Электронная библиотекаМолодежь России

«Оставляю свое доброе имя современникам и потомству». К юбилею А.В. Суворова

24 ноября 2019 года исполнилось 290 лет со дня рождения Александра Васильевича Суворова — великого русского полководца, не проигравшего ни одного сражения.

Суворов участвовал в Семилетней войне 1756—63 гг., в русско-турецких войнах 1768—74 и 1787—91 гг., взял неприступную крепость Измаил, провел Итальянский и Швейцарский походы 1799 г., разбив французские войска и совершив знаменитый переход через Альпы.

Его книга «Наука побеждать» (1795 г.) о способах ведения войны, методах воспитания и обучения войск и тактике информационно-психологического воздействия на противника переиздается и в наше время. (В фонде РГБМ: А.В. Суворов. Наука побеждать. — Москва: Азбука-классика, 2010. — 252, [3] с. и аудиокнига — Наука побеждать. Полковой устав [Электронный ресурс] : избр. гл. / А. В. Суворов ; читает Борис Хасанов ; Вира-М. — Санкт-Петербург : Вира-М, cop. 2006. — 1 электрон. опт. диск).

Генералиссимус давно стал легендарной фигурой. Его знают даже те, кто слабо представляет, чем конкретно Суворов был знаменит, разве что «…до первой звезды нельзя» или «Пуля — дура, штык — молодец». Первый в Российской империи памятник некоронованной особе был памятник А.В. Суворову; в честь него был открыт первый отечественный мемориальный музей (музеи и памятники есть и в других странах мира); именем Суворова названы населенные пункты, улицы, площади и пр. Есть астероид Суворов, в группе островов Кука в Тихом океане есть атолл Суворова, открытый российским мореплавателем Михаилом Лазаревым во время кругосветного путешествия на фрегате «Суворов» (1814 г.). (Корабль принадлежал Российско-американской компании, одним из основателей которой был Николай Резанов — тот самый, про которого «Юнона и Авось»).

В СССР образ Суворова был героизирован в предвоенные годы, в рамках работы по патриотическому воспитанию масс — выходили книги, был снят художественный фильм (1940 г.) В РГБМ есть одно из первых советских исследований о великом русском полководце, предназначенных для «массового читателя» — книга К. Осипова «Суворов» (Осипов К. Суворов / К. Осипов. — 2-е изд., испр. и доп. — [М.] : Молодая гвардия, 1939. — 336 стр., 6 вкл. л. илл. и портр. : с илл. и портр.). До 1989 года это издание оставалось единственной многотиражной советской биографией Суворова. К. Осипов был и автором статьи о Суворове в Большой Советской энциклопедии. Конечно, эта биография в определенной степени политизирована, но читается легко.

Во время Великой Отечественной войны был учрежден военный орден трёх степеней; многие партизанские отряды, бригады и соединения, действовавшие на оккупированных территориях, носили имя Суворова. В Ленинграде во время блокады города (зимой 1941—1942 годов) воинские части, выступая на передовую, часто шли мимо Александро-Невской лавры; их представители входили в лавру и на могиле Суворова клялись стойко сражаться за Родину. В 1943 году были созданы суворовские военные училища. Его именем назывались военные и гражданские корабли. И, наконец, уже в наше время, 9 мая 2014 года, по итогам общенародного голосования в рамках проекта «Имя Победы», организованного Российским военно-историческим обществом и ВГТРК при поддержке Министерства культуры РФ, именно Суворов был выбран наиболее выдающимся полководцем России (559 900 голосов).

Но личностью легендарной, широко известной и почитаемой (не только на Родине, но за ее рубежами) Александр Васильевич стал еще при жизни. По свидетельству русского посланника в Лондоне, графа С.Р. Воронцова, в Англии он был популярен так же, как адмирал Нельсон.

Газетные статьи о Суворове и его военных подвигах появлялись чуть не ежедневно; издавались брошюры, посвященные его жизни и победам, и карикатуры. В моде были Суворовские прически, Суворовские шляпы, Суворовские пироги и пр. Воронцов даже обратился к нему самому с просьбой «выслать свой профиль для гравирования» (многие хотели иметь изображение героя, фотографию ведь еще не изобрели) — и Суворов выслал. То же происходило почти по всей Европе. В Германии выпустили жетоны в его честь, а король Сардинии возвел Суворова в достоинство князя с титулом «кузен короля».

Повышенное внимание к его персоне было обусловлено не только бесспорным военным талантом, но и свойствами личности — парадоксальностью суждений и своеобразием поведения. О нем ходило огромное количество анекдотов, некоторые издавались отдельными сборниками, цитировались в газетах. Не будем пересказывать их, поскольку это источник, хорошо демонстрирующий нравы эпохи, но не вполне исторический (кому будет интересно, можно найти в интернете книгу «Анекдоты Князя Италийского, Графа Суворова Рымникского, изданные Е. Фуксом» в 1827 г. или взять в зале общественный наук РГБМ сборник писем Суворова — Суворов, Александр Васильевич. Письма / А. В. Суворов. — Москва: Наука, 1986. — 808 с : 12 л. ил.).

Небольшое пояснение: анекдот в 18 веке — исторический, литературный анекдот — совсем не то, что мы имеем в виду, говоря об анекдоте сегодня; это был короткий рассказ о характерном происшествии из жизни какого-то исторического лица: занимательном, иногда поучительном, совсем не обязательно смешном и никогда — непристойном.

Чтобы составить некоторое впечатление о своеобразии полководца, позволим себе несколько цитат современников.

«Обозревая частную жизнь и привычки Суворова, которыми он как будто отделил себя от человечества, мы должны искать в них выражение его духа и необходимость его природы. Тогда самые странности его представятся нам решительностью гения подчинить обстоятельства себе, а не себя обстоятельствам. Они помогали ему не подвергаться условиям светской жизни, которые могли бы ему препятствовать в выполнении его предприятий. Мнимое юродство Суворова имело великую цель и глубокое значение».

Из записок отставного сержанта Ивана Сергеева, находившегося при Суворове шестнадцать лет безотлучно
И еще:

«Щастливый и отважный, воспитанный среди битв, он не знал двора и был чужд всяких пронырств; сделавшись известным еще в нижних чинах, он, проходя все степени, возвысился наконец до степени Главнокомандующего» (Антинг И.Ф. Победы графа Александра Васильевича Суворова-Рымникского, или Жизнь его, и военные деяния против Пруссии, Турции, Польши и Франции.

И.Ф. Антнг — личный секретарь и адъютант А.В. Суворова, первый его прижизненный биограф).

А это он сам о себе:

«Вы хотите меня знать? Я вам себя раскрою: меня хвалили цари, любили воины, друзья мне удивлялись, ненавистники меня поносили, при дворе надо мною смеялись. Я бывал при дворе, но не придворным, а Эзопом, Лафонтеном: шутками и звериным языком говорил правду. Подобно шуту Балакиреву, который был при Петре Первом и благодетельствовал России, кривлялся я и корчился. Я пел петухом, пробуждал сонливых, угомонял буйных врагов отечества. Если бы я был Цезарь, то старался бы иметь всю благородную гордость души его, но всегда чуждался бы его пороков».

Книги из нашей ЭБ, рассказывающие о А.В. Суворове, относятся к разряду популярных изданий для детского и юношеского чтения. Первая:

Замечательные русские мальчики : сборник биографических очерков для чтения детям и внукам : детство, отрочество и юность знаменитых людей России в рассказах и очерках для детей Виктора Русакова
Русаков В. Замечательные русские мальчики: Сб. биогр.очерков для чтения детям и внукам : Детство, отрочество и юность знаменитых людей России в рассказах и очерках для детей Виктора Русакова. Репринтное издание. — Москва : Раритет, 1998 г. —132 с.

Читать

В каталоге

Это репринтное издание — под одной обложкой два сборника одного автора: «Знаменитые русские девушки» и «Замечательные русские мальчики» — второй сборник начинается со стр. 124. Среди рассказов о детстве, отрочестве, юности и достижениях многих знаменитых людей, есть рассказ «Саша Суворов» (стр. 162).

Это абсолютно соответствующее исторической правде описание пути будущего генералиссимуса, от «маленького роста, хилого, слабого сложения, не в меру тощего мальчика», которого даже отец (профессиональный военный, генерал-аншеф, автор первого русского военного словаря) не записал в полк, а собирался отдать в гражданскую службу (в 18 веке была распространена практика зачисления дворянина на военную службу сразу после рождения, вспомните пушкинского Петрушу Гринева из «Капитанской дочки»; записанный от рождения отпрыск двигался по чинам, и к моменту фактического поступления на службу уже был офицером). Но вопреки природным данным мальчик увлекался военным делом — читал книги, в которых описывались походы, подвиги полководцев; разбирал географические карты; закалял себя:

«…в дождь и слякоть бежал из дому, чтобы промокнуть…другой игры и забавы у него не было, как только купаться, хотя бы и в заморозки, лазить по деревьям, по рвам, по ямам, стрелять в цель. Когда поймает хоть мужичью лошадь — скачет без седла, пока он и лошадь не выбьются из сил».

И вот однажды, к его отцу приехал старый друг, генерал Ганнибал (прадед А.С. Пушкина, тот самый «арап Петра Великого»), который понаблюдав за игрой юного Саши в солдатиков, обнаружил, что мальчик понимает в военном деле: свободно ориентируется в тактике, продумывает маневры. Ганнибал включился в игру, стал подавать советы: с какими-то юный Суворов соглашался, другие подвергал сомнению. В результате потрясенный генерал посоветовал другу не сомневаться и отдать сына в военную службу. Что и было сделано, но поскольку Александр Васильевич был записан в лейб-гвардии Семеновский полк только в 12 лет, приступил он к службе рядовым, а офицером стал только в 25. В недлинном, но достаточно подробном рассказе о героическом пути Суворова автор успевает упомянуть обо всем: и о любви солдат к своему начальнику («когда батюшка Суворов с нами, то и победа наша»), и о некоторых странностях его («любил шутить, балагурить… ходил всегда подпрыгивая, говорил прибаутками, загадками, в разговоре с другими кривлялся, пел петухом» — про «пел петухом», пишут многие, включая его самого, видать и правда пел); об исключительной простоте генералиссимуса в быту («спал на сене, вставал очень рано (в час ночи!), в самую холодную зиму бросался в снег, ел большею частью только щи, запивая их квасом, носил даже в холода лёгкую одежду). Заканчивается повествование рассказом об установлении памятника Суворову в Петербурге на Марсовом поле и о музее полководца.

Обратите внимание, что в книге есть рассказы и о других «замечательных мальчиках»: Саше Пушкине, Карлуше Брюллове, Коле Пирогове, Тоше Серове, Мише Глинке, Петечке Чайковском, Сашуке Бородине, Мише Скобелеве и др.

Вторая книга:

Абаза К.К. Отечественные героические рассказы
Абаза, К.К. Отечественные героические рассказы / К.К. Абаза. — Спб., 1896. — 420 с.: с рис.

Читать

В каталоге

Очень популярная на рубеже веков общедоступная военно-историческая хрестоматия, одобренная Министерством народного просвещения, в том числе для библиотек средних учебных заведений (мужских и женских). Возрастная маркировка — для «среднего и старшего возраста».

Составитель — Константин Константинович Абаза, офицер-артиллерист, 30 лет преподававший военную историю (в том числе солдатам). Получил известность и признание как писатель, историк, педагог и просветитель русского народа.

В книге собраны рассказы о важнейших событиях военной истории, начиная с древней и не только русской: о битве царя Ксеркса при Фермопилах, о походах Ганнибала, Александра Македонского, Юлия Цезаря, гуннова царя Атиллы, Карла Великого и Вильгельма Завоевателя; о рыцарстве и крестовых походах; о завоевании Нового Света испанцами и походах Бонапарта. Второй раздел посвящен важнейшим событиям уже русской военной истории, от походов Киевского князя Святослава до похода генерала Кауфмана в Хиву в 1973 году, включая военные операции, малоизвестные в наше время не историкам. Три рассказа посвящены А.В. Суворову и прекрасно иллюстрируют практически весь ратный путь героя: взятие Измаила (с рисунками и планом), русско-турецкие войны, польский поход (с рисунком и планом; с. 188), походы Суворова в Италию (с картой Северной Италии и планом сражения при Нови; с. 204), Швейцарский поход (с рисунками и картой; с. 222).

Хрестоматия К.К. Абазы не потеряла занимательности и в наше время. Она была переиздана в 2010 г.

«…Живо представленные образы полководцев и народных героев вызовут в читателях глубокое сопереживание, пробудят подлинные патриотические чувства. Данная книга будет интересна школьникам, увлекающимся военной историей России и других стран, учителям и родителям. Богатый фактический и иллюстративный материал поможет готовиться к урокам истории с 5 по 11 классы».

Из предисловия к современному изданию.

Последняя книга, тоже хрестоматия:

Историческая хрестоматия: сборник исторических рассказов российских писателей
Историческая хрестоматия: Сборник исторических рассказов российских писателей /сост. Авенариус В.П. — Москва [изд-во А.А.Ступина], 1915 г. — 580с.: с рис.

Читать

В каталоге

Была издана в 1915 году на волне всплеска патриотизма в Российской империи в начале Первой мировой войны. Составлена хрестоматия В.П. Авенариусом, который, как и К.К. Абаза, не являлся профессиональным писателем, а был вполне успешным чиновником на государственной службе в чине генерала и тайного советника. Но все свободное время он посвящал литературным трудам: был популярным автором книг для детей и юношества (читаемых и взрослыми тоже).

В хрестоматию включены отрывки из произведений отечественных историков и писателей, от начала Руси до царствования императора Александра II. Кроме того, в сборник вошел рассказ неизвестного современника Петра I об основании Петербурга.

«Повествования подобного рода, отличаясь от учебников более живым изложением и занимательными сценами, читаются молодежью с увлечением. Знакомя с замечательными событиями и личностями, они тем самым возбуждают интерес к судьбам родной страны».

А.В. Суворову в книге посвящено два произведения. Первое — «День генералиссимуса Суворова» М. Пыляева (с. 382), о частной жизни и домашних привычках, «почерпнутых из рассказов его приближенных и слуг». Пересказывать нет смысла, занимателен каждый эпизод. Можно только согласиться с автором, что «русский чудо-богатырь» остался загадкой для потомства.

«…Быстрый, решительный, предприимчивый, разнообразный до бесконечности, великий вождь и странный старик, который то шалит, как ребенок, то обманывает мыслью целый мир, решает в своем уме самые сложные вопросы, касавшиеся счастья миллионов людей или судьбы государства. Человек, обладавший всеми способами и средствами по своему званию, но не пользуется ими, презирает роскошь…, борется с собственными страстями, обуздывает их и остается победителем в этой борьбе, как и в действительной войне».

М. Пыляев «День генералиссимуса Суворова»

Второе произведение — «Поход титанов» — глава из очерка А. Красницкого «Русский Чудо-вождь Граф Суворов-Рымникский, князь Италийский, его жизнь и подвиги» посвящена Швейцарскому походу генералиссимуса, в котором он совершил знаменитый переход через Альпы (с. 459). Кстати, в этом году отмечается 220 лет этой войсковой операции, ставшей для великого полководца последней. Возвращаясь домой, в начале 1800 года он заболел (сказались возраст и старые раны), затем последовала незаслуженная царская опала (Павел I Суворова не любил), формальной причиной которой стало нарушение генералиссимусом устава — в последнюю кампанию Суворов, по старому порядку, имел при себе дежурного генерала, который полагался по павловскому уставу только императору. Эта несправедливость ускорила его конец. Интересное совпадение — знак судьбы: осенью 1799 года, по дороге в Россию, Александр Васильевич посетил гробницу австрийского фельдмаршала Лаудона, на которой были высечены пышные, многословные дифирамбы, прославляющие покойного. Прочитав их, полководец заметил: «К чему такая длинная надпись? Завещаю на моей гробнице написать только три слова “Здесь лежит Суворов”». Так запомнили его слова соратники и очевидцы. Жить Суворову оставалось полгода. В Петербург он вернулся 20 апреля, но не торжественно, как предполагалось, а как опальный нарушитель императорского указа.

Полководец скончался 6 (18) мая 1800 года. Похороны прошли просто, без соответствующих званию покойного почестей. Ни гвардия, ни царь не присутствовали, но народу была великая масса (современники вспоминали, что на похоронах самого Павла I, весной следующего года, народа было куда меньше).

«Жизнь столь открытая и известная, какова моя, никогда и никаким биографом искажена быть не может. Всегда найдутся неложные свидетели истины, а более всего я не требую того, кто почтет достойным трудиться обо мне, думать и писать. Сей есть масштаб, по которому я желал бы быть известным».

А.В. Суворов

Считаем необходимым также сообщить, что год рождения легендарного полководца точно не известен, поскольку ни метрическое свидетельство, ни запись в церковной книге не сохранились. Сам он указывал в автобиографиях 1730; у историков, анализирующих архивные документы, выходил то 1729, то 1730; на могильной плите (первой), был указан 1729, что уже тогда стало предметом споров. И до сего дня научные баталии не утихли. Сейчас на сайте мемориального музея А.В. Суворова в Санкт-Петербурге опубликована примирительная информация: «Александр Васильевич Суворов родился 13 (24) ноября 1729/30 года в Москве, в семье прапорщика лейб-гвардии Преображенского полка Василия Ивановича Суворова». Мы решили (и не мы одни) отметить юбилей героя в 2019 году, а вообще-то, о славных делах такого человека не грех вспомнить дважды.