Электронная библиотекаМолодежь России

«Читай книгу, она поможет тебе во всем». Комсомол на культурном фронте

После Октябрьской революции библиотеки стали основными базами повышения культурного уровня населения. Практически сразу в Наркомпросе был образован Внешкольный отдел, который принял функции основного государственного учреждения, руководившего строительством советской системы библиотечного обслуживания.

Постановлением Совнаркома 30 декабря 1917 года правительственным комиссаром по внешкольному образованию была назначена Н.К. Крупская, которая в эти годы (и в течение 20 лет) непосредственно руководила библиотечным строительством, развитием библиотечного дела. Под её руководством разрабатывались первые программные документы по строительству советской системы библиотечного обслуживания населения («усеять всю Россию книгами, и чтобы книги попали в надёжные борозды»), издавались книги, брошюры, сборники, статьи в специализированных периодических изданиях, посвящённые методическим основам библиотечного дела. Но наш рассказ не об истории библиотечного дела в СССР, а о роли книги в жизни тогдашней молодёжи, поскольку РКСМ (в рамках участия в культурной революции) уделял особое внимание чтению и организации библиотек. Тысячи неграмотных и полуграмотных граждан республики, процесс создания советской системы образования далёк от завершения – в этих условиях большие надежды государство возлагало на самообразование. А книга в деле самообразования на первом месте.

Все представленные издания – методические материалы, в помощь библиотекарям, политпросветработникам и организаторам культурной работы в комячейке.

«Ильич учил: в стране безграмотной построить социализм нельзя. Борись за книгу и газету – они откроют тебе новые горизонты…, научат, как маленькое будничное дело связать с великим делом освобождения угнетённого человечества. Давайте самостоятельно работать с книгой, давайте бросим курить газеты на цигарки, давайте ценить наследство Ильича, и тогда мы быстро придём к социализму».

Книгу и газету рабочей и крестьянской молодёжи. Вечер и день книги
Книгу и газету рабочей и крестьянской молодёжи. Вечер и день книги. – Хабаровск: ДБ. ЦК. РЛКСМ, 1924. – 84 с.

Читать

В каталоге

Сборник начинается со статьи М. Смушковой «Библиотечная работа РКСМ» (статья программная, с неё начинались в то время многие издания подобного рода). «Библиотека – не место механической выдачи книг, и библиотекарь – не аппарат для этой выдачи. Библиотека должна углублять те знания, которые в отрывочном виде дают другие политико-просветительные учреждения… На библиотеке лежат огромные воспитательные задачи – научить каждого, овладеть книгой, как орудием производства».

Немного об авторе статьи. Мария Аркадьевна Смушкова (1893–1986) стояла у истоков создания библиотечной отрасли СССР, соратница Н.К. Крупской. К 1929 г. она совмещала три руководящих поста – заведующей Библиотечным отделом Наркомпроса, председателя Центральной библиотечной комиссии, главного редактора журнала «Красный библиотекарь». Но в 1936 г. её муж был арестован и осуждён по 58 статье на 5 лет исправительных лагерей, а год спустя была выслана и Мария Аркадьевна (вместе с детьми). На этом её активная библиотечная карьера закончилась. После реабилитации М.А. Смушкова была уже пенсионером (персональным), писала мемуары о библиотечном деле в первые годы советской власти, о Н. К. Крупской и пр. Но в профессиональной среде имя её не забыто: в 2003 г. библиотечное сообщество отметило 110-летие Марии Аркадьевны, а в 2010 г. интересная статья о ней была опубликована в журнале «Библиотечное дело» (№ 15 (129)'2010 М.Н. Глазков, «От власти – до опалы. Имя в истории библиотечного дела»).

В целях приближения книги к комсомольцу рекомендовалось организовывать групповые чтения на дому (статья Ровинского «Групповые чтения на дому. Из опыта»). Автор описывает результаты предпринятого им самостоятельного исследования читательских интересов комсомольцев – участников самодеятельного кружка. О результатах: комсомольцы читают в основном местные ежедневные газеты (читать стараются каждый день, несмотря на некоторые неблагоприятные условия – большая семья, малое помещение, отсутствие электричества, шум и т.д.); книг недостаточно (в качестве настольных для всей проверенной группы указаны две – «Политэкономия» и «Исторический материализм»). Выбор популярных книг не покажется странным, если учесть, что в то время чтение считалось «неотъемлемым элементом всей системы политобразования в союзе» .

Следующая статья сборника посвящена задачам РКСМ в библиотечном строительстве и содержит массу полезных, вполне себе методических советов, как организаторам комячеек, так и непосредственно библиотекарям: как начать разбор (в смысле обсуждение) книги, – «…надо знать, трудна или легка книга, интересна или скучна, в какой работе будет полезна. На первое время можно рекомендовать разбирать книжки по бланку анализа, в котором поставлены вопросы о книге, на которые нужно отвечать – работа очень простая и увлекательная, потому что она выясняет интересы читателя»; как устраивать выставки, – «Прежде всего в читальне под общим заголовком «Новые книги» надо вывести выставку новых книг, чтобы новинки были у всех перед глазами; в уголке поставить книжки, всегда для ребят нужные, с каким-нибудь лозунгом о чтении, привлекающим внимание, например „Почему Бавария против власти советов?“, „Будет ли Россия воевать?“, „Что такое фашизм?“ и др.»; плакатная работа и много других установок, связанных с организацией библиотечной работы (громкие чтения, стенная и живая газеты и пр.).

«В читальне не должно быть мертвых стен, плакат – украшение читальни… На одной стене у вас рисунки, собранные из старых журналов и дающие вам картину жизни первобытных людей или морское дно, на другой – красный октябрь, зажигающий всемирные пожары, несущие смерть дворцам и мир хижинам. Его надо делать ярким, красочным, чтобы он притянул к себе. Писать на нём надо немного, чтобы мимоходом прочесть, а потом взять указанную книгу».

Во втором разделе сборника даны рекомендации по организации вечеров книги – «…С книгой досуг вы заставьте сродниться, пули – буквы, окопы – страницы!» (А. Жаров), здесь есть совершенно замечательная сатирическая пьеса «Политсуд над книгоубийцей» (в то время суды были очень популярной формой просветительских мероприятий).

Отдельные рекомендации даны относительно организации вечера книги в деревне. Там тоже есть и тезисы докладов, и пьеса (довольно нудная, по сравнению с первой), где действующие лица уже крестьяне, и стихи Д. Бедного, и частушки, – «Зарастает пар крапивой, ты сохою выпаши, за год денег я скопила и газету выпишу» . Всё с учётом главной задачи: «учить деревню, что печатное слово верный помощник крестьянству в хозяйстве, что печатное слово указывает крестьянину, с кем надо идти об руку при устройстве общественной жизни» .

И завершает сборник, подготовленный политпросветом ЦК РКСМ аннотированный список рекомендуемой к прочтению литературы, поскольку «… не всякую книгу можно уважать и о ней рассказывать. Есть вредные книги, о которых говорить не стоит» .

Второй сборник адресован в большей мере библиотекарям.

Комсомолец и книга
Комсомолец и книга. – М.; Л.: Молодая гвардия, 1924. – 142 с.

Читать

В каталоге

«Библиотечная работа в союзе до последнего времени была в загоне, считалась работой технической. Дело не в регистрациях, анкетах, формулярах и прочей бумажной литературе, а в хорошем методическом подходе» .

Статьи сгруппированы по разделам (похоже на учебник для библиотекаря): «Организация работы», «Лицо читателя», «Привлечение читателя», «Руководство чтением».

Раздел «Организация работы» чётко определяет место библиотеки – «Библиотека – подмастерье клуба… Она должна углублять те знания, которые даёт клуб… Каждое клубное мероприятие должно быть закончено и углублено книгой» . Для тех лет это вполне нормальная ситуация, поскольку подавляющее число граждан было неграмотным или малограмотным. Раздел «Лицо читателя» начинается статьёй профессора А.П. Нечаева «Психологические основы работы с книгой». Автор – Александр Петрович Нечаев (1870-1948) – один из основоположников отечественной экспериментальной педагогики. В числе прочих его трудов – «Психологический метод обучения чтению» (1923 г.). Кстати, в 1922 г. именно он был приглашён к больному Ленину для психологического обследования по его собственным методикам.

Несколько цитат из приведённой статьи: «Как организовать распространение книжных знаний в народе? Какие книги заслуживают рекомендации? Какие книги следует считать полезными и какие вредными?... Некоторые думают, что возможно даже выработать какой-то список безусловно полезных и вредных книг, независимо от того, кому они предназначаются. Такая точка зрения, конечно, неправильна. Нет книг безусловно полезных или безусловно вредных. Всякая книга может быть и полезна, и вредна, смотря по тому, кому она попадёт в руки».

«Редкий грамотный человек не сможет указать книгу, которая так или иначе отразилась на его воле. Известны рассказы о целых переворотах в душевном складе людей после прочтения некоторых книг, о коренном изменении в поведении под влиянием чтения... Но при этом интересно отметить, что та же самая книга, которая производит настоящую бурю в душе одного человека оставляет в совершенно равнодушном состоянии другого».

«Некоторые книги, в известное время, могут производить на нас сильное прямое влияние: мы глубоко задумываемся над их содержанием, проникаемся определенными чувствами, желаниями там изображёнными и невольно начинаем действовать под влиянием этих мыслей и чувств. Но многим приходилось наблюдать и совершенно противоположные примеры, когда книга вызывала в читателе желания как раз обратные в сравнении с её содержанием. В этом отношении характерна печальная участь, которая во все времена много раз постигала так называемую агитационную литературу, нередко вызывавшую как раз обратные действия в сравнении с теми, на которые была рассчитана» . Статья интересная, читать не скучно.

Далее в разделе помещены результаты исследований читательских интересов. Например, анкета «Какая книга вам понравилась?».

Член РКСМ, рабочий, 19 лет.

Исповедь Горького. В ней автор описывает жизнь незаконнорожденного, его скитания по России. Он также описывает жизнь монахов – грязную жизнь. Скиталец ищет бога и не может его найти. В конце концов он становится революционером и приветствует народ.

«Происхождение видов Дарвина» – эта книга учит правильно смотреть на жизнь и объясняет законы, которым подчиняется жизнь животных и человека.

«Очерки бурсы» Помяловского. Там описывается жизнь молодёжи в бурсе и школьное воспитание.

«Что делать» Чернышевского.

Военнослужащий, образование среднее.

Книги для меня все интересны, потому что мне интересен взгляд автора на те или другие вещи.

Девушка, 15 лет, учится в школе кройки и шитья.

«Капитанская дочка» Пушкина как романтическая история.

Работница, 22 года.

«Последний поцелуй» Пазухина – нравится фабула.

«Буря в стоячих водах» Пазухина – нравится фабула.

«Камо грядеши» Сенкевича. Понравились мне герои.

Из опроса отдельных комсомольцев Хамовнического района г. Москвы

Из всех участников анкеты в пристрастии к сентиментальным любовным романам призналась только работница 22-х лет (писатель А.П. Пазухин (1854-1919), автор более 50-ти романов, «похожих друг на друга, шаблонными и лубочными приёмами изготовления», по мнению критиков, но пользовавшихся большой популярностью у читателей).

В разделе «Привлечение читателей», размещены «Десять правил чтения», подготовленных кабинетом политпросветработника МК РКСМ. Вот они:

  1. Читать – значит думать с кем-нибудь, создавать собственные мысли при помощи мыслей чужих. Читать – ничто: читать и размышлять всё.
  2. Книг очень много, жизнь очень коротка – читай только хорошие книги. Но и хороших книг столько, что их не осилить. Читай всё о чем-нибудь одном и что-нибудь обо всём.
  3. Бери не количеством, а качеством. Одна продуманная книга стоит ста проглоченных.
  4. Никогда не читай слишком долго. Неумеренное чтение отнимает у ума его гибкость.
  5. Читай хотя бы час в день, но постоянно, регулярно, без пропусков и без чередования одной недочитанной книги другой.
  6. Помни основное правило чтения: читай внимательно, обдуманно, медленно. Нужно читать книги также внимательно, разумно, сосредоточенно, как они были написаны.
  7. Старайся читать вслух. Обмен мнений и взглядов по поводу прочитанного ценен, как само чтение.
  8. Читай всегда с карандашом в руках. Делай выборку интересных мест, будящих мысль.
  9. Хорошую книгу нельзя читать один только раз – перечитывай её и обдумывай.
  10. Читай газету. Сознательный комсомолец должен быть в курсе текущей жизни.

Насколько эти правила актуальны сегодня, решите сами.

Зоной особого внимания как партии, так и РКСМ была деревня, которая (по определению наркома просвещения А.В. Луначарского) «находится в хвосте нашего каравана, голову которого составляет городской пролетариат, опередивший весь мир».

Центрами культурной, просветительной, образовательной работы на селе стали избы-читальни и самое активное участие в их устройстве и работе принимали комсомольцы. Следующий сборник:

Комсомол в избе читальне. сб. составлен политпросветом ЦК РЛКСМ и отд. изб-читален главполитпросветом
Комсомол в избе читальне : сб. составлен политпросветом ЦК РЛКСМ и отд. изб-читален главполитпросветом. – 2-е изд. – Москва-Ленинград, 1925. – 112 с.
Читать

В каталоге

«Изба-читальня – это горлышко, через которое надо раскупорить темноту, невежество, пролить свет знания. Наш комсомол, который сетью своих организаций охватил деревню – тот штопор, который призван для этого ответственного и благодарного дела. Изба-читальня должна стать действительно единым политико-просветительным центром деревни, развернуть свою работу для всего крестьянского населения».

Изба-читальня хоть и читальня, но не библиотека (хотя некоторые, со временем, стали библиотеками, клубами, домами культуры – уже после войны, когда борьба с неграмотностью достигла прочного успеха). Поскольку сборник составлен Политпросветом ЦК РЛКСМ и отделом изб-читален Главполитпросвета, понятно, что основной упор сделан на политическое просвещение и работу по ликвидации неграмотности. В брошюре (выдержавшей несколько изданий, а значит популярной в то время) расписан подробный план организации избы-читальни в сельском поселении, а также даны инструкции «как сделать избу-читальню массовым проводником партийного влияния на широкие слои нашего многомиллионного крестьянства». Большое внимание уделено антирелигиозной пропаганде, а также построению нового быта (во всех направлениях): от раскрепощения женщины, выдвижения новой обрядности (октябрины, комсомольские свадьбы и т.п.), до борьбы грубостью и неряшливостью («с пьянством, плевками, руганью и матерщиной» ). Но главное это ликвидация неграмотности и малограмотности. Главным методом была признана громкая читка (потому изба и читальня) специально рекомендованных для крестьянской аудитории газет, брошюр по сельскому хозяйству и книг, список которых прилагается («Нашему избачу – тысячу книг прочесть по плечу»; «Помни чтец свою задачу – быть новатором и не иначе»; «Вместо беленькой бутылки, лучше в книге посмотри картинки»).

Поскольку сборник предназначен для комсомольцев, большой раздел посвящён пропаганде разумных развлечений среди молодёжи. Вместо старорежимных вечёрок («пьяная гульба до угару – привычка подневольной старой жизни») культурное времяпровождение в избе-читальне, где «книга, газета, беседа, кружки, справочный стол, спектакль, агит-суд» . Поскольку, по горячему убеждению политпросвета, именно в избе-читальне «вырабатываются и поддерживаются новые общественные взгляды и навыки, так нужные в деревне». А как было на самом деле? В общем, по-разному. Вот некоторые рапорты с мест (из брошюры «За культурный досуг молодежи», 1928 г.). (За культурный досуг молодежи : информ. обзор. – Москва, 1928. – 36 с.).

«До сих пор многие комсомольцы по старинке относятся „принципиально“ отрицательно к посиделкам и если ходят туда, то молчат там, а о завоевании не думают».

«Подготовка к вечерам самодеятельности проходит путём создания групп по отдельным видам развлечений… Используется вопросник „Ком. правды“, за лучший ответ премируются шоколадом и конфетами. Плохо, что задаваемые вопросы заранее не вывешиваются и молодёжь, приходя на вечер, с ними не знакома. Отсутствие помещений, слабость вечеров самодеятельности вынуждают молодёжь коротать время на частных вечеринках с вином и пивом».

«В дер. Алешино (Бронницкого уезда) посиделок нет. Молодёжь коротает вечера в избе-читальне, занимаясь в кружках, играя в шашки и читая книги. Хорошая работа комсомола и избы-читальни вытеснила посиделку. А вот в д. Щельпино той же волости посиделки еще существуют. Проводятся посиделки так: у какой-либо девицы собирается группа девчат и ребят, некоторые под хмельком, поют песни, танцуют, ругаются „матом“. Комсомольцы бывают на таких вечерах, но сидят, как воды в рот набрали. Плохо, что вечера молодёжи проводятся в основном в волостном центре, а дальше от волостного центра процветают и „посиделки“ и „полежалки“, с „матом“, с похабными песнями, с пьянством и картами».

На самом деле избы-читальни не были так популярны, как об этом писалось в отчётах (РЛКСМ и Главполитпросвета): почти везде не хватало финансирования, где-то энтузиазма местным активистам, а где-то энтузиасты-избачи не обладали нужной подготовкой. Но успехам культурной революции в СССР это не помешало. Была создана новая советская система народного образования и широкая сеть библиотек; народ овладевал знаниями и всеми доступными достижениями культуры и со временем СССР стал «самой читающей страной» в мире. Правда, учитывая систему государственного устройства, образовательные учреждения и библиотеки все эти десятилетия продолжали нести бремя политического воспитания граждан. Не говоря уже о комсомоле – те, чья молодость пришлась на эти годы помнят добровольно-принудительные собрания, политинформации, политчасы и другие подобные мероприятия; госэкзамены по истории КПСС и диалектическому материализму и т.п. И так до самых 1990-х, когда монополия коммунистической партии была упразднена, и начался новый период истории (как нашей, так и всех государств бывшего СССР).

Для полноты картины, желающие могут ознакомиться с различными методическими материалами, в основном производства РГЮБ (с 1970 по 2000 гг.), в разделах нашей ЭБ «Идеологическое, политическое и гражданское воспитание» и «Молодёжь и культура».