История нашей армии началась в октябре 1917 г. с создания первых отрядов Красной гвардии, участвовавших в Октябрьском вооруженном восстании. Вместе с отрядами революционных солдат и матросов она была вооруженной опорой советской власти в первые месяцы после революции. Однако начавшаяся Гражданская война и военная интервенция выявили недостаточность этих сил, их слабую военную подготовку и отсутствие централизованного управления. Поэтому 15 января 1918 года Совет народных комиссаров принял декрет об организации Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) «из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся классов», но в которую в то же время могли вступить все граждане страны, желающие «отдать свои силы, свою жизнь для защиты завоеванной Октябрьской Революции и власти Советов и социализма».
Новой власти были необходимы люди не просто сознательные, убежденные в правоте дела, за которое сражаются, но и образованные защитники революции и власти советов. В годы Гражданской войны ответственность за развитие культурных учреждений в армии была возложена на Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет), входивший в общую систему Наркомпроса РСФСР. В Главполитпросвете действовал военный сектор, которому подчинялись в деле ведения политико-просветительной работы все политорганы Красной Армии. На первом месте тогда стоял вопрос о ликвидации безграмотности среди личного состава. Для этого организовывались школы и курсы по повышению грамотности. Согласно приказу от 4 сентября 1919 г. Военного совета республики организация школ, руководство процессом обучения грамоте взрослых, снабжение частей необходимыми учебными пособиями и письменными принадлежностями для красноармейцев возлагалось на культурно-просветительные комиссии частей и подразделений при политико-просветительных отделах фронтов, армий и дивизий, создававшихся по типу Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с безграмотностью. И уже к весне 1922 года неграмотность в рядах личного состава РККА удалось ликвидировать полностью. Это была большая победа нашей армии на культурном фронте.
Задачу политического просвещения и воспитания красноармейцев решали культпросвет учреждения РККА. Основными направлениями их деятельности среди красноармейцев стали приобщение личного состава к достижениям мировой и национальной культуры, литературы и искусства, а также к различным формам культурного творчества и организация досуга. Приказом Всероссийского бюро военных комиссаров № 363 от 12 декабря 1918 г. была утверждена схема организации культурно-просветительного дела в красноармейских частях, находящихся на фронте, состоящая из культурно-просветительных комиссий, красноармейских клубов, библиотек, читален. Ротные, полковые и батальонные культурно-просветительные комиссии являлись исполнительными органами по осуществлению этой работы:
«В том помещении, где живут красноармейцы, должна быть, по возможности, выделена особая комната для устройства в ней читальни: туда должны ежедневно доставляться газеты, журналы, здесь же должны находиться такие игры, как шашки, шахматы и т.д.» .
Следует отметить, что даже в это нелёгкое время на создание армейских культурно-просветительных организаций расходовались немалые средства.
Руководство Реввоенсовета, наркомы обороны М.В. Фрунзе, К.Е. Ворошилов, другие высшие военачальники также уделяли большое внимание вопросам продвижения культуры в армейские массы. Особенно интенсивно развернулось культурное строительство в армии и на флоте после окончания Гражданской войны. В это время начали появляться первые гарнизонные и окружные дома Красной Армии и дома Красного Флота культурно-просветительные учреждения нового типа, деятельность которых базировалась на опыте войск с учётом интересов военнослужащих всех категорий.
А 27 сентября 1927 года Реввоенсовет издал исторический для военной культуры страны Приказ № 516 о создании Центрального Дома Рабоче-Крестьянской Красной Армии имени М.В. Фрунзе. Именно по инициативе М.В. Фрунзе советского государственного деятеля, героя Гражданской войны и военачальника (заместитель председателя Реввоенсовета СССР, наркомвоенмор, начальник Военной академии РККА) , было принято решение об организации в Москве Дома Красной Армии имени В.И. Ленина. С деньгами в стране было туго, строить с нуля было слишком дорого, поэтому Московский Совет постановил отвести для будущего Дома Красной Армии одно из лучших зданий Москвы тех лет Екатерининский институт благородных девиц, дом № 2 по площади Коммуны. Кроме того, был создан специальный фонд, куда поступали средства на реконструкцию, в том числе добровольные взносы от трудящихся. И вот в годовщину десятилетия РККА Центральный Дом Красной Армии имени товарища М.В. Фрунзе открыл свои двери. Почему имени Фрунзе, а не Ленина? Дело в том, что Михаилу Васильевичу не пришлось увидеть реализацию своего замысла (в октябре 1925 г. он скоропостижно скончался в результате неудачно произведенной операции по поводу язвы желудка) . Но учитывая его заслуги перед страной и страстное желание основать в Москве Центральный Дом Красной Армии «как средоточие идейно-воспитательной и культурно-массовой работы с личным составом Вооружённых Сил» , было принято решение увековечить его память, присвоив Центральному Дому Красной Армии его имя.
В 1928 году в стенах Дома занимались почти три тысячи командиров и политработников. При ЦДКА были открыты вечерняя и заочная военные академии, комвуз, различные курсы, которые позволяли кадровым командирам и начсоставу запаса получить высшее военное и политическое образование или подготовиться к поступлению в военные академии без отрыва от службы. В библиотеке ЦДРА сохранилось уникальное издание проект Устава ЦДКА 1928 года, которым определялись цели и задачи ЦДКА как учреждения, строящегося на основе «добровольчества, самодеятельности и общественности» , имеющего назначением организацию «внеслужебного быта своих членов» , а также ведение широкой военной и общекультурной работы. Учебно-научные кабинеты ЦДКА являлись одновременно и очагами активной оборонно-массовой работы, пропагандировали роль и значение военных знаний и военной подготовки для обороны страны. Деятельность кабинетов подробно освещалась на страницах газет и журналов. В первые же месяцы в ЦДКА начали действовать курсы руководителей ячеек Осоавиахима московских предприятий, проводились методические сборы, совещания и конференции актива оборонного общества, осуществлялся обмен опытом производственных коллективов по подготовке молодёжи к службе в армии.
ЦДКА сразу стал одним из центров культурно-художественной жизни столицы. Гордость ЦДКА составляют выросшие в довоенные годы в его стенах Центральный музей Вооружённых сил СССР и прославленные художественные коллективы Центральный академический театр Советской Армии и Дважды Краснознамённый имени А.В. Александрова ансамбль песни и пляски Советской Армии. Спортивный коллектив ЦДКА послужил базой для создания в будущем Центрального спортивного клуба Армии (ЦСКА).
Любопытно, что в ведении библиотеки ЦДКА была специальная библиотека-автомобиль: эта форма обслуживания читателей использовалась с 1937 года, а после начала Великой Отечественной выезжала для обслуживания бойцов на фронт.
А литературное направление? Ведь в истории российской словесности так много писателей-военных, от Гавриилы Державина (первые десять лет службы он провёл простым солдатом) до Льва Толстого, написавшего «Севастопольские рассказы» будучи ещё молодым артиллерийским офицером, включая Д. Давыдова, М. Лермонтова, офицеров-декабристов К. Рылеева, А. Одоевского, Раевского, А.А. Бестужева-Марлинского и его брата М.А. Бестужева и многих других известных поэтов и прозаиков.
Красная Армия приняла эстафету. Правильно поставленная культпросвет работа, проводимая в Красной Армии, военкоровское движение дали отличный результат. В частях организовывались, издавались журналы, произведения кружковцев печатались в специальных разделах газет. И примерно к середине лета 1930 г. образовалась инициативная группа, которая выдвинула на повестку вопрос о необходимости мобилизации художественного слова на службу обороны советской страны. В эту группу вошли пролетарские писатели (гражданские), военные писатели, представители армейского руководства и общественные деятели. Группа через центральные газеты («Правда», «Известия ЦИК», «Красная звезда», «Литературная газета» и др.) обратилась ко всем писателям СССР с призывом объединиться для создания литературы «помогающей рабочему классу Союза ковать свою боеспособность» и правильно отображающей классовое лицо Красной Армии и флота.
Призыв был услышан и в конце июля 1930 г. в Центральном Доме Советской Армии состоялось организационное собрание, на котором было окончательно оформлено Литературное объединение Красной Армии и Флота (ЛОКАФ) и избраны его руководящие органы.
ЛОКАФ просуществовал два года (1930–1932 гг.), но за это короткое время успел стать не просто массовой организацией, а организацией, включающей в себя «все силы Советского Союза, работающие на укрепление обороны страны и боеспособности РККА» . Его отделения были созданы практически по всему союзу: на Балтике, Украине, в Белоруссии, на Северном Кавказе и в Средней Азии, в Поволжье, на Дальнем Востоке.
Деятельность объединения была направлена «на укрепление обороны страны и боеспособности РККА» путем пропаганды «в художественной форме задач обороны страны, мобилизация вокруг этих задач общественного мнения и активности трудящихся СССР» .
Было выбрано три основных направления: привлечение уже состоявшихся писателей к творческой работе в области оборонной художественной литературы, руководство литературным движением в РККА «выращивание и воспитание» писательских кадров из красноармейцев, краснофлотцев и издательская деятельность. Чтобы гражданские писатели смогли полноценно освоить военную тематику, для них разрабатывались различные мероприятия: «курсы военизации» писателей, где военспецы рассказывали им об особенностях деятельности Красной армии, ведении военных действий и т. д.; организовывались литературные вечера и встречи, литературные конкурсы с денежными премиями и правом публикации произведений. Кроме того, гражданские писатели имели возможность отправиться в оплачиваемые командировки (и отправлялись в армейские лагеря или на маневры). Все эти меры дали результат: ЛОКАФу действительно удалось вовлечь в свою работу множество уже состоявшихся советских писателей.
Вторым не менее важным направлением была работа с «литературным молодняком». ЛОКАФ планировал создать из начинающих армейских авторов «новую армию» писателей, работающих на оборону страны, поскольку любой грамотный человек при правильном подходе в состоянии создать произведение малой формы (небольшой рассказ, очерк, стихотворение) и доступным художественным языком донести до массового читателя правильные идеи: «массовые писатели» «массовому читателю» «миллионам молодежи, крестьянства, трудящихся женщин, т.е. тем слоям, которые до сих пор мало чувствуют на себе воздействие революционной пролетарской литературы» . Члены объединения оказывали методическую помощь действующим в военных частях литературным кружкам: разрабатывали программы занятий, посылали своих членов руководить работой литкружков, организовывали литературные консультации для начинающих авторов, создавал при военных газетах литературные отделы, которыми руководили члены ЛОКАФ и т.п.
Объединение стремилось регулярно публиковать произведения начинающих авторов и в своих центральных печатных органах: в Москве журнал «ЛОКАФ» (в 1933 был переименован в «Знамя» и перешел в ведомство союза писателей СССР) , в Ленинграде журнал «Залп», а также в сборниках и альманахах других издательств. Были учреждены даже специальные серии: в издательстве «Молодая гвардия» была открыта серия «Молодежь в Красной армии и во флоте», а в Ленинградском отделении «Государственного издательство художественной литературы» «Литература и война».
ЛОКАФ успел сделать многое и его деятельность государством была оценена по заслугам. Когда вышло Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций…» от 23 апреля 1932 г., согласно которому все писательские организации подлежали роспуску, ЛОКАФ добровольно ликвидировался, одновременно выступив с предложением организовать в структуре Оргкомитета Военную комиссию с передачей ей функций объединения. Предложение было поддержано и ЛОКАФ (практически всем составом) вошел в Союз советских писателей в качестве Комиссии оборонной художественной литературы и продолжил плодотворно функционировать уже в составе ССП. А когда началась война, опыт, накопленный ЛОКАФом, пригодился и военным корреспондентам, и участникам военных действий, очерки, заметки и рассказы которых постоянно публиковались в газетах, журналах, выходили отдельными сборниками (часто в серии «Библиотека красноармейца») .
Это о славном прошлом. В этом обзоре мы представим книги, изданные действующей сегодня военно-художественной писательской студией Литературным объединением (ЛИТО) имени героя Советского Союза писателя В.В. Карпова при Центральном Доме Российской Армии (ЦДРА) им. Фрунзе. В это литобъединение входят офицеры и гражданский персонал Вооружённых сил РФ (люди, хорошо знающие современную армейскую жизнь) , ветераны Вооружённых сил, члены семей военнослужащих и гражданские лица, пишущие на военно-патриотические темы. Представлены все жанры: проза, поэзия, драматургия, литературная критика, публицистика. Как и в прежние времена, объединение, помимо создания и публикации литературных произведений о Вооруженных силах РФ, их славной истории, героизме российских военнослужащих, выполняющих свой воинский долг, ведет работу с начинающими армейскими литераторами. Организует и проводит различные семинары: творческие как создаются художественные произведения, и практические как издать книгу, как сделать, чтобы она попала на полки книжных магазинов, как опубликоваться в литературном сборнике или журнале и т.д.
С весны 2016 года в Вооружённых силах РФ в соответствии с рядом документов, отправленных в войска, началась организационная работа по созданию литературных объединений при домах офицеров военных округов, Северного флота, высших военных учебных заведений, гарнизонов и воинских частей. Этими же документами было определено, что методическое руководство работой всех литобъединений в ВС РФ осуществляет ЛИТО им. В.В. Карпова при ЦДРА.
В настоящее время в ЦДРА им. Фрунзе учреждено несколько книжных серий. Часть книг представлена в открытом доступе, что объясняется их читательским адресом и целями литобъединения писателей-военных: все они адресованы самому широкому кругу читателей, и в первую очередь молодёжи (школьникам, студентам, курсантам военных училищ). А кроме того, эти издания могут быть использованы в качестве учебного материала в школах при изучении истории, русского языка, литературы, а также при проведении уроков мужества и других мероприятий патриотической направленности.
Первая книга из серии «Будущему воину. История Российской армии и флота».
Автор известный российский писатель-маринист Владимир Шигин (капитан 1 ранга, прослужил в вооруженных силах СССР и РФ 33 календарных года) .
В книге пять документальных исторических повестей, рассказывающих о российских мореплавателях и первооткрывателях.
Первая «Два воина храбрые, два быстрые орла…» посвящена лейтенанту Хвостову и мичману Давыдову, дважды совершившим плавание на Аляску, посетивших Калифорнию и отстаивавших в боях с японцами Курильские острова в самом начале 19 века.
Именно Хвостов и Давыдов командовали легендарными судами «Юнона» и «Авось». Поэта А. Вознесенского увлек безусловно очень романтический, но в целом мелкий эпизод большой истории российского освоения Дальнего Востока. Между тем жизнь Хвостова и Давыдова была полна приключений и подвигов, а тайна их смерти не разгадана и по сей день (были они совсем молодыми людьми: Николай Хвостов чуть не дожил до 33-летия, а Гавриилу Давыдову было всего 26) .
Вторая повесть «Штурман Полярного моря» посвящена подвигу первооткрывателя Новой Земли Петра Пахтусова. Его жизнь была короткой, но наполненной выполнением патриотического долга и служением Отечеству. Следующая повесть «Первооткрыватели Антарктиды» рассказывает о коллективном подвиге русских моряков шлюпов «Мирный» и «Восток», открывших во время плавания в Южный океан в 1819–1821 годах последний неизвестный континент (в 19 веке на карте мира было ещё достаточно белых пятен). А повесть «Жизнь в служении Отечеству» посвящена жизненному пути мореплавателя и флотоводца адмирала Михаила Петровича Лазарева. И последняя «Этот скромный Анжу» о моряке, полярном исследователе Петре Анжу, который поставил окончательную точку в поисках таинственной Земли Санникова и одновременно в ходе ее поисков открывшего острова Новосибирского архипелага.
Вот еще две книги того же автора из другой серии «Будущему воину. Библиотека ратного подвига».
Посвящена подвигам моряков-черноморцев разных эпох. Тут и о первых победах над турками выдающегося российского адмирала А. Сенявина («Из рода Сенявиных»); и о капитане 2 ранга Остен-Сакене, подвигом которого восхищались и Суворов, и Потемкин, а турки при упоминании его имени спускали свои флаги («За мной, кто в Бога верует!»). Повесть «Освободитель Неаполя» о том, как совсем небольшой отряд русских моряков-десантников в 1800 году освободил от французов Неаполь и Рим. И еще несколько рассказов о героях былых веков, чьи имена современники произносили с восторгом, а сегодня мы ничего не знаем ни о них, ни об их жизни, целиком посвященной службе отечеству.
Включенные во вторую книгу повести также напоминают нам о забытых героях: участнике Чесменского сражения лейтенанте Дмитрии Ильине, который в отчаянной самоубийственной атаке поджёг турецкий флот в Чесменской бухте, судьба его была непростой и таит до сих пор много загадок; о командующем отрядом русских кораблей в битве у острова Патрас капитане 1 ранга Михайле Коняеве. Документальная повесть «Громами отражая гром…» посвящена адмиралу Александру Крузу, который спас в 1790 году Петербург от шведского флота. И еще несколько историй о героях, которые в отчаянной морской схватке бросались на более сильного противника и всегда сражались до конца.
Всегда интересно заглянуть в сборник, где представлены произведения разных авторов: состоявшихся известных писателей и молодых литераторов, таких как Максим Сентяков, молодой, но уже достаточно известный писатель, создатель и вдохновитель творческого объединения Удмуртской Республики «Поэты Ртутного Века» (в этом сборнике напечатан его рассказ «Пламя»). Книга вышла в серии «Современная литературная проза». Все авторы в разное время проходили службу в Вооружённых силах Российской Федерации и других силовых структурах. Произведения охватывают период со второй половины XVIII века до наших дней. В них рассказывается и о героических страницах истории Российской (Советской) Армии, и о повседневной деятельности современных Вооружённых сил.
И, конечно, члены литературного объединения к сегодняшнему дню выпустили уже несколько поэтических сборников, посвященных специальной военной операции. Вот один из них:
В этот сборник вошли стихи поэтов Центрального Дома Российской Армии имени М.В. Фрунзе, членов литературного объединения им. В.В. Карпова и поэтов из разных регионов России. Некоторые стихи были написаны непосредственно в зоне проведения СВО. Книга состоит из трёх разделов: духоподъёмные стихи в поддержку СВО; стихи, посвящённые военнослужащим-героям СВО; лирические стихи о любви и верности, о родных и близких. Поскольку сборник адресован том числе российским военнослужащим, находящимся в зоне СВО, исходя из фронтового опыта Великой Отечественной войны, книга издана в карманном формате, чтобы ее было удобно носить с собой и в боевой обстановке, и в часы отдыха.
Как альтернатива чтению YouTube-проект ЦДРА им. М.В. Фрунзе, который называется «История Российской Армии. Беседы с Владимиром Шигиным». Особое внимание здесь уделяется малоизвестным фактам истории Российской Армии и флота. Последний выпуск посвящен выдающемуся русскому полководцу, государственному деятелю, дипломату, генерал-фельдмаршалу Ивану Федоровичу Паскевичу.