Для сборника были отобраны наиболее характерные (по утверждению составителей), экзаменационные работы трёх типов:

— сочинения, представляющие собой добросовестное, грамотное и живое изложение того, что экзаменующиеся усвоили по данной теме; подобные сочинения не блещут оригинальностью или особой выразительностью, а являются просто добротными школьными сочинениями, имеющими основания быть оцененными высшим баллом;

— сочинения с оригинальным решением тем, эмоциональным восприятием материала и подачей его в художественной форме; среди подобного рода сочинений немало ярких работ, написанных с большим юношеским чувством (!), взволнованно и выразительно;

— и, наконец, сочинения с рассудочным подходом к теме, с собственным (иногда своеобразным) приемом анализа и выводами историко-литературного плана; эти сочинения наиболее полно характеризуют зрелость учащихся и образ их суждений.

В сборник вошли 76 сочинений, разделенных по годам и темам следующим образом:

—1945 г.: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы…» (А.С. Пушкин); «Идейное богатство и душевная красота людей в романе Горького „Мать“»; «„Слово о полку Игореве“ как величайшее произведение русского искусства».

1946 г.: «Народу русскому пределы поставлены, перед ним широкий путь» (Н.А. Некрасов); «Особенности драматургии Чехова и Горького»; «Светлые образы русских женщин в художественной литературе».

1947 г.: «Боевое искусство, ведущее борьбу за лучшие идеалы народа, — так представляли себе литературу и искусство великие представители русской литературы» (А.А. Жданов); «Черты народного героя в творчестве советских писателей»; «Некрасов как поэт революционной демократии 60–70-х годов XIX века».

1948 г.: «Всемирной надеждою стала советская наша страна» (В.И. Лебедев-Кумач); «Ленин — вождь и человек в изображении Горького и Маяковского»; «Значение творчества Островского в истории русской драматургии и театра».

Если честно, то отличить «добросовестное, грамотное и живое изложение усвоенного» от сочинения «с рассудочным подходом к теме, с собственным приемом анализа и выводами историко-литературного плана» очень сложно. После третьего начинает казаться, что все их писал один человек и, скорее всего, не школьник. Все авторы грамотно и четко выражают свои мысли. Все демонстрируют знание художественного произведения, биографии автора, правильно отбирают цитаты, знают жанровые и композиционные особенности произведения, грамотно раскрывают образ героев и суть конфликтов. И все без исключения работы написаны с большим юношеским чувством, взволнованно и выразительно.

Как уверяют составители, эти сочинения — документальный материал и редакционной правке он не подвергался за исключением мелких погрешностей. И если это так, то испытания на гражданскую и политическую зрелость выдержали все авторы без исключения и каждый имеет право повторить за Н. Петровой (345 средняя школа Бауманского района Москвы):

«Сегодня для меня замечательный день, потому что сегодня я выхожу в жизнь, на большую, широкую, светлую дорогу. Она видна мне вся, такая прямая, как луч, эта дорога. Я пройду по ней так, как прошли до меня миллионы юношей и девушек, пойду и спрошу себя: „Кому же ты обязана своей свободой и этой возможностью идти своим путем смело и бодро, не боясь, что враги света и радости схватят тебя и сломают, разобьют твою жизнь. Разве ты не с радостью и ликованием отдашь свои способности всему тому, что спасло тебя от гибели“. И я могу твердо ответить: „Да, я благодарна нашей армии, нашему Сталину, нашему народу, я счастлива и не пожалею себя, чтобы только видеть мою Родину гордой, свободной, ликующей“».

Сразу становится понятно, почему в советской школе сочинение было главным выпускным экзаменом и обязательной формой проверки при поступлении в вуз. Так и оставалось практически до распада СССР. Потом наступило время ЕГЭ, но в 2014 г. сочинение вернулось. Сегодня тематические направления утверждаются Федеральным институтом педагогических измерений. Они общие для всей страны. А внутри уже составляются конкретные темы сочинений, которые затем распределяются по часовым поясам, но выпускники узнают их только на экзамене. Требования к работе: рекомендуемый объем — 350 слов (сочинения короче 250 слов не проверяются), самостоятельность в написании и соответствие теме. Подтверждать свои мысли нужно примерами из литературы. Учитывается качество письменной речи: отсутствие речевых ошибок и разнообразие лексики. И, конечно, грамотность: на 100 слов должно быть не больше пяти ошибок (грамматических, орфографических и пунктуационных).

Кстати, Антон Павлович Чехов за выпускное сочинение получил четверку, несмотря на то что комиссия отметила литературные достоинства его работы. И тема ему досталась интересная: «Нет зла более, чем безначалие».