Электронная библиотекаМолодежь России

Немного о традиционных ценностях: из истории российской семейной педагогики

Семья — первооснова общества, его главная ценность и гарантия демографического благополучия любой страны. Великий русский учёный М.В. Ломоносов однажды отметил: «Величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа, а не в территории тщетной без обитателей». Поэтому неслучайно (и не впервые) 2024 год объявлен в Российской Федерации Годом семьи, «в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи» и сохранения традиционных семейных ценностей.

Семью мы не выбираем, но именно она накладывает отпечаток на нашу дальнейшую жизнь. Это первый и наиболее важный «воспитательный» институт человека. В семье формируются наши первые ценностные ориентации (сначала что такое хорошо, а что такое плохо), в дальнейшем определяющие очень многое: стиль жизни, уровень притязаний, способы их достижения, и что особенно важно — представление о том, какими должны быть наши собственные семейные отношения. Конечно, не только семья влияет на формирование личности, но психологи утверждают, что определённая причинная связь с опытом, полученным в детстве, всегда присутствует в жизни взрослого человека.

Решение многих актуальных проблем, связанных с вопросами семьи, невозможно без учёта прошлого опыта (особенно в контексте сохранения традиционных семейных ценностей). Поэтому для обзора мы отобрали книги, посвящённые проблемам семейного воспитания, изданные во второй половине XIX — начале XX в., именно тогда сформировались модель семьи, актуальная до сегодняшних дней, и соответствующая ей теория семейного воспитания как самостоятельная отрасль отечественной педагогики.

Мы все о светлом будущем мечтаем.
И некогда нам прошлое листать.
Мы классиков, конечно, почитаем,
Но всё-таки их лучше прочитать…

В. Шкиндер, педагог и поэт, из стихотворения «Об отношении к классикам»)

После отмены крепостного права российское общество переживало большие изменения во всех сферах. Традиционная семья тоже.

«Великое освободительное начало мало-помалу проникало во все стороны жизни русского общества, смягчая людские отношения, раскрепощая закрепощённых, поднимая и облагораживая личность. В этом направлении предстояла огромная работа, так как обществу приходилось перестраивать свои экономические и правовые отношения, одновременно обновлять и расширять свои понятия, взгляды, идеи. Закрепощёнными оказались не только крестьяне — помещиками, но и дети — родителями, женщины — мужчинами, а умы и чувства — старыми идеями и системами».

(Каптерев П.Ф. «Новая русская педагогия, её главнейшие идеи, направления и деятели»).

Не сразу, но разрушались патриархальные устои, слабела родительская власть, менялось отношение к религии. Изменялось законодательство в сторону пересмотра неограниченной юридической власти мужа над женой, защиты детей от родителей, злоупотребляющих своей властью. Всё больше и больше семья воспринималась как добровольный, «товарищеский» союз самоценностных личностей, связанных взаимной привязанностью, взаимными обязательствами и стремлением обеспечить личностное развитие и безопасность членов семьи. Дети становились равноправными членами этого союза, а родители несли моральную ответственность за их жизнь и благополучие. Соответственно, новое содержание должна была получить сфера воспитания. Однако на предыдущем этапе отечественная педагогика больше занималась школьным образованием. Семейное воспитание в определённой степени стало «новооткрытой областью педагогики», особенно после того, как в результате образовательных реформ 1860-х гг. школы устранились от воспитательных обязанностей, целиком возложив их на семьи. А это потребовало специальной подготовки родителей, особенно матерей, поскольку часто женщины, получив образование и большую степень свободы, вступив в брак, сталкивались с теми же проблемами, что их матери и бабушки. И тут на помощь пришло общество. Не государство, а именно гражданское общество. Разработка проблем семейного воспитания в русской педагогике конца XIX — начала ХХ в. происходила по инициативе и при самом широком, добровольном и заинтересованном участии общественности — педагогов, врачей, писателей, общественных деятелей и, конечно, самих родителей. Особенно активно вступили в процесс молодые педагоги, сурово настроенные к «поколению отцов», поскольку, по их мнению, даже в хороших семьях детям не давали ни духовной пищи, ни простора для умственной деятельности, и «молодое поколение вырастало, не получая ни добрых советов, не видя честных примеров, не воспитав в себе культурных привычек». Сначала начали издаваться многочисленные журналы: для матерей («На помощь матерям», «Семейное воспитание», «Педагогический листок», «Образование», «Женское образование»), для педагогов («Вестник воспитания», «Семья и школа», «Свободное воспитание»). В прессе печатались статьи о состоянии и проблемах семейного воспитания. Появился новый жанр — «письма к интеллигентной матери», в рамках которого давались советы о правильном воспитании детей, формулировались проблемы и способы их разрешения. Затем появились различные общественно-педагогические организации: для детей, матерей и в целом всех неравнодушных, кто желал поучаствовать в процессе.

«За последние 20–30 лет в русском обществе пробудился огромный интерес к вопросам воспитания, обучения, образования. Общество пришло к убеждению, что правительство делает недостаточно в целях расширения знаний, что общество обязано само взять на себя инициативу расширения сети образовательных учреждений, что существующих учреждений слишком мало, что, наконец, многие из них не удовлетворяют назревшей потребности».

Это уже цитата из первой книги обзора, посвящённой Санкт-Петербургскому Родительскому кружку — первому учреждению такого рода не только в России, но и во всём мире.

Либрович С.Ф. Школа для родителей
Либрович С.Ф. Школа для родителей / С.Ф. Либрович. — СПб.; М., 1912. — 36 с.

Читать

В каталоге

Это издание — своеобразный отчёт о деятельности Санкт-Петербургского Родительского кружка за 30 лет деятельности и одновременно исторический очерк. Написано с большим чувством, что не удивляет. Автор С.Ф. Либрович — писатель, историк, журналист, просветитель, сам участник Родительского кружка, человек, увлечённый проблемами семейного воспитания.

Главная мысль, которую отстаивали и продвигали участники, — самая важная роль в воспитательном процессе принадлежит семье. Она обладает уникальными возможностями для формирования и развития индивидуальных качеств и удовлетворения потребностей детей. Именно в семье заложен «педагогический фундамент» для последующего физического, умственного и нравственного развития личности. Члены Родительского кружка выступали за создание «эмоционально комфортной» семейной среды, основанной на взаимной любви и общности интересов, в которой в супружеских и детско-родительских отношениях за любовь платят любовью, за уважение — уважением. Детство члены Родительского кружка рассматривали как отдельную и особенную стадию развития человека. А проблемы семейного воспитания заключались в непризнании родителями детства ключевым этапом развития. Например, очень многие родители принимали импульсивность и несдержанность, присущие ребенку (капризы и шалости), за недостатки, а не «свойства, которые составляют специальную принадлежность детства»; относились с пренебрежением к проблемам ребёнка, считая их несущественными или надуманными. Другими словами, члены Родительского кружка были критически настроены по отношению к родителям, которые отказывались позволять своим детям быть детьми, а не маленькими взрослыми (как правило, по причине отсутствия необходимых знаний о природе ребёнка и особенностей детской психологии).

Со временем предполагалось назвать кружок «Обществом для наблюдения за развитием ребёнка», но как-то само собой утвердилось первоначальное, скромное название, тем более что поначалу на заседания допускались только родители, а «бездетные лица, занимающиеся изучением детской природы» только в виде исключения. От года к году состав кружка расширялся и постепенно превратился в первую в своём роде «школу для родителей». Где одновременно учат и учатся, «где сообщение знаний не ограничивается лекциями специалистов, где допускается свободный обмен мнениями между учащимися и учащими» — с 1890 г. на заседания кружка стали допускаться все интересующиеся вопросами воспитания лица «сколько-нибудь известные учредителям и первым членам кружка».

Сначала кружок занимался исключительно вопросами домашнего воспитания, но постепенно к ним добавились вопросы школьного образования (насколько в этих вопросах было допустимо участие родителей) , затем вопросы общественного воспитания и, наконец, более широкие вопросы общего воспитания не только детей, но и взрослых.

Как проходили заседания? Наметив для обсуждения определённую тему, Совет кружка приглашал специалиста и предлагал ему сделать доклад или сообщение, затем начиналось обсуждение. Каждый мог высказать своё мнение, задать любые вопросы, подвергнуть докладчика критике или подкрепить его выводы примерами из собственной практики, поделиться личными наблюдениями на тему. В выборе тем кружок всегда руководствовался высказыванием Н.И. Пирогова (знаменитого врача, основоположника военной хирургии, отдельным направлением общественной деятельности которого была педагогика) : «В педагогии нет вопросов более важных или менее важных — все важны».

Кружок всегда откликался на злободневные темы:

«Трудно указать хотя бы один вопрос, который за 30 лет не подвергся бы обсуждению. Начиная с вопросов гигиены и физического развития новорожденных и заканчивая вопросами о самоубийствах учащихся и значении психоневрологического исследования детей».

Не забыты при этом были и «отсталые» и «преступные» дети, а также вопросы нравственного воспитания — «о развитии в юном поколении здоровой любви к отечеству и ко всему человечеству и пр.».Особенно страстные дебаты вызывали в Кружке вопросы об организации национального и религиозного воспитания. Одна группа стояла за необходимость развития в детях религиозного и патриотического чувства; оппоненты считали, что религиозность в воспитании и в особенности обрядность — опасный фактор. А патриотизм противоречит основной идее нравственного воспитания — любви к человеку вообще (в виду большого числа желающих высказаться, этим вопросам было посвящено несколько заседаний) .

Трудно перечислить все проблемы, упомянутые в книге Либровича, которые обсуждались на заседаниях кружка: от организации детского чтения и взаимодействия семьи и школы до предложений Министерству народного просвещения относительно необходимых реформ, осуществление которых могло оказать благотворное влияние на учебно-воспитательное дело.

Но одними словесными обсуждениями кружок не ограничивался. Очень часто по итогам заседаний доклады и сообщения выходили отдельными брошюрами — с учётом всех замечаний, но печатались они несвязно, разрозненно и не могли «оказать всего своего действия» . Поэтому Родительский кружок принял решение выпустить «Энциклопедию семейного воспитания и обучения». Предполагалось, что теперь родители не только смогут разумно воспитывать своих детей, но и формировать на основании представленных материалов собственное педагогическое мировоззрение, а также критически осмысливать различные явления в сфере семейного воспитания. Публиковалась «Энциклопедия…» с 1898 по 1910 годы. Всего вышло 59 томов, написанных учёными, теоретиками педагогики и врачами: А.Н. Острогорским, И.А. Сикорским, П.Ф. Лесгафтом, П.И. Ковалевским, П.Ф. Каптеревым и другими не менее известными педагогами, врачами, общественными деятелями.

«Энциклопедия семейного воспитания и обучения» была одобрена Министерством народного просвещения и рекомендована для фундаментальных библиотек средних учебных заведений, для учительских институтов и гимназий, для учительских библиотек народных училищ, для фундаментальных библиотек и библиотек педагогических курсов и классов средних учебных заведений Ведомства учреждений Императрицы Марии. А также допущена в фундаментальные библиотеки духовных семинарий и бесплатные народные читальни.

Издание было отмечено и за границей: на выставке в Льеже «Энциклопедия…» получила медаль. Продолжением «Энциклопедии домашнего воспитания и обучения» стала «Энциклопедия общественного воспитания и обучения», посвящённая образованию вне семьи, различным социальным проблемам, таким как детская преступность. С 1910 по 1915 гг. вышло семь выпусков.

«Энциклопедия семейного воспитания и обучения» не похожа на обычные энциклопедии: это не сжатые статьи в алфавитном порядке, а «дельно, популярно разработанные очерки по различным вопросам, имеющие целью учить родителей и воспитателей делу семейного воспитания и обучения». Конечно, не выпуски были «одинакового достоинства», но «между ними есть много ценных, полезных, поучительных, в которых родители найдут важные для себя практические указания» .

И находят сейчас. Некоторые выпуски энциклопедии в виде отдельных книжек были переизданы уже в наше время и нашли своего читателя. Это не только специалисты, занимающиеся проблемами воспитания. Труды П.Ф. Каптерева «Задачи и основы семейного воспитания», «О природе детей», «Ребёнок и школа», «О педагогическом методе», «Образовательный процесс — его психология» часто обсуждаются на «мамских» форумах в интернете.

Мы тоже отобрали несколько выпусков энциклопедии.

Казмин Н.В. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. LV. Современное семейное воспитание в России
Казмин Н.В. Энциклопедия семейного воспитания и обучения : вып. LV. Современное семейное воспитание в России / Н.В. Казмин. — СПб., 1901. — 68 с.

Читать

В каталоге

Перед нами большой обзорный доклад, даже исследование, написанное хорошим литературным языком, где, помимо описания моделей семейного воспитания, характерных для разных социальных групп, автор широкими мазками рисует общую картину «обывательской» жизни послереформенной России. Очень подробно и эмоционально рассказывает он об условиях жизни, организации быта, традициях, предрассудках и прочих интересных вещах.

«Россия — страна с исключительно многочисленным сельским населением»— поэтому главы с первой по пятую посвящены крестьянству: от физических условий жизни до традиций нравственного воспитания, основанного на патриархальных ценностях. В целом, картина не радует. Крайняя бедность, тяжёлые жилищные и бытовые условия, из-за которых «дети, живя в деревне, среди природы часто болеют и гибнут от недостатка свежего воздуха» . Отсутствие элементарной гигиены — уборка избы проводится два-три раза в год, перед самыми большими праздниками; в баню ходят редко, постельного белья не существует. Питание скудное, однообразное. Пьют крестьяне, согласно приведённым данным отчёта Центральной статистической комиссии, немного. Но способ употребления водки гибельно сказывается на состоянии здоровья: пьют хоть изредка, но «до потери сознания». При этом в сельской местности практически отсутствует медицинская помощь. Как следствие — «физическое обеднение родителей»сказывается на здоровье потомства. Крестьянские дети часто родятся хилыми и массами погибают в первые же дни после рождения. Добавим к этому «нелепые традиционные приёмы первоначального воспитания» : свивальники (чтобы ноги были прямые и чтобы ребёнок лежал спокойно) , неправильное кормление, а также другие традиционные антисанитарные ужасы, часто замешанные на суевериях. Но не всё так печально, потому что «крестьянские дети, живущие вопреки требованиям гигиены, по-видимому, только тем и поддерживают своё завидное перед городскими детьми здоровье, что целые дни проводят на свежем воздухе» (те, кому удалось пережить трудности младенческого возраста) . Ещё более благотворно влияет на умственное развитие уличная свобода, полная приключений, наблюдений и борьбы. Например, общественные игры, в которых сохранился богатырский дух русского народа. Тут автор с сожалением отмечает, что игрища постепенно становятся досугом исключительно детей, а молодёжь с каждым годом принимает участие в традиционных забавах всё реже — «под влиянием внешней „цивилизации“, вносящей в село понятие условных приличий» . Если мальчиков необходимость непосильно трудиться преждевременно превращает в «маленьких мужичков» , то положение девочек просто надрывает сердце любого неравнодушного человека — девочка-нянька, «немощное, слабосильное, обременённое заботой существо, с вечным выражением беспокойства на бледном личике» . Нравственное воспитание крестьянских детей вполне соответствует патриархальной модели семьи с её строгим подчинением не только авторитету отца, но и любым авторитетам вообще, а также неумеренной религиозностью, обесценивающей жизненные блага, лишающей душевных сил и инициативы («всё на небе, счастье не здесь, а там, за гробом») . Усугубляет ситуацию почти поголовная неграмотность. Становится очевидно, что патриархальная семья своё отжила, но всё ещё сопротивляется. Однако прогресс не остановишь, и под напором изменений, происходящих в обществе, рано или поздно ей придётся сдаться.

Главы с шестой по десятую рассказывают о семейных традициях и воспитании городских детей. Картина пёстрая. Это семьи бедноты маленьких и больших городов: «низшие классы» — мелкие торговцы, прислуга, ремесленники, фабричные и заводские рабочие, и прочие. Здесь о воспитании, как правило, не задумываются вовсе. Все силы уходят на то, чтобы выжить.

В более зажиточных городских классах положение неудовлетворительно уже не вследствие бедности, а по причине некультурности и веками установившегося невнимания к детям. «Приличная» семья среднего русского обывателя часто ограничивается только внешней квазицивилизованностью. Всё внимание внешней стороне, это ведь так важно для жизни — «для знакомств, для карьеры». То же самое и в семейных отношениях.

В гостиной, столовой, в зале — всё благоустроено, есть не только нужное, но и лишнее, «но зайдите в спальню и особенно в детскую, и обнаружится грустная закулисная сторона. Все дети спят в одной комнате, часто в одной кровати, на сундуках, диванах, а то и просто на полу. Тут же где-нибудь приютилась прислуга или кто-нибудь из старших родственников. Ни свежего воздуха, ни нормального освещения, ни вентиляции — всё это вздор, выдумки нового времени „если же мы при таких условиях и дожили вот до каких лет!“».

Несколько лучше обстоит дело в небогатых, но «интеллигентных» семьях, воспитывающих потомство «по Жуку». Это самая активная и восприимчивая часть семей, понимающая разумность и необходимость перемен.

* Доктор В.Н. Жук (1847–1915) — известный в дореволюционной России врач и просветитель. Его книга «Мать и дитя» стала первой работой, посвящённой гигиене беременности, родов и ухода за младенцами, целиком основанной на научных знаниях. Правила и рекомендации, представленные в ней, позволили уменьшить детскую смертность, очень высокую в Российской империи. Выдержала до 1917 г. 10 изданий.

Но и здесь добрые намерения не всегда приводят к нужным результатам по причине недостаточной педагогической подготовки: «Наиболее частая ошибка — излишняя пунктуальность, слишком слепое следование книге, мешающее приспособиться к индивидуальным особенностям ребёнка» . А ошибки ведут к разочарованиям. И часто русские родители воспитывают «по Жуку» только первого ребёнка и то недолго, от силы год или полтора. А затем старшие члены семьи, приверженцы старых традиций, «которые лучше знают, как надо» , одерживают верх, и мать сдаётся.

Таково положение русской женщины, получившей образование и имеющей желание реализовать себя вне семьи: «Она должна или отказаться от радостей материнства, или целиком замуравить себя в детской, отдавшись воспитанию ребенка, сделаться „самкой“, „наседкой“ и вести воспитание целиком по своим взглядам; или же поручать ребёнка людям, которые всё дело воспитания повернут по-своему».

Что касается семей «высших классов», то тут женщину отрывают от детей условия светской жизни. Привыкнув с детства сваливать все неинтересные домашние дела на прислугу, светская женщина и воспитание поручает людям чужим, «благо материальное положение позволяет ей иметь и кормилицу, и няньку, и гувернантку» . А русская няня конца 19-го — начала 20 века — это совсем не «Арина Родионовна», а сплошь и рядом бывшая прислуга, оказавшаяся непригодной для других занятий. А бывает, в няни берут деревенскую девочку, которую родители отдают в люди против её воли, по крайней нужде. И маленькая няня, для которой этот труд часто не по силам, через неделю-другую начинает ненавидеть ребенка, своего постоянного мучителя: «Нередки случаи, когда такие няни тайком бьют, щиплют, кусают ребёнка, вымещая на нём ужас своей беспросветной жизни» . Вот какие ужасы бывали, и это совершенная правда, вспомните рассказ Чехова «Спать хочется», где как раз такая маленькая няня, доведённая до изнеможения, придушила хозяйского ребёнка подушкой.

В любом случае русская няня, даже обладающая мягкостью, сердечностью и прочими качествами, свойственными русскому народному характеру, но без специальной подготовки, касающейся гигиены, физического развития, воспитания, не соответствует целям нового семейного воспитания. Как раз поэтому одной из удачно реализованных инициатив Родительского кружка стало открытие «Педагогических курсов матерей и нянь», правда, погоды они не сделали, поскольку вся деятельность Родительского кружка велась за счёт добровольных взносов.

Те же претензии были к гувернанткам и боннам («порядочная интеллигентная гувернатка-иностранка является крайним исключением») . И это мы ещё не дошли до состояния образовательной составляющей домашнего воспитания. В книге всё это есть, и написано очень интересно, со всякими подробностями и наглядными примерами из жизни. Читайте. Тем более выпуски этой по-настоящему популярной энциклопедии хороши ещё тем, что в них примерно 30–60 страниц.

Каков итог этого авторского исследования положения русской семьи:

«Современная русская семья болеет многими недугами, причины которых лежат далеко вне её и излечение которых также не зависит от её единичных усилий… Историческое прошлое русского народа не дало здоровых традиций, применение и развитие которых могли бы создать единую национальную систему воспитания. Татарщина, крепостничество, полицейский гнёт, многовековое бесправие — внесли гнёт и бесправие в русскую семью, придавили личность, создали типичное русское безволие, безучастность ко всему, что выходит за границы собственного частокола, тяжёлое недоверие к личным усилиям, которое так образно выражается грустной народной поговоркой: „ничего не поделаешь“».

Но за последнее время многое изменилось. И при помощи педагогов, врачей, общественных деятелей и, конечно, при широком участии неравнодушных родителей кризис русской семьи непременно удастся преодолеть.

Следующий выпуск посвящён гендерному аспекту семейного воспитания, поскольку большую роль в формировании модели новой семьи сыграл процесс женской эмансипации:

«Учиться, читать, а там принять посильное участие в общественной деятельности, жить своим трудом, — жизнь слишком дорога, нельзя сидеть на шее родителей; конечно, если будет возможность, она выйдет и замуж. Но пока это не входит в её расчёты… У девушек из интеллигентных семей постепенно меняются приоритеты».

Поворинская В.В. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. L. О приучении девочек к домашнему хозяйству
Энциклопедия семейного воспитания и обучения : вып. L. О приучении девочек к домашнему хозяйству / В.В. Поворинская. — СПб., 1902. — 36 с.

Читать

В каталоге

Тут ключевое слово — постепенно. У девушек постепенно меняются приоритеты, а у автора выпуска (и не только у неё, к сожалению) , посвящённого воспитанию в девочках хозяйственности и домовитости, — также постепенно меняется мировоззрение (если бы быстрее, то она назвала бы свой доклад «О приучении детей...») . Традиция победила, поскольку и в 21 веке ведение домашнего хозяйства считается по умолчанию женским делом.

Но тут пафос в другом. Автор продвигает мысль, что заниматься домашним хозяйством самостоятельно несравненно выгоднее и экономнее, чем сидеть в конторе за 25–30 рублей и выполнять совсем нелёгкую работу:

«Высиживать полдня в душной, убийственной атмосфере конторы, выслушивать грубые покрикивания начальника (иной раз гораздо менее образованного, чем она), выдерживать 5–7 часов напряжённой, но вовсе неинтересной работы — всё это считается более почётным делом, чем заменить в родной семье горничную, кухарку, няньку, экономку».

Почему так происходит, спрашивает автор, разве это не предрассудок, против которого надо бороться? Между тем если бы девушку с детства приучили не относиться пренебрежительно к домашней работе — «это ведь дело прислуги», то, выполняя домашние обязанности самостоятельно, ей удалось бы сэкономить гораздо больше 25–30 рублей. И муж, если она уже замужем, возвратившись с работы, смог бы получить нужный комфорт, которого лишён, поскольку наёмная женщина, даже усердно исполняя своё дело, непременно просмотрит какую-нибудь мелочь, пустяк.

«А именно „пустяк“ придаёт семейной жизни тот оттенок, что-то неуловимое, что делает её милым чудным „уголком“, куда каждый член семьи стремится как в желанную тихую пристань».

А главное, сама женщина не чувствует счастья, поскольку всё не так, члены семьи недовольны, дети капризничают и так далее.

Всё потому, что современная женщина не «домовита», не хозяйка. Иначе ей бы хватило времени на всё: и на общественные занятия, и на воспитание детей, и на мужа.

«Воспитывая ваших девочек на всём готовеньком, избавляя их от труда собственных рук в детстве и отрочестве, вы создаёте им в будущем жизнь без порядка, создаёте почву для бесчисленного множества мелких, но несносных неприятностей, отнимаете у них оружие из рук, обрекаете на рабство».

Поскольку неприученные к труду девушки несвободны в выборе жизни и многие из них продадут себя, то есть, конечно, продадут благородно, выйдя замуж по расчёту за человека со средствами, «не рискуя обречь себя на трудовую жизнь недостаточно обеспеченным мужем».

В этом замечательном докладе есть обо всём. И о зависимости необученных дочерей от прислуги: кто госпожа в доме: нервная, неприспособленная барыня или проворная горничная? Ответ понятен, и вот уже горничная делает что хочет: капризничает, подчас обсчитывает свою барыню, носит барынино бельё — «а барыня всё терпит, потому что она жалкая раба своей наёмницы». И всё в таком же духе. Масса забавных бытовых мелочей. Конечно, про приучение к труду тоже есть. И вполне профессионально всё расписано. Но превалирует мысль о том, какое наслаждение трудиться, жить, осознавая, что не утруждаешь другого человека, не заставляешь его делать то, что сам не хочешь. И приносить пользу близким. Заботиться о других — что может быть благороднее? И как светло и радостно, и покойно на душе, когда спина и ноги немного ноют от усталости после работы. Кроме того, домашний труд полезен для здоровья:

«Многие дамы занимаются массажем, тренируют себя, ездят на воды, борясь с ожирением и платя при этом безумные деньги врачам и аптекам… А между тем у них под руками такое чудное средство для борьбы со всеми этими недугами — работа по дому. Лучше гимнастики не придумаешь: разнообразие в движениях, сравнительная лёгкость их, неутомительность. Все мускулы заняты, всё тело работает… Возьмём, например, стирание пыли: голова, руки, корпус, ноги — всё двигается, испытывает известное напряжение... Вот почему, если признать, что работы по дому не только не носят в себе ничего унизительного, а наоборот, оздоровляют тело и поднимают настроение, вселяя в человека сознание, что он хорошо живёт, то мы должны приучать к этому наших детей с самого раннего детства».

Замечательная книга. Там ещё много всякого разного: от ухода за домашними животными до организации праздников.

Вывод: правильно подготовленная к ведению домашнего хозяйства девочка, став взрослой, никогда не будет напрасно тратить силы, время и деньги — «эти три основные богатства человека» .

И последняя книга:

Острогорский А.Н. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Вып. II. Семейные отношения и их воспитательное значение
Острогорский А.Н. Энциклопедия семейного воспитания и обучения : вып. II. Семейные отношения и их воспитательное значение / А.Н. Острогорский. — Вып. II. — СПб., 1898. — 67 с.

Читать

В каталоге

Тему настоящей брошюры составляет воспитательное значение отношений людей, связанных в семью. Здесь собраны наблюдения, которые даёт нам семья (причисляя няню и прислугу), и сделаны из этого определённые выводы.

Этот выпуск посвящён тому, как семья влияет на формирование личности и как определённая причинная связь с опытом, полученным в детстве, влияет на личность и характер взрослого человека. Чтобы всем было понятно, для демонстрации этих причинных связей автор выбирает людей, чьи биографии всем известны (даже нам сегодня) , а из фактов берёт те, в которых эти «причинные связи» выразились в более резких формах. Например, о том, какое влияние на последующую жизнь ребёнка может оказать отсутствие матери. Тут в качестве примера Острогорский берёт поэтов Лермонтова и Жуковского, и неизвестного нам барона Корфа. Последствия излишней семейной опеки и безграничного баловства (что является проявлением родительского эгоизма)показаны на примере Гоголя. А последствия чрезмерно строгого, до деспотичности, воспитания — на примере писателя Тургенева.

Пишет Острогорский и о различных вариантах неприязненных отношений внутри семьи: родня мужа недолюбливает невестку или родня жены — её мужа. Эти неприязненные внутрисемейные отношения всегда оказывают влияние на детей. Поэтому всегда следует думать в первую очередь о них.

Рассказывает автор и о роли и месте в воспитательном процессе представителей старшего поколения. К ним, безусловно, надо относиться с уважением, и они могут быть очень полезными членами семьи, но в воспитании это только помощники родителей. Они не должны брать на себя роль педагогов-цензоров и подрывать родительский авторитет, поскольку то, что было уместно в их время, спустя 20–30 лет непригодно — тут речь идёт не об идеях, а о приёмах и воспитательных мерах.

«Нормальная семья — союз, в котором, при всей индивидуальности её членов, царят дружественные отношения, взаимная поддержка и помощь, неразделимость радостей и горестей, словом, совместный труд с целью сделать жизнь лучше и легче. Дети в семье не первые и не последние, а равноправные члены её. Но появление их в семье составляет событие, с которого начинается новая полоса жизни… Если бездетные муж и жена имеют право искать личного счастья в той мере, в какой оно доступно людям, то дети вносят в их жизнь альтруистический элемент, который суживает рамки эгоистического счастья, но открывает горизонты в других направлениях».

Вот такая модель семьи была сформирована в начале 20 века. В целом, в таком виде она перекочевала в СССР (пусть не сразу). Примерно в таком виде она существует сейчас.

*****

В заключение совсем коротко расскажем о результатах последнего по времени (декабрь 2023 г.) опроса ВЦИОМ, посвящённого традиционным ценностям.

На первом месте среди ценностей лидирует семья (45%).

В блоке «Традиции vs современность» большинство россиян выбирает традиции, но в группе молодёжи расклад другой. Молодёжь до 25 лет выбирает современность (53% против того, чтобы всегда следовать традиционным духовным принципам); 25–34-летние находятся в условно переходной фазе (49% предпочтут следовать традиционным духовным принципам, 40% — нет). А после 35 лет доминируют традиции (35–44 лет — 63%).

Социологи объясняют это тем, что молодёжь больше подвержена влиянию глобализации и более космополитична. Она выросла в эпоху активного развития интернета и социальных изменений, что делает молодых людей более гибкими к принятию новых идей. А люди старше 35 лет, когда уже есть своя семья, дети, часто стремятся сохранять устоявшиеся нормы и ценности, которые воспринимаются ими как более стабильные и надёжные.

Примерно так же обстоит дело с семейными ценностями. Большая часть россиян убеждена, что важно сохранять традиционные семейные ценности, культуру материнства и отцовства, поддерживать многодетность (77%). Эту точку зрения в равной степени разделяют мужчины и женщины (по 77%). Но чаще россияне, у которых, по-видимому, уже есть собственная семья и дети (35–44 лет — 77%, старше 45 лет — 85%).

«Не стоит держаться за традиционные семейные ценности, они меняются со временем» — так думает 16% россиян, в основном — молодёжь (42% в группе до 25 лет и 26% в группе 25–34-летних). Можно предположить, что в этом возрасте многие ещё не вступили в брак и не стали родителями. Их интересы пока сосредоточены на другом: поиске себя, самореализации, образовании и профессиональном становлении. Поэтому им легче поддержать идею отказа от традиционных семейных ценностей в пользу перемен.