Электронная библиотекаМолодежь России

О бюджете времени «советского молодняка»: труд и отдых пионеров, комсомольцев и учащейся молодежи

Бюджеты времени — отличный индикатор изменений в повседневной жизнедеятельности людей. Исследование бюджетов времени как научно-прикладное направление социолого-статистических исследований стало очень популярным в СССР в 1920-х годах. Объектами исследований становились разные социальные группы, в том числе — молодежь.

«Мы вступили в полосу длительного, медленного подъема, в полосу плановой расчетливой работы. Теперь уже не то время, когда от нескольких эшелонов хлеба зависел исход боев с белыми, когда нужно было работать свыше сил, не считаясь со своим здоровьем и своей жизнью… Нет слов, у нас чахлая, слабосильная молодежь. Здесь в большой мере виноваты трудные годы гражданской войны: голод, фронты, переживания несказанной остроты, бешеный темп событий. Но, может быть, не менее важной причиной такого положения является отсутствие культурного режима в жизни и работе комсомольца, чрезмерная его нагрузка» — писал журнал «Смена» в апреле 1925 года.

Состоявшийся в 1925 году пленум ЦК ВКП (б) признал «изучение условий жизни и работы пионеров, комсомольцев и учащейся молодежи делом неотложным и необходимым». Встревоженные «ненормальностями, наблюдающимися по линии перегруженности и преждевременного изнашивания психофизического организма подрастающего поколения», высшие руководящие органы партии поручили Организационному Бюро и президиуму ЦКК совместно с ЦК РЛКСМ «разработать систему мероприятий, которые должны упорядочить работу нашей молодежи, уменьшить нагрузку до пределов, допускаемых для молодого развивающегося организма, и обеспечить необходимые условия для правильной подготовки молодежи к предстоящей ей ответственной работе».

Одним из первых стало выборочное обследование бюджета времени комсомольских активистов (людей хоть сознательных, но наиболее загруженных). Оно было проведено статистическим подотделом ЦК комсомола и охватило 28 губерний, областей и округов СССР. Анкеты были предложены активистам различного уровня (губернского, уездного, районного). Временные затраты делились на три категории: труд, отдых, сон. Полученные данные были частично обобщены и опубликованы статистическим подотделом ЦК ВЛКСМ в следующей брошюре.

Труд, отдых, сон комсомольца-активиста: по материалам выбороч. обслед. бюджетов времени актив. работников РЛКСМ
Труд, отдых, сон комсомольца-активиста : по материалам выборочного обследования бюджетов времени активных работников РЛКСМ. — Москва-Ленинград, 1926. — 111 с.

Читать

В каталоге

Анкетирование проходило под девизом: «Учти свое время — поможешь комсомолу и партии лучше работать». Из намеченных к обследованию 300 комсомольцев-активистов прибыл материал только на 145 человек, из них 20 анкет «технически скверно выполненных», потому исследование получилось выборочным. Заполнение бланков и хронокарт поручалось местными организациями только тем, кто выразил желание участвовать в опросе.

В то время эталоном рационального использования времени, к которому следовало стремиться, было «установление трех восьмерок» (восемь часов труда, восемь часов отдыха, восемь часов сна). Результаты показали, что у комсомольцев (и особенно актива) нет нормального отдыха в рабочие дни и полностью отсутствует отдельный день отдыха. Только шестая часть обследованных оказалась совершенно здоровой. Остальные или уже больны (68%), либо готовы к заболеванию (15%). О том, что эти заболевания являются следствием исключительно нерационального использования времени и перегруженности говорит классификация болезней: малокровие, неврастения, туберкулез.

«...Приходит он домой поздно вечером и обычно недосыпает. Паутина всякого рода заседаний оплетает его и на производстве, и в ячейке, и в клубе. На совещаниях дымный, спертый воздух, грязь; дома, если живет один, тоже конюшня. У него часто не хватает времени, чтобы сделать самое необходимое для налаживания своего быта. Мне один комсомолец с тоской рассказывал: „Говорю завклубу: позволь в субботу в баню пойти, а он в ответ: не придешь на репетицию — подтянем. А нужна ли такая нагрузка для работы? Не только не нужна, но и вредна. Частые совещания отбивают интерес к делу, превращаются в скучную повинность“».

Журнал «Смена», 1925 г.

Это обследование стало первым шагом в деле изучения бюджета времени молодежи.

Дальше взялись за школьников, поскольку приучить к новым стандартам легче детей и подростков, чем взрослых с устоявшимися привычками. При соответствующих отделах Народного образования и Народного здравоохранения в центре и на периферии начали создаваться комиссии «по бюджету времени», «комиссии по научной организации труда школьника и пионера», специальные отделы в учреждениях, непосредственно заботящиеся об «организации детской среды», типа педологического отдела научно-педагогического института методов школьной работы, которые подходили к вопросу бюджета времени «как ко всякой педолого-педагогической проблеме — генетически, включая в сферу своего обследования все возрастные группы, начиная от младенцев и кончая зрелым возрастом вузовцев». Метод исследования, подробно изложен во втором издании нашего обзора.

Бюджет времени школьника
Бюджет времени школьника: сб. ст. / под ред. М.С. Бернштейна и С.Б. Рыбникова. — М. — Л. : Государственное изд-во, 1927. — 128 с.

Читать

В каталоге

По мнению составителей, брошюра пытается дать посильный ответ на волнующие общественность «тревожные вопросы о перегрузке, усталости и болезненности растущей смены» и одновременно предложить «испробованный, надежный метод для практического и объективного изучения» бюджета времени школьников. Исследование бюджета велось путем заполнения хронокарты (карточка рассчитана на сутки, в каждой 24 клеточки, по клетке на час; изготавливать их предлагалось пионерам самостоятельно). Записывать следовало все, и не просто как хочется, а следуя инструкции (очень подробной и длинной: зачеркни клеточку…, зачеркни полклеточки…, время менее десяти минут не вноси в клеточку и т.п.; а еще надо было помнить все стандартизированные названия занятий: «занимался самообслуживанием», «ел», «был в школе», «помогал по хозяйству», «болел» и т.д.).

«Карточку и карандаш всегда имей при себе. Когда работаешь, они у тебя на столе, когда ты вне помещения или в дороге, они должны быть у тебя в кармане. Сделай себе для карточки обложку из картона. Это облегчит тебе пользование карточкой в дороге и трамвае». Отметим еще один существенный момент: для ведения хронокарты требовались часы, которые в то время мало у кого были. Но инструкция предусматривала и это.

«Если у тебя нет своих часов, пользуйся стенными. Помни, что почти на каждой площади, а также у магазинов часовых дел мастеров имеются часы, точно показывающие время. В крайнем случае, спроси о времени у взрослых».

Как выдерживали эту нагрузку и без того перегруженные учебой, общественной работой и домашними обязанностями советские школьники — представить трудно, но приходится верить М. Бернштейну, автору методики и первой статьи «Зачем и как мы изучаем бюджет времени современного школьника» (между прочим, профессору, зав. методологическим бюро Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской), что «работа по учету времени оказывается легкой и интересной для детей разной среды, разного уровня развития и разной степени активности и сознательности». Доказательством чего служат другие статьи, входящие в сборник, в которых описаны исследования бюджетов времени детей и подростков (московских школьников Хамовнического района; воспитанников детской сельскохозяйственной коммуны; воспитанников загородного детского дома), проведенные другими специалистами-педологами.

Эта работа велась в рамках большой реформы советского образования. Уже в 30-е годы появились первые нормативные акты, регламентирующие образовательный процесс. Сначала для школьников — «Типовой распорядок школьных занятий и нормы нагрузки школьников всеми видами учебно-производственной и общественной работы» — распоряжение Наркомпроса и Наркомздрава РСФСР от 26 февраля 1932 г., которое устанавливало предельное количество уроков в зависимости от возраста учащихся; продолжительность перемен (10 минут, вместо прежних 5 и 30 минут — большая перемена); регулировало учебную нагрузку на дом (для 1-2 группы — 30-45 мин. в день, для 3 и 4 групп — не более 1 часа в день, для 5, 6 и 7 групп — общей сложностью не более 1 часа 30 минут — 2 часов в день).

Типовой распорядок регламентировал и максимум общественной нагрузки пионеров-школьников: никаких собраний, заседаний, слетов, вечеров и спектаклей позже 8 часов вечера; никаких занятий (сбор отряда, звена, проведение экскурсий, посещение музеев и т.д.) в выходные дни. Выходные — только для отдыха (прогулка, катанье на лыжах, коньках и т.п.).

О том, каким должен быть правильный распорядок дня, а каким не должен (на выборочных примерах из проведенных обследований школьников разного возраста); о путях дальнейшей «рационализации» подробно написано в брошюре:

Гельмонт А.М. Бюджет времени пионера и школьника
Гельмонт А.М. Бюджет времени пионера и школьника / А.М. Гельмонт. — Москва : Молодая гвардия, 1933. — 93 с.

Читать

В каталоге

Брошюра подготовлена специалистами Научно-исследовательского института детского движения. Она не дает «конкретного описания перестройки по-новому всей работы школы, но дает типичные примерные бюджеты времени и указывает путь их осуществления».

Не меньшее внимание уделялось и бюджету времени студентов, учебная нагрузка которых была непомерно высокой (особенно учитывая первоначально низкий уровень знаний большинства). Но Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б), регламентирующее режим труда и отдыха студенческой молодежи, вышло только в 1936 г. В нашей ЭБ (для полноты картины) есть брошюра (Танаевский В.А. Бюджет времени Вятского студенчества / Вят. пед. ин-т. Вятка, 1925. 28 с.), в которой изложены результаты исследования бюджета времени студентов Вятского педагогического института им. В.И. Ленина.

Сегодня допустимая учебная нагрузка школьников и студентов регулируется соответствующими СанПиНами (санитарными правилами и нормами), но и педагоги, и родители отмечают, что на практике перегрузка по-прежнему налицо (особенно за счет объемов домашнего задания).

А как за рубежом? Согласно данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment; масштабный проект массового тестирования, проводится раз в 3 года, начиная с 2000 г., и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития), меньше всего времени на выполнение домашнего задания тратят финские школьники — 3 часа в неделю. Далее идут Корея — 3,5 часа; Япония — 4 часа; Германия — 5 часов; Гонконг — 6 часов; США — 6 часов; Италия — 9 часов. Далее Россия — 10 часов и Шанхай — 13. При этом никакой зависимости уровня качества образования от количества часов, потраченных на приготовление домашнего задания, не прослеживается. Например, наша страна пока занимает в рейтинге PISA по индексу уровня образования 34-е место (из 188).

Следующая оценка будет в 2022 году, а согласно майскому указу «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (2018 г.) Россия должна войти в топ-10 стран по уровню качества образования к 2024 г.

Будем ждать.