Электронная библиотекаМолодежь России

Детские и молодежные движения России.
Союз русского сокольства

Продолжим рассказ о детских и молодежных движениях Российской Империи. Книга этого месяца — хороший повод рассказать об одной из самых массовых физкультурно-патриотических организаций — Союзе русского сокольства, которая оказала большое влияние на развитие физической культуры и спорта в нашей стране.

Сокольская гимнастическая система стала первой славянской системой физического воспитания, получившей широкое признание и распространение в России.

Сокольское движение появилось в Чехии как часть национально-освободительного движения против немецкой колонизации. В 1862 году в Праге доктор философии Мирослав Тырш основал спортивный клуб «Чешский сокол». Он создал собственную гимнастическую систему, в которой все упражнения подразделялись на четыре вида: упражнения без снарядов, со снарядами, групповые упражнения, боевые упражнения (фехтование, борьба, бокс). Она и стала сокольской гимнастикой. Тырш был приверженцем античной идеи гармоничного развития человека и потому связал регулярные занятия физическими упражнениями с воспитанием духовных качеств (постоянное совершенствование своего тела и своего духа на пользу своего народа). Сокол был выбран как символ свободы, мужества и независимости в борьбе чешского народа против насильственного онемечивания. К началу ХХ века сокольство (как и книга Тырша «Основы гимнастики») получило широкое распространение среди славянских народов и превратилось в международное движение, провозгласившее идею всеславянского объединения (издавались газеты, журналы, проводились съезды, массовые праздники и соревнования).

Беервальд К. Школьная и домашняя гимнастика с булавами. Практическое руководство для кадетских корпусов и среднеучебных заведений по изучению приемов сокольской гимнастики с булавами.
Беервальд К. Школьная и домашняя гимнастика с булавами. Практическое руководство для кадетских корпусов и среднеучебных заведений по изучению приемов сокольской гимнастики с булавами — С.-Петербург: Изд. М.П. Петрова, книгоизд. «А.Ф. Сухова», 1911. — 51 с.

Скачать

В каталоге

«Одна из задач физического воспитания — развитие мускулатуры, лёгких и деятельности сердца. Родители и воспитатели должны поэтому обращать особенное внимание на подрастающую молодежь в области развития тела, чтобы дать обществу здоровых членов — работников и не забывать, что только в здоровом теле может заключаться здоровый ум. Древние римляне и греки великолепно это понимали и чуть ли не с колыбели занимались физическим воспитанием своих детей», — указывает автор брошюры в предисловии. Но поскольку в России «…над нами нет вечно голубого неба Эллады», то как молодым людям и девушкам, так и взрослым (судя по иллюстрациям, на которых изображены мужчины с усами) в качестве разумной альтернативы предлагается заняться упражнениями с булавами (в гимнастических кружках, учебных заведениях, в качестве хорошей домашней гимнастики), поскольку этим занятиям климат не препятствует и заниматься можно круглый год.

Булава — один из старейших метательных снарядов древних — была широко распространена в Европе. Занятия гимнастикой с булавой чрезвычайно полезны — «широкие размашистые движения расширяют грудную клетку и оказывают влияние на деятельность сердца и легких». Брошюра содержит подробное описание упражнений, дополненное рисунками.

В конце автор сообщает, что в 1901 году в Праге на съезде чешских гимнастических обществ группою дам численностью более 900 человек были исполнены под музыку упражнения с булавами, а в Петербурге на осенней выставке русско-шведского спорта 1909 года можно было по вечерам наблюдать упражнения с булавами учащейся молодежи под ритмичный темп вальса.

Эта книга — одна из многих издававшихся в то время, посвященных сокольской гимнастике и сокольству.

Теперь самое время объяснить странный, на первый взгляд, выбор книги месяца и рассказать о сокольском движении, о том, как оно пришло в Россию и его месте в отечественной истории.

В Россию сокольская гимнастика пришла в конце XIX в. вместе с преподавателями гимнастики — чехами, которые вели занятия в учебных заведениях и организовывали кружки любителей физических упражнений. Эти кружки не носили названия сокольских (это было не то что запрещено, но не приветствовалось правительством, опасавшимся политических осложнений с Австро-Венгрией), но продвигали идеологию сокольского движения.

Есть мнение, что основателем сокольства в Росии стал генерал М.Д. Скобелев, который, познакомившись с сокольской системой во время русско-турецкой войны (1877-1878 гг.), удачно применил ее на практике. Он отдал распоряжение о создании в Болгарии повстанческих отрядов, которые проходили подготовку по методу Тырша. И первое гимнастическое общество приверженцев сокольства было открыто в Санкт-Петербурге в 1878 году офицерами-участниками Балканского похода.

Cамой известной и многочисленной спортивно-патриотической организацией, возникшей под влиянием сокольского движения, стало Русское гимнастическое общество, основанное в Москве в мае 1883 года по инициативе многих известных людей того времени. И эти люди (представители дворянства, купечества, интеллигенции) не просто поддерживали, а многие были активными членами организации. Целью РГО было продвижение сокольской гимнастики, а чуть позже — и других видов спорта (фехтование, борьба, бокс, фигурное катание, бег на коньках, лыжи, хоккей с мячом, велоспорт, лаун-теннис, футбол, легкая атлетика). Через издателя чешского журнала «Сокол» общество выписало в Москву настоящего чешского «сокола» Ф. Ольшаника в качестве преподавателя гимнастики. Членами общества могли стать молодые люди, достигшие 18 лет. С момента основания общества существовал детский класс, а с 1892 года — женский.

В 1907 году после указа премьер-министра П.А. Столыпина сокольство было легализовано (после революционных событий 1905-1907 гг. правительство опасалось революции больше обострения дипломатических отношений, а политической целью сокольства стало единство русского народа), и РГО получило название Русское гимнастическое общество «Сокол». Сам Столыпин и его сын тоже стали членами общества. И уже скоро сокольские организации (вновь созданные и переименованные в сокольские гимнастические кружки и общества) действовали во многих городах Российской Империи, а в 1910 году они объединились в «Союз русского сокольства» (издавались газеты, журналы, проводились праздники, съезды). В 1912 году «Союз русского сокольства» был включен в Международный союз славянского сокольства.

В русские соколы записывались представители разных этнических групп (крупные организации были в Тифлисе и Ташкенте), хотя у руководителей движения были различные точки зрения по вопросу о том, могут ли в нем участвовать нерусские подданные.

Из всех видов спорта приоритет отдавался гимнастике ввиду ее доступности и универсальности. Циркуляром Военного министерства 1910 года сокольская гимнастика была утверждена как основа для физической подготовки в армии. Она преподавалась в средних учебных заведениях Министерства народного просвещения (потеснив немецкую и шведскую); кружки сокольской гимнастики создавались в высших учебных заведениях.

Основными в сокольской гимнастике были упражнения, связанные с применением гимнастических снарядов (палки, шарфы, старинные виды оружия: мечи, щиты, булавы). Особенно тщательно были разработаны упражнения на перекладине, параллельных брусьях, коне, вольные упражнения, а также упражнения с предметами под музыку, пирамиды и акробатические упражнения. Отдельное внимание (в отличие от ранее практиковавшейся немецкой и шведской системы гимнастики, где главным было количество повторов) уделялось красоте выполнения упражнений: ставились целые гимнастические композиции, исполнявшиеся под музыкальное сопровождение.

После Октябрьской революции «Союз русского сокольства» распался. В 1918 году была предпринята попытка его возродить, но приверженность инициаторов идеям национализма и отказ от участия в деятельности Всевобуча помешали этому, и в 1923 году сокольство запретили окончательно. Кого-то арестовали, кто-то успел уехать за границу, где и продолжилась история русского сокольства как внепартийной национально-русской организации, целью которой стало «уберечь русских детей и подростков, родившихся на чужбине, от денационализации, сохранить всё русское, честное и нужное для дела восстановления своей страны».

Но опыт РГО «Сокол» пригодился и на Родине. Благодаря ему в России получили развитие многие виды спорта, особенно спортивная гимнастика, а «сокольские» праздники при советской власти плавно трансформировались в спартакиады и спортивные парады.

Как память об РГО «Сокол» до наших дней остался в Москве стадион «Красная Пресня» — бывший футбольный стадион команды РГО «Сокол». В марте 1922 года спортивное общество и футбольная команда РГО «Сокол» были переименованы в МКС («Московский Кружок Спорта»), чтобы избежать расформирования, как большинство футбольных клубов с «буржуазным прошлым», а через 13 лет, в 1935 году (пережив еще множество переименований), эта футбольная команда стала московской командой «Спартак» (кстати, цвета команды РГО «Сокол» тоже были красно-белые).

Теперь у клуба «Спартак» стадион совсем в другом месте, а на «Красной Пресне» летом по-прежнему играют в футбол. Сейчас, в декабре, на футбольном поле залит каток. Кто хочет, может посетить его и прикоснуться к истории.